Нарушение развития речи

Психолого-педагогический подход к анализу речевых наруше­ний является приоритетным направлением отечественной логопе­дии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х гг. (Р.Е.Ле­виной с сотрудниками) лингвистический анализ речевых наруше­ний у детей, страдающих разными формами речевой патологии, позволил выделить общее недоразвитие речи и фонетико-фонема-тическое недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фоне­тической, фонематической и лексико-грамматической.


У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого раз­вития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте яв­ляются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетвори­тельное понимание доступной для определенного возраста обра­щенной речи. У детей с ОНР речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при ОНР (Р.Е.Левина). Каждый из уровней может быть диагностиро­ван у детей любого возраста.

Первый уровень - самый низкий. Дети не владеют общеупотре­бительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания («бо-бо», «ав-ав»), а также не­большое число существительных и глаголов, которые существен­но искажены в звуковом отношении («кука» - кукла, «ават» - кро­вать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ре­бенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов («би-би» - машина, само­лет, поезд, ехать, лететь).

Высказывания детей могут сопровождаться активными жеста­ми и мимикой. В речи преобладают предложения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в опреде­ленной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно про­износимых. Правильно произносимые звуки нестойки и в речи могут искажаться и заменяться. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться отно­сительно сохранными. Фонематическое восприятие нарушено грубо. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по зна­чению слова (молоко-молоток, мишка-миска). До трех лет эти дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно. Преодоление речевого не­доразвития требует систематической работы с логопедом. Дети с первым уровнем речевого развития должны обучаться в специ­альном дошкольном учреждении. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие дети в дальнейшем нуждаются в дли­тельном обучении в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребитель­ной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети


более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, зву­ковыми комплексами и лепетными словами они используют обще­употребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети поль­зуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются гру. бые ошибки в использовании грамматических форм («игаю кука» -- играю с куклой). Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда со­гласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их пере­становки («тевики» - снеговики, «виметь» - медведь). При обследо­вании отмечается нарушение фонематического восприятия.

Дети со вторым уровнем речевого развития нуждаются в спе­циальном логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так и школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. Однако в зависимости от степени этой ком­пенсации дети могут быть направлены как в общеобразователь­ную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны по­лучать систематическую логопедическую помощь, так как овладе­ние письмом и чтением у этих детей затруднено.

Третий уровень - дети пользуются развернутой фразовой ре­чью, не затрудняются в назывании предметов, действий, призна­ков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прила­гательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помо­щью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систе­матической логопедической помощи бывают готовы к поступле­нию в общеобразовательную школу, хотя испытывают опреде­ленные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматическо­го конструирования связных высказываний, недостаточной сфор-мированностью фонематического восприятия, нарушением зву^ копроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму обще­


ния. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затрудне­ния при овладении письмом и чтением, нередко имеются специ­фические нарушения письма и чтения.

У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени. Звуко­произношение может быть ненарушенным, но «смазанным» либо страдать в отношении двух-пяти звуков. Фонематическое вос­приятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ от­стают в развитии от нормы. В устных высказываниях такие дети допускают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой ха­рактер. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразователь­ной школе, хотя успеваемость у них низкая. Они испытывают опре­деленные трудности при передаче содержания учебного материала, часто отмечаются специфические ошибки письма и чтения. Эти дети также нуждаются в систематической логопедической помощи.

Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное на­рушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка.

Среди детей с нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной. К ним относятся дети, у которых наблюдаются:

неправильное произношение отдельных звуков, одной или не­скольких групп звуков (свистящих, шипящих, л,р); недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппо­зиционными фонемами. В устной речи у детей с ФФН могут на­блюдаться следующие отклонения в звукопроизношении: отсутст­вие звука («ука» -рука), замена одного звука другим определенным звуком («суба» - шуба, «лука» -рука); смешения тех звуков, кото­рые входят в состав определенных фонетических групп. Наблюда­ется неустойчивое употребление этих звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в Других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. У детей с ФФН нарушено формирование фонематиче­ского анализа и синтеза. Соответственно они испытывают значи­тельные затруднения при обучении письму и чтению. Преодоле­ние ФФН требует целенаправленной логопедической работы.

Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: