· Дано слово, для которого необходимо определить способ словообразования.
· Нужно представить словообразовательную цепочку, которая предшествует данному слову.
· В словообразовательной цепочке нужно выбрать именно то слово, которое непосредственно предшествует заданному слову; иными словами, нужно взять ту пару слов, которые относятся друг к другу как мотивирующее и мотивированное.
· Необходимо установить различие в лексическом значении двух выбранных слов: появляется обновленное лексическое значение, которое можно определить через мотивирующее слово, или меняется частеречное значение слова (существительное – прилагательное и т. д.).
· Необходимо установить различие в их морфемном составе. В мотивированном слове (а именно оно и дано в качестве задания) количество морфем чаще всего будет больше или произойдет замена одних словообразовательных морфем на другие.
Помните: определяя способ образования заданного слова, нужно найти предшествующее в словообразовательной цепочке слово.
|
|
Например: лето - лет н ий - по - летн ему (одеться)
Наречие по-летнему образовано от слова летний, поэтому способ его образования приставочно - суффиксальный.
В тестах ЕГЭ часто встречаются задания, где нужно найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Прежде всего таким способом образуются наречия, существительные, прилагательные, глаголы с аффиксом -ся.
Наречия: по- + -ому / -ему по - моему, по - своему, по - дорожному
по- + -и / -ски по - товарищески, по-волчьи
в-, во- + -ых / -их в - пятых, во - вторых
из-, до-, с- + -а издавна, досуха
Прилагательные: берег - при бреж н ый
Существительные: окно - под окон ник
Если нужно найти слово, образованное приставочным способом, то выполните следующие действия:
- определите все слова, в которых есть приставка;
- закройте приставку и посмотрите на то, что осталось;
- является ли оставшаяся часть "осмысленным словом"?
- если "да", то слово образовано при помощи приставки, если "нет", то иным способом
Например: не высокий / высокий, кое - что / что
Но имейте в виду, что причастия, деепричастия образуются от глаголов суффиксальным способом.
Например: вделать - сдела нн ый, подрубить - подрубл енн ый, перерезать - перереза я
Подобным образом можно отыскать слово, образованное суффиксальным способом (в этом случае закрывайте суффикс и смотрите на то, что осталось слева от него).
Например: близорукий - близорук ость (близорук + ий)
Следует обратить внимание на суффиксы -ость-, -тель-, -ств- / -еств-, -от- при помощи которых образуются существительные от прилагательных, глаголов суффиксальным способом.
|
|
Часто в заданиях ЕГЭ нужно найти слово, образованное способом субстантивации и бессуффиксным способом.
И в том, и в другом случае ищем имена существительные.
Как различить субстантивированное существительное от прилагательного?
- по вопросу
- при прилагательном есть существительное, от которого оно зависит, рядом с субстантивированным существительным, которое по форме похоже на прилагательное, существительного нет
Например: врач пришел к больному человеку (человеку какому? больному)
врач пришел к больному (пришел к кому? к больному)
В первом случае слово больной - прилагательное, во втором - существительное.