Предмет и задачи сурдопедагогики

Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой) - составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха ока­зывает решающее влияние на его речевое и психологическое ста­новление. При нарушениях слухового анализатора в первую оче­редь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недо­развитие познавательной деятельности. Первичный дефект ана­лизатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других от­клонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха


третьего, четвертого и т.д. порядка все более искажают и обедня­ют структуру развития познавательной деятельности неслышаще­го ребенка.

Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают что число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нару­шенным слухом в группе населения после пятидесяти лет. Прове­денные массовые исследования слуха в различных странах пока­зали, что примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость и воспринимает разговорную речь на расстоянии менее Зм, а до 4% страдают выраженной односто­ронней тугоухостью.

В системе образования увеличивается число детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.

В этой связи необходимость существования и развития научно-педагогической области, предметом которой являются теория и практика образования лиц с ограниченными слуховыми возмож­ностями, очевидна.

Задачами сурдопедагогики являются:

педагогическое изучение лиц с нарушениями слуха и законо­мерностей овладения ими образованием в зависимости от инди­видуальных особенностей и особенностей нарушения слуха и речи;

разработка, научное обоснование и практическая реализация специального образования для разных категорий лиц с нарушен­ным слухом;

разработка научных основ содержания образования, дидакти­ки и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом;

развитие различных подсистем специального образования лиц с нарушенным слухом, специальных образовательных тех­нологий развития остаточного слуха, обучения жестовому, рус­скому (родному) языку, устной речи, педагогической реабилита­ции в послеоперационный период (при кохлеарной импланта­ции) и пр.;

совершенствование технических средств коррекции и компен­сации нарушений слухового анализатора;

совершенствование системы педагогической работы, направ­ленной на социальное адаптирование и социально-профессио­нальную реабилитацию лиц с нарушенным слухом;

взаимодействие и кооперация с общей педагогикой для рас­пространения специальных педагогических знаний, развития ин­теграционных идей и их реализации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: