1. Необходимо включать аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность. Необходимо создавать активные и действенные формы детского опыта. Таким образом, сущность компенсации не должна сводиться исключительно к развитию оставшихся органов и систем.
2. Наличие сложной структуры дефекта. Именно поэтому можно выделить три положения:
-Педагогическое воздействие должно быть в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Поскольку с его помощью может быть достигнуто значительная компенсация нарушенных функций.
-Для преодоления первичного дефекта чаще необходимо медицинское воздействие.
-Вторичное отклонение сензитивной к психолого-педагогическим воздействиям.
-Чем теснее связь вторичного отклонения с первичным, тем сложнее оно поддается коррекции и компенсации.
3. Связь общих задач воспитания и специальных методик. Обучение детей с любыми нарушениями требуют специальной педагогической техники, особых приемов и методов. Поэтому данное специальное воспитание и обучение необходимо подчинить социально. Т.е. компенсация должна основываться на базовой потребности ребенка, а именно потребности в общении, в том числе и со взрослыми.
4. Основной путь компенсации людей с нарушениями развития - это включение их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Т.о., создаются условия для полноценной интеграции в обществе людей.
5. Социальная обусловленность дефекта. Сами по себе дефекты не делают их носителя "дефектным". Главную роль в этом играет социально-психологическая реализация дефекта. Именно поэтому компенсаторные возможности человека полностью раскрываются при условии, что дефект становится осознанным. В случае осознания человек стремится справиться с этим дефектом. Т.е. он активно включается в процесс компенсации.
Т.о., можно выделить следующие факторы успешной компенсации:
1. Биологические предпосылки.
2. Возраст ребенка.
3. При врожденном дефекте возможности компенсации могут быть значительно выше. Поскольку в раннем возрасте цнс обладает большей пластичностью. Краткий временной интервал с момента возникновения дефекта (в случае врожденности дефекта).
4. Ближайшее социальное окружение. Помощь ближайших людей должна быть дозирована.
5. Личное желание преодолеть дефект. Целенаправленные регулярные усилия, направленные на достижение поставленной цели.
Компенсаторные процессы не существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности.
Кроме феномена компенсации большое значение имеет понятие декомпенсации.
Декомпенсация - 1) буквально, это неспособность компенсации. 2) нарушение деятельности органа, системы органов вследствие истощения или срыва его приспособительных механизмов. 3) утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влияние патогенных воздействий, т.е компенсаторный механизм либо полностью исчерпывает свои возможности, либо сам выходит из строя. В результате чего, дальнейшее противодействие нарушению становится невозможным.
В психиатрии под декомпенсацией понимают недостаточность защитных механизмов человека обычно приводящих к обострению состояния.
Декомпенсация существует на всех уровнях.