ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
К ЛИЦАМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Введение............................................................................................. 9
Глава 1. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи......................... 13
1.1.Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни... 13
1.2.Античная цивилизация и судьба человека с отклонениями в развитии..................... 14
1.3.Античное и средневековое законодательство о правах инвалидов......................... 20
1.4.Взгляд античной медицины и философии на природу нарушений слуха и зрения........ 23
1.5. Христианство: новый взгляд на людей с отклонениями в развитии........................ 25
1.6.Резюме............................................................................................ 33
Глава 2. От призрения к осознанию возможности обучения........................................................ 35
2.1.Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни... 35
2.2.От призрения церковного к светскому......................................................... 36
2.3.Средневековый город: “полноценное большинство” охраняет свою жизнь и права...... 38
|
|
2.4. Первые ростки терпимости к “инаковыглядящим” и “инакомыслящим”................... 40
2.5.Инквизиция: люди с отклонениями в развитии приравниваются к политическим врагам. 41
2.6.Реформация: отношение к инвалидам не меняется........................................... 43
2.7. Эпоха Возрождения: новый взгляд на людей с отклонениями в развитии................. 44
2.8. Рубикон перейден: первые попытки индивидуального обучения глухонемых............ 49
2.9.Резюме............................................................................................ 58
Глава 3. От осознания возможности к осознанию необходимости обучения......................... 60
3.1. Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни... 60
3.2. Три направления помощи; учреждение специальных школ................................ 63
3.3.Опыт Германии: единое государство, единый народ, единое специальное образование. 65
3.4.Опыт Франции: пионеры и аутсайдеры одновременно...................................... 77
3.5. Опыт Англии: “британский путь” или забота о бедных и аномальных.................... 85
3.6.Резюме............................................................................................ 93
Глава 4. От обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования................................................................................................. 96
4.1. Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни... 97
4.2. Специальное образование в Европе до и после первой мировой войны................... 98
4.3. Декларация прав человека: новый взгляд на лиц с отклонениями в развитии............. 104
4.4. Резюме........................................................................................... 109
|
|
Глава 5. От изоляции к интеграции......................................................................... 111
5.1. Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни... 112
5.2. Язык отражает смену взглядов................................................................ 113
5.3. Mainstreaming - билингвизм: в общем ли потоке?........................................................ 114
5.4. Вместо резюме.................................................................................. 120
Заключение............................................................................................ 122
Библиография......................................................................................... 125