Семаго

Три неспецифичных критерия разграничения видов, вариантов и форм отклоненного развития:

1. Критичность – способность осознавать свои ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против, выдвигать гипотезы и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.

Некритичность – утрата контроля над интеллектуальными процессами, утеря целенаправленности мышления, нарушение его мотивационного компонента.

Критичность делится на: критичность к своим суждениям, действиям и высказываниям; к своим психопатологическим переживаниям; к себе, к личности.

1) Критичность к своим суждениям, действиям и высказываниям проявляется в функциях:

- Оценочно проверочная функция. Оценка усваиваемой информации, проверка соответствия знаний закономерностям объективной действительности, а также контроль познавательной деятельности, относительно истинности ее результатов, и проверка достоверности знаний.

- Стимулирующая функция. Стимуляция выдвижения гипотез и поиска новой информации.

- Корректирующая функция. Уточнение зоны поиска информации. В результате чего, может быть достигнуто более быстрое решение проблемной задачи. А кроме того, в силу экономности мышления, человек будет способен охватить широкую систему явлений действительности.

- Прогнозирующая функция. Об оценке на будущее. Проявление при оценке человеком, как своего поведения, так и поступков других людей.

2) Критичность к себе, к оценке своей личности. Понимание человеком своего места в жизни, качеств и недостатков.

3) Критичность к своим психопатологическим переживаниям. Мало задействован в детском возрасте. Важный показатель в предподростковом и в более старших возрастах.

2. Адекватность – соответствие или сходство отображения образа или знания оригиналу. Соответствие чего-то чему-то. Триада правил, обеспечивающая адекватность поведения:

1) Правильная оценка ситуации.

2) Оптимальный выбор последовательности действий в целостном поведенческом акте.

3) Точное и полное исполнение поведенческих актов. В том числе через вовлечение других людей в контекст собственного поведения.

Можно выделить два вида адекватности:

1) Социальная адекватность. Поведение в обществе. Знание социально-психических нормативов и следование им.

2) Личностная адекватность. Личностные особенности способствующие социальной адекватности. А также умение соответствовать ожиданием других конкретных людей, подстраиваться под ожидания.

3. Обучаемость – 1) (в широком смысле) приспособляемость. 2) общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности.

Признаки, свойственные обучаемому ребенку:

1) Перенос известных способов решения задач в новые условия.

2) Восприимчивость к помощи другого человека. Она может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

3) Быстрота формирования новых понятий и обобщений. Гибкость мыслительных операций. Способность решения задач разными способами.

4) Наличие памяти на общие понятия и обобщенные знания.

5) Активность ориентировки в новых условиях.

6) Темп деятельности и экономичность. Число шагов, количество материала.

7) Работоспособность и выносливость.

Основные категории специальной психологии.

Компенсация (лат. уравновешивание, уравнивание) - сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующая возможной утрате целостности и потеря равновесия с окружающей средой. Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Анохин, Выгодский, Лурия, Адлер.

Фазы компенсации:

1. Обнаружение того или иного нарушения в работе организма. При этом сигнал нарушения может быть связан как с самим расстройством, так и с его последствием.

2. Оценка параметров нарушения, его локализации и глубины или выраженности.

3. Формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизация нервно психических ресурсов индивида.

4. Отслеживание процесса реализации программы компенсаций.

5. Остановка компенсаторного механизма и закрепление его результатов. Связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.

Анохин. Описал общие принципы, характеризующие процесс формирования функциональной системы, компенсирующий функциональный дефект.

Функциональная система – это комплекс нервных структур функционально объединенных между собой для получения полезного приспособительного эффекта, необходимого живому организму в данный конкретный момент времени.

Компенсация (по Анохину) – это замена выпавшего звена функциональной системы на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность этой функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Принципы:

1. Принцип сигнализации дефекта. При возникновении нарушения возникает первый толчок к включению соответствующих механизмов компенсационного процесса.

2. Принцип прогрессирующей мобилизации запасных компенсаторных механизмов. Устанавливается соотношение факторов отклоняющих функцию от нормального уровня и факторов определяющих последовательность включения механизмов компенсации. По мере увеличения степени повреждения сигнализация о дефекте может нарастать и тогда в компенсаторный процесс вовлекаются новые области, но в том числе и ЦНС.

3. Принцип обратной афферентации от этапов восстановления нарушенной функции. Информация о восстановлении поступает обратно в центр. По мере эффективной компенсации или устранения самого повреждения состав афферентного импульсного потока поступающего в высшие отделы нервной системы будет меняться. Соответственно, будут выключаться определенные отделы этой функциональной системы, которые ранее участвовали в компенсации или включаться новые компоненты.

4. Принцип санкционирующей афферентации. В головном мозге, особенно в коре закрепляется та последняя комбинация возбуждения, которая определила успех восстановления функций в периферическом органе. Следовательно, образование стабильных комбинаций временных связей и оптимальной компенсации.

5. Принцип относительной неустойчивости скомпенсированной функции. Прочность каждой конечной компенсации в разных случаях будет отличаться и при развитии компенсационного процесса наиболее совершенным для данной ситуации. Компенсационный механизм нередко вытесняет менее совершенный.

Уровни протекания компенсаторных процессов.

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

1. Биологический или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

2. Психологический уровень. Связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе.

Механизмы психологической защиты личности.

Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, – это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Механизмы защиты весьма избирательны. В зависимости от характера проблем, ситуации и личности человека. Они способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внешней ситуации.

Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. Три основных типа – разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание (уход от необходимости самостоятельного решения).

3. Социально-психологический уровень. Предполагает включение межличностных отношений с окружающими и высокий уровень социальной поддержки, мощный уровень компенсации. Социально психологическое благополучие во многом совпадает с термином качество жизни.

3. Социальный уровень. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

Общие закономерности компенсаторных процессов в ЦНС.

1. Полисенсорность и полимодальность нейронов головного мозга. Многолинейность и многосторонность анатомических связей между различными отделами нервной системы. При разрушении одного из путей связи функцию разрушенного пути берут на себя другие нервные клетки.

2. Пластичность нервных центров, выражающаяся в том, что под влиянием новой по своему составу афферентной сигнализации, поступающей с периферии после повреждения, происходит как бы переучивание нейроцитов: они меняют темп и ритм своей деятельности. В результате меняется и эфферентная сигнализация, благодаря чему нервные центры могут в процессе компенсации принимать на себя новые, не свойственные им ранее функции.

В наибольшей степени пластичность присуща коре головного мозга, которая играет решающую роль в компенсации при значительных повреждениях нервной системы.

Три феномена пластичности:

1) посттетаническая потенциация – длительное облегчение синаптической проводимости, которое обусловлено повторной стимуляцией возбуждающих синапсов. Здесь создаются предпосылки для улучшения процессов переработки информации на сохранившихся нейронах нервного центра, которые начинают работать более активно.

2) доминанта - господствующий очаг возбуждения в ЦНС, подчиняющий себе функции других нервных центров. Доминантное состояние сохранившихся нейронов центра и рассеянных нейронов, участвующих в выполнении той или иной функции, обеспечивает более активную и стойкую деятельность указанных нервных элементов.

3) образование временных связей как важнейшего элемента ВНД также способствует восстановлению нарушенных функций.

Роль коры головного мозга в компенсаторных процессах.

1. Корковые анализаторы чутко реагируют на всякое изменение взаимоотношений организма с окружающей средой.

2. Тонкий анализ новых афферентаций, которые начинают поступать в кору после повреждения.

3. В коре на основе условнорефлекторного синтеза формируются новые, функционально комбинационные центры, обеспечивающие более интенсивное, а нередко и качественно новое использование уцелевших при повреждении эфферентных аппаратов.

Э.А. Асратян выделяет три вида влияния коры, способствующие компенсаторной перестройке нижележащих отделов ЦНС.

1. Нисходящее влияние коры, определяющее возбудимость, лабильность, тонус и работоспособность подкорковых центров.

2. Безусловнорефлекторная деятельность коры, обеспечивающая совершенство осуществления безусловных рефлексов.

3. Условнорефлекторная деятельность коры, ее способность образовывать новые условные рефлексы, с помощью которых достигается наиболее совершенная компенсация.

Виды компенсации.

1. Внутрисистемная компенсация (использование сохранных компонентов распавшейся функции). Достигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторе под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения.

2. Межсистемная компенсация связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга.

Компенсация функций – полное или частичное возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций органов или систем организма; восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: