Принципы нравственного воспитания

Нравственное воспитание, в основе которого лежит формирование коммунистической морали, Н. К. Крупская рассматривала как одну из сторон подготовки гармонически развитой личности.

Коммунистические качества формируются, подчеркивала она, не только в процессе нравственного, но и умственного воспитания, и в этом состоит одна из линий связи между воспитанием и обучением.
Обучение как одна из сторон целенаправленного формирования личности школьника заключается в вооружении его знаниями, другая сторона формирования — выработка у него коммунистических качеств и привычек поведения.

Сложный процесс нравственного воспитания, включающий формирование моральных представлений и понятий, нравственных чувств и коммунистического поведения, нельзя отождествлять с процессом обучения. Единство обучения и воспитания не означает их тождества. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют одно другое, переплетаются одно с другим, но это различные проблемы, говорила Н. К. Крупская.
Задачу нравственного воспитания она видела «в воспитании нового человека, который по-новому, по-коммунистически, по-социалистически подходит к каждому вопросу, у которого привычки, отношения к другим людям совершенно иные, чем были при капиталистическом строе».
Взгляды Н. К. Крупской по проблемам нравственного воспитания покоятся на принципах марксистско-ленинской этики. Богатое наследие Н. К. Крупской в теории нравственного воспитания охватывает: анализ процесса нравственного воспитания, его содержание и методы, проблему личности и коллектива, работу школьного самоуправления, комсомольских и пионерских организаций.

Раскрывая сущность процесса нравственного воспитания подрастающего поколения, она отмечала его сложность и противоречивость и отвергала понимание самого акта нравственного воспитания как плавного, бесконфликтного. Она утверждала, что социалистическому обществу, развивающемуся по законам диалектики, присущи противоречия неантагонистического характера и одним из них является борьба между передовыми и отсталыми взглядами.

Свое утверждение Н. К. Крупская аргументировала и соображениями психологического характера. Сложность, противоречивость процесса нравственного воспитания она видела в многообразии причин и мотивов поведения, в противоречиях между требованиями окружающих и возможностями ребенка. Коллизии иногда возникают, по ее мнению, и при ошибках в воспитании детей, при разладе в семье. Система нравственного воспитания, разработанная Н. К. Крупской, направлена на преодоление этих трудностей.
Природа нравственного развития, весь процесс формирования личности ребенка требуют, полагала Н. К. Крупская, опоры на целостное знание ребенка.
Опора на комплексное изучение ребенка требует привлечения материала из смежных наук, и у Н. К. Крупской в ее работах по вопросам воспитания коммунистической морали широко использован материал из психологии и физиологии, философии и социологии.

Большое место в нравственном воспитании молодежи она отводила чувствам, эмоциям, переживаниям как одному из компонентов нравственного воспитания.

В многогранном процессе нравственного воспитания необходимо, по мысли Н. К. Крупской, опираться на весь духовный мир ребенка — на сознание, чувства и волю. Все высказывания Н. К. Крупской о воспитании коммунистической морали пронизаны глубоким уважением к ребенку, подлинным социалистическим гуманизмом. Она призывала видеть в ребенке «человека... пусть не могущего еще быть борцом и строителем, но все же человека, притом человека будущего».

Правильность и полезность ее концепции в вопросах формирования коммунистических убеждений и поведения у молодого поколения не только подтверждены временем, но сейчас, когда возрастает роль нравственных начал в жизни советского общества, теоретическая концепция и практические советы Н. К. Крупской приобретают особую актуальность. Эту главу мы посвящаем исследованию следующих вопросов: 1) анализ процесса нравственного воспитания; 2) взаимовлияние коллектива и личности; 3) педагогические принципы школьных ученических организаций.

Ведущий принцип марксистской этики — принцип детерминизма четко и последовательно выступает в ее статьях и речах, посвященных этой проблеме. Мораль — это форма общественного сознания. А «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием...».
Идея связи школы с жизнью занимает исключительно важное место во всей педагогической системе Н. К. Крупской, но особенно рельефно она выступает в вопросах воспитания коммунистической морали.

Обусловленность развития морали экономическим базисом и общественными отношениями означает научность, объективность, связь с практикой, с коммунистическим строительством всего процесса нравственного воспитания.

В статье «Высказывания Ленина по вопросам культуры и просвещения за время работы в Питере, в тюрьме и ссылке» и в других статьях Н. К. Крупская, ссылаясь на В. И. Ленина, показывает, как экономический уклад влиял на мировоззрение, нравственные понятия, психологию отдельных групп общества — крестьян, кустарей и др. Много раз она показывала связь таких моральных качеств, как коллективизм, коммунистическое отношение к труду, общественная активность, и других черт морали с экономическим базисом. Социальная детерминация понимается Н. К. Крупской не созерцательно. Марксистская этика, на которой зиждется и теория нравственного воспитания молодого поколения, не только орудие познания мира, но и преобразования его. Н. К. Крупская говорила: «Задача нашей советской школы — не только дать определенную сумму знаний, но и показать, как эти знания с живой жизнью связаны, как они могут эту жизнь изменить».
Детерминизм в марксистском понимании — революционный принцип, вот почему буржуазные течения в прошлом и в настоящее время отвергают его.
Индетерминизм приводит к отрицанию объективности морали, что характерно для современных буржуазных педагогических течений, опираются ли они на прагматизм, неопозитивизм, фрейдизм или экзистенциализм. Большинство буржуазных педагогов-исследователей, опирающихся на этику различных направлений идеалистической философии, при всех различиях между ними стоят на позициях индетерминизма, независимости нравственных идей и чувств от социальных условий, отрицания общих принципов, субъективизма, доходящего до утверждения о врожденности нравственных норм. Педагогические теории, основанные на этих этических концепциях, порождают индивидуализм, разобщенность, противоречат воспитанию общественных идеалов и затрудняют установление объективных критериев оценки нравственного поведения и возможность руководить процессом нравственного воспитания.
В. И. Ленин писал: «Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю». У Н. К. Крупской критику буржуазных теорий по вопросам морали мы находим в ее многочисленных статьях, в частности в статьях, посвященных Наторпу, Ферстеру, Каптереву, а также в ее отзывах на зарубежные педагогические журналы и книги.

Теоретический произвол в вопросах морали не мешает идеологам буржуазии практически пропагандировать и насаждать определенную классовую мораль буржуазии.

Критикуя отдельных теоретиков буржуазной психологии, исходивших из идеалистического понимания морали как «вечной», «неизменной», «прирожденной», надклассовой, Н. К. Крупская писала, что эти идеалистические теории часто смыкались с религиозными и буржуазными кодексами морали, с унаследованными от старого бытовыми навыками.

Примечательно с точки зрения педагогической раскрытие в работах Н. К. Крупской связи между идеей детерминизма и решением острых жизненных вопросов воспитания коммунистического поведения. Так, например, в статье «К вопросу о морально-дефективных детях» (1923), проникнутой подлинным социалистическим гуманизмом, эта связь выступает с предельной четкостью. С негодованием отвергая «этот гнусный» буржуазный термин «морально-дефективные дети», она писала: «Термин «морально-дефективный» предполагает, что существуют какие-то извечные, незыблемые нравственные законы, где-то вне сознания людей, кем-то извне установленные... Это — точка зрения философского идеализма. Буржуазия весьма охотно принимает такое представление о морали, изображая свою буржуазную мораль извечной, незыблемой моралью».
Раскрытие социальной обусловленности человеческих поступков, мыслей, нравственных представлений, устоев и чувств помогает понять отдельного человека и показать его роль в преобразовании жизни.
Против механического детерминизма выступал В. И. Ленин: «Марксизм, — писал он, — отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий...».

Проблема активности личности занимает одно из центральных мест во всей педагогической концепции Н. К. Крупской. Говоря о субъективном факторе и общественной активности как одном из проявлений его, она подчеркивала, что в условиях социалистического общества, характеризующегося целенаправленным развитием, открываются большие возможности для воспитания общественной активности у подрастающего поколения. Классики марксизма раскрыли существенное условие для развития человека, его личности — это его собственная деятельность, в ходе которой происходит «самоизменение».

«Диалектический материализм берет действительность в ее развитии, в процессе видоизменяющихся опосредствовании (взаимозависимостей)», — писала Надежда Константиновна по поводу 3-го тезиса о Фейербахе.
Система внешнего, объективного воздействия на ребенка в трудах Н. К. Крупской сочетается с вниманием к его внутреннему, духовному миру.
Учет объективных условий в нравственном воспитании детей предохраняет от волюнтаризма, а моральные нормы тогда превращаются в собственные убеждения, черты личности школьника, когда они приобрели личностный смысл, приняты им и усвоены. Опора на внутренний мир ребенка приводит в действие его силы, делает его помощником, союзником в осуществлении задач нравственного воспитания. В интересах справедливости надо отметить, что в советской педагогической науке именно в трудах Н. К. Крупской ориентация на ребенка, на его внутренний мир в сочетании с социальной детерминацией нашла конкретное и последовательное выражение, начиная с дореволюционных лет. Ей принадлежит мысль, что в нравственном воспитании детей особенно необходим учет их особенностей с целью добиться, чтобы внешнее влияние стало внутренним достоянием личности ребенка.
Действие, поведение должны поддерживаться не только внешней стимуляцией, но и потребностями, мотивами, которым воспитание должно придать характер общественного смысла и значения. Учитывая внутренний субъективный мир ребенка, Н. К. Крупская не впадает в «психологизирование», поскольку она неизменно подчеркивает социальную детерминированность субъективной стороны.

Ориентация на внутренний мир ребенка, на его активность, раскрытая Н. К. Крупской конкретно во всей системе нравственного воспитания, открывает большие возможности в формировании коммунистического сознания и поведения. Педагогика имеет с этикой общую проблему — теорию нравственного воспитания. Выдающийся педагог-марксист Н. К. Крупская внесла много в решение таких этических проблем, важных для педагогики, как вопрос о гуманизме, о классовом и общечеловеческом, о национальном и интернациональном.

Все творчество, вся деятельность Н. К. Крупской проникнуты революционным гуманизмом. Ее понимание гуманизма находится в непримиримом противоречии с абстрактным, буржуазно-либеральным пониманием его.
Гуманистическая концепция Н. К. Крупской нашла выражение в ее борьбе против эксплуатации человека человеком, против духовного порабощения трудящихся, против национального и колониального гнета, в ненависти к поработителям и носителям социальной несправедливости. Такое отношение к социальному злу она стремилась формировать и у подрастающего поколения. В статьях, посвященных военному воспитанию молодежи, она писала: «Советская республика должна воспитывать юношество, способное с оружием в руках защищать дорогое ему дело». «В солдатах нового строя необходимо воспитать беззаветную преданность своему социалистическому отечеству, всемирному социализму, воспитать готовность защищать его до последней капли крови, и школа должна готовить убежденных социалистов, безгранично преданных делу». Советский патриотизм неотделим от социалистического интернационализма. Этой проблеме Н. К. Крупской посвящено много устных и печатных выступлений. Все они связаны с решением таких вопросов, как единство национального и интернационального в развитии культуры, особенности в развитии экономики, культуры и классовой борьбы в национальных районах, развитие национальных языков. Подлинный интернационализм, указывала Н. К. Крупская, состоит в том, что человеку, к какой бы нации он ни принадлежал, дороги судьбы всех народов мира, судьбы всего человечества. Социалистический гуманизм коренится в социалистическом строе, основанном на морально-политическом единстве всего народа. Вера в человека, в возможность его развития, вера в способности и силы человека характеризуют революционный гуманизм Н. К. Крупской. «Общественный инстинкт — это сочувствие другим людям и умение понимать их», — говорила она. «...Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни... становление практического гуманизма...», — говорили основоположники научного коммунизма.
Самое широкое осуществление социалистический гуманизм нашел в педагогической системе Н. К. Крупской. Задачу советской школы она видела в выявлении и развитии способностей у всех детей в процессе обучения их умственному и физическому труду. «Мы должны, — говорила она, — заботиться о всех ребятах, всем ребятам давать максимум того, что мы можем». Уважение к личности ребенка, вера в его творческие силы и способности, забота об их максимальном развитии с сохранением индивидуального своеобразия проходят красной нитью через всю научную и практическую деятельность Н. К. Крупской. «Когда гляжу на нашу молодежь, часто думаю о том, что дело коммунизма уже непобедимо»— говорила она. Она ссылалась на Маркса, который в личности ребенка видел выражение человека в «безыскусственной правде». Сейчас, когда представители буржуазной педагогики выступают под флагом гуманизма в защиту абстрактного, либерального понимания, выхолащивающего социальную природу его, обедняющего развитие личности, освещение взглядов Н. К. Крупской по этому вопросу помогает в борьбе против буржуазных течений в педагогике.

В педагогическом плане она касалась во многих случаях вопроса о классовом и общечеловеческом в морали. Прежде всего Н. К. Крупская отправлялась от понимания морали как исторической классовой категории.
Парируя утверждения буржуазии, что коммунисты якобы отрицают мораль, она вслед за В. И. Лениным заявляла, что мы отрицаем мораль в том смысле, в каком ее признает буржуазия, выводящая мораль из велений бога или из идеалистических и полуидеалистических представлений, которые по существу также сводятся к велениям бога. «То, что дает буржуазия народным массам через школу и прессу, — отрава буржуазной идеологией», — писала Н. К. Крупская в документе, озаглавленном ею «О классовом воспитании». «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали», — цитирует она В. И. Ленина в статье «Воспитание».

Исторический характер содержания морали, классовая социальная обусловленность, полагала Н. К. Крупская, не исключают и общечеловеческого. Коммунистическая мораль содержит положительные моральные ценности прошлого. В каждую эпоху народные массы и передовые люди отстаивали такие этические категории, как добро и зло, справедливость, долг и др. Каждая из этих категорий этики включает в себя элементы общечеловеческого, но не сводится только к ним.

Духовная преемственность и в вопросах морали не означает воспроизведения старого без учета новых, социалистических отношений.
В социалистическом обществе этические категории наполняются новым, передовым содержанием. Честность, правдивость, товарищество, дружба, воспитанию которых у детей Н. К. Крупская уделяла много внимания, при социализме обогатились по содержанию, поскольку они отражают цель и задачи советской школы. В период социализма, по утверждению Н. К. Крупской, классовая мораль приобретает смысл высокого общественного назначения и выражает объективную тенденцию развития всего общества по пути к коммунизму и общечеловеческой морали.

Рабочий класс, писала она, взял власть не для того, чтобы создать привилегированное положение для себя, а для того, чтобы «перестроить весь мир по-своему, чтобы положить конец существованию всяких классов, чтобы поднять все человечество (подчеркнуто мной.— Е. Р.) на высшую ступень».
«...Рабочий класс отличается от других классов тем, что он не ставит себе узкоэгоистических целей и что он берет в свои руки господство для того, чтобы уничтожить всякое господство»8. В этом плане она подчеркивала, что рабочий класс не может ограничивать прием детей в школу по признаку социального происхождения, что он «стремится дать всем ребятам возможность развить до максимума все свои способности, сделать каждого работоспособным членом общества». В 30-х годах Н. К. Крупская настойчиво подчеркивала, что пролетарское государство одновременно выступает в качестве диктатуры пролетариата и пролетарской демократии.

Применительно к школе это означает, что социалистическая школа в период диктатуры пролетариата является орудием влияния на другие классы, орудием построения бесклассового общества, что она не может быть классово замкнутой: «Важно содержание преподавания, организация дела, школа должна быть насквозь проникнута классовым духом, но ниоткуда не вытекает, что школа должна быть определенного классового состава».
Она неизменно подчеркивала необходимость руководства процессом воспитания: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: