Закономерности изучения техники

Спортивная практика выработала атакующие, защитные и контратакующие структуры технических действий.

Атакующие действия являются основными для всего комп­лекса технических средств. Приступая к обучению основным техническим действиям, необходимо учитывать физиологические закономерности становления двигательного навыка, закономер­ности механики, строение организма человека, процессы памяти, мышления и эмоций.

На первом году обучения ведущей задачей является изучение техники борьбы. Оно и определяет содержание занятий: подбор средств и методов физической и тактической подготовки и режим выполнения специальных упражнений.

Выявленные закономерности становления двигательных на­выков и длительный педагогический опыт многих преподавате­лей и научных работников позволили определить последователь­ность изучения того многообразия технических приемов, которые существуют в борьбе.

Все приемы делятся на группы. В стойке, например, в клас­сической борьбе таких групп пять (переводы в партер, броски наклоном, броски прогибом, броски через спину, сваливания); в самбо — десять (броски захватом ног, выведения из равнове­сия, подножки, подсечки, подхваты, броски через голову, подса­ды, зацепы, броски через спину, бедро, броски через грудь); в вольной — шесть (переводы, броски наклоном, броски через плечи, броски с поворотом спиной, броски прогибом, свали­вания).

В каждой из этих групп имеется наиболее типичный прием — основа структуры, который изучается вначале. В дальнейшем изучают другие варианты основы структуры (приемы данной группы). Например, в стойке в группе бросков через спину на­считывается более 14 приемов. После изучения броска через спи­ну с наиболее простым захватом (основа структуры) легко овла­деть и другими приемами из этой группы (вариантами).

Такой перенос двигательного навыка, когда изучение одного приема способствует изучению целой группы приемов, называет­ся положительным переносом.

Однако в практике, если приемы изучаются сразу один за другим, встречается отрицательный перенос. Например, перевод в партер вертушкой мешает изучению броска через спину захва­том руки через плечо (если эти приемы изучаются сразу один за другим), так как при этом неизбежно возникает грубая ошибка: атакующий при повороте к партнеру спиной (в последнем при­еме) значительно отклоняет туловище назад (на партнера).

Изучение броска зацепом стопой также мешает изучению броска боковой подсечкой. Все это необходимо учитывать. Если при усвоении каких-либо приемов наблюдается отрицательный перенос навыков, то такие приемы надо изучать в разное время.

При изучении и закреплении какого-либо нового движения внимание борца имеет разную направленность. На первом этапе изучения приема внимание направлено на последовательное вы­полнение каждого отдельного элемента технического действия. По мере повторения всех деталей приема одновременно и при условии правильного выполнения их наступает ослабление вни­мания к деталям. В результате у занимающегося вырабатывает­ся умение целостно выполнять прием. Умение провести прием— это способность занимающегося сознательно выполнять техниче­ское действие с соблюдением определенных требований. Одна­ко овладения приемом на уровне первоначального умения явно не достаточно. Если борец во время схватки будет обращать вни­мание на правильное проведение элементов приема, а не на вы­бор удобной ситуации для его реализации, он не сможет пра­вильно подготовить прием и выполнить его.

Поэтому как только занимающийся овладеет техникой прове­дения приема в простых условиях (без сопротивления партнера), необходимо научить его выполнять прием в сложных условиях спортивных схваток. Занимающийся должен уметь выполнять прием в удобный момент схватки, не задумываясь над его дета­лями. Для этого надо, чтобы умение постепенно перешло в навык.

Под навыком понимается действие, выполнение которого бла­годаря многократному повторению приобрело автоматизирован­ный характер.

Известно, что всякий навык (включая и умение), с точки зре­ния физиологии, представляет собой сложную, относительно установившуюся систему условно-рефлекторных связей. Станов­ление технических навыков проходит на основе закономерностей образования сложных условных рефлексов.

Образование двигательного навыка представляет собой фор­мирование новой, сложной координационной деятельности нерв­ных центров. Эта координация всегда включает в себя регуля­цию как двигательных, так и нервных, секреторных, сосудистых и трофических функций организма, так как при осуществлении координационного двигательного акта требуется согласование не только двигательных, но и всех остальных функций организма спортсмена.

Процесс формирования двигательных навыков опирается на закон дифференцировки.

Выработка дифференцировочного торможения способствует устранению сокращения излишних мышечных групп. Быстрота становления двигательного навыка зависит от количества пра­вильно выполненных повторений, предшествующего опыта зани­мающихся, их физической подготовленности, верного представ­ления о структуре технического действия и содержания занятий.

Известно, что в структуре спортивных упражнений принято различать пространственные, временные и силовые компоненты. При овладении новым движением они усваиваются неодновременно — вначале закрепляются пространственные, затем сило­вые и, наконец, временные компоненты. Причем все эти пара­метры навыка тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Из практики известно, что даже незначительное изменение внешних условий оказывает сбивающее воздействие на структу­ру и, естественно, на эффективность выполнения основных дви­жений спортсмена. Практически очень важно, чтобы технические приемы борца имели определенную устойчивость, не расстраива­лись при помехах со стороны всех возможных факторов.

Но это не значит, что движение должно оставаться постоян­ным, оно, естественно, несколько изменяется, но основа структу­ры его сохраняется. Однако при максимальных результатах сохраняют постоянство структуры движения лишь мастера вы­сокого класса. Такое постоянство достигается, с одной стороны, приспособительными механизмами, выработанными в ходе изу­чения и, особенно, совершенствования технического навыка в Различных условиях, а с другой — приспособлением самой основы движений.

Без учета этих положений трудно правильно строить процесс обучения техническим приемам.

Таким образом, учитывая закономерности образования дви­гательного навыка, при изучении и совершенствовании техничес­ких действий, особенно сложных, тренер должен руководство­ваться следующим.

I. Проводить предварительную подготовку для лучшего ус­воения технического действия.

С этой целью необходимо применять некоторые подводящие упражнения:

1. упражнения, элементы которых сходны по координации движений с изучаемыми техническими действиями в борьбе;

2. упражнения на развитие мышечных групп, принимающих активное участие при выполнении технических действий;

3. упражнения на растягивание и расслабление основных мышц, противоположных тем, которые несут основную нагруз­ку при выполнении технических действий.

II. Упрощать условия изучения и выполнения технического действия за счет:

1. предварительной специальной подготовки перед освоением и в процессе изучения приема;

2. страховки и помощи при особенно сложных технических действиях;

3. предупреждения основных ошибок, возникающих при вы­полнении технического действия.

Примерные упражнения даны в главе «Упражнения бор­ца».

III. Последовательно изучать технические действия. Создав благоприятные условия для изучения технического действия, необходимо приступить к его изучению в следующей последовательности: в подготовительной части урока занимаю­щиеся выполняют подводящие упражнения*; в основной — осваивают прием по частям (с партнером, чучелом, без партне­ра), объединяя последовательно изученную часть приема с изу­чаемой; наиболее простые приемы осваиваются сразу в обе сто­роны; сложные — в привычную сторону до того момента, как они будут выполнены в сложных условиях; затем приемы изучаются в непривычную сторону (обучение приемам в эту сторону начи­нается также с подводящих упражнений).

В процессе совершенствования технические действия можно повторять в непривычную сторону большее количество раз. Бла­годаря этому уровень владения техническими действиями в одну и другую сторону становится примерно одинаковым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: