ОБРАЗОВАНИЯ..............................................................................205
Глава 1. Образование лиц с нарушениями умственного развития................. 205
1.1. Специальное образование детей с трудностями в обучении
(задержка психического развития)..............................................205
1.2. Образование лиц с нарушением умственного развития
(умственной отсталостью)............................................................ 211
Глава 2. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи........................227
2.1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной
отрасли знаний..............................................................................227
2.2. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные
закономерности ее развития у ребенка........................................228
2.3. Причины речевых нарушений......................................................229
2.4. Основные виды речевых нарушений...........................................230 v'
2.5. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
с речевыми нарушениями.............................................................243
2.6. Система специальных учреждений для детей
с нарушениями речи......................................................................244
Глава 3. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха...247
3.1. Предмет и задачи сурдопедагогики.............................................247
3.2. Причины нарушений слуха, их диагностика
и медицинская реабилитация.......................................................249
3.3. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха......253
3.4. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики............................257
3.5. Педагогические системы специального образования лиц
с нарушениями слуха....................................................................260
3.6. Специальные технические средства для неслышащих...............275
3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.................................................................. 276
Глава 4. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.................... 279
4.1. Предмет и задачи тифлопедагогики........................................... 279
4.2. Из истории тифлопедагогики...................................................... 280
4.3. Причины и последствия нарушения зрения и способы
компенсации.................................................................................. 282
4.4. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением.......... 286
4.5. Обучение детей с недостатками зрения в школе........................ 288
4.6. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих........................................ 297
Глава 5. Специальное образование при аутизме и аутистических
чертах личности................................................................................... 300
5.1. Понятие о синдроме раннего детского аутизма
и аутистических чертах личности............................................... 300
5.2. Причины аутизма......................................................................... 302
5.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика............... 303
5.4. Возможности развития, образования и социализации............. 308
5.5. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме............... 309
Глава 6. Специальное образование лиц с нарушениями
опорно-двигательного аппарата........................................................ 316
6.1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата................... 316
6.2. Общая характеристика ДЦП....................................................... 317
6.3. Структура двигательного дефекта при ДЦП............................. 318
6.4. Нарушения психики при ДЦП.................................................... 322
6.5. Речевые нарушения при ДЦП..................................................... 325
6.6. Коррекционная работа при ДЦП............................................... 326
6.7. Система специализированной помощи детям, страдающим
церебральным параличом............................................................ 329
Глава 7. Развитие и образование детей со сложными
нарушениями развития........................................................................ 332
7.1. Понятие о сложном нарушении развития.................................. 332
7.2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями
и значение их психолого-педагогического изучения................. 333
7.3. Задачи психолого-педагогического сопровождения
развития ребенка со сложным дефектом.................................... 335
7.4. Психолого-педагогические основы развития и образования
лиц со сложным дефектом........................................................... 338
7.5. Пути и способы организации специального образования
для лиц со сложными нарушениями в развитии........................ 340