Причины речевых нарушений

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают био­логические и социальные факторы риска'. Биологические причи­ны развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриут­робного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нару­шений играют такие факторы, как семейная отягощенность рече­выми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психо-

Фактор риска - различные условия внешней среды и индивидуальной реак­тивности организма, которые могут способствовать развитию тех или иных на-РУШений.


логические факторы риска связаны главным образом с психиче­ской депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. От­рицательное воздействие на речевое развитие также могут оказы­вать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стиму­ляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т.е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках кли-нико-педагогического и психолого-педагогического подходов.

Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматрива­ются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выде­ляются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, рино-лалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: