Основные виды речевых нарушений 2.4.1. Дислалия - нарушение звукопроизношения

При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата ос­таются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (орга­ническая) дислалия связана с нарушением строения артикуляцион­ного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зу­бов, неправильное строение твердого нёба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Данные дефекты за­трудняют нормальное произношение звуков речи. Функциональная дислалия чаще всего связана: с неправильным речевым воспита­нием ребенка в семье («сюсюканьем», использованием «нянькиного языка» при общении взрослых с ребенком); неправильным звуко-произношением взрослых в ближайшем окружении ребенка; педа­гогической запущенностью, незрелостью фонематического вос­приятия. Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые в раннем дошкольном возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смешение звуков речи двух языковых систем.

У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции (свистя­щих, шипящих, р, л). Нарушения звукопроизношения могут про-


Т

являться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. В логопедической практике нарушения произношения звуков носят следующие названия: сигматизм (недостаток произ­ношения свистящих и шипящих звуков); ротацизм (недостаток произношения звуков р-р'); ламбдацизм (недостаток произноше­ния звуков Л-Л'); дефекты произношения нёбных звуков (недоста­ток произношения звуков к-к', г-г', х-х', и); дефекты озвончения (вместо звонких звуков произносятся их глухие пары); дефекты смягчения (вместо твердых звуков произносятся их мягкие пары). У детей с дислалией, как правило, не отмечается нарушений рече­вого развития, т. е. лексико-грамматическая сторона речи форми­руется в соответствии с нормой.

Известно, что формирование нормативного звукопроизношения у детей происходит постепенно до четырех лет. Если в у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, не­обходимо обратиться к логопеду. Однако специальную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи при ее наруше­нии можно начинать и раньше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: