Заключение. Н. К. Крупской — крупнейшему педагогу социалистической эпохи, принадлежит выдающаяся роль в создании марксистско-ленинской педагогики и системы

Н. К. Крупской — крупнейшему педагогу социалистической эпохи, принадлежит выдающаяся роль в создании марксистско-ленинской педагогики и системы социалистического просвещения.

В подготовительных материалах к работе «Народное образование и демократия» она писала, что в истории педагогики никогда еще марксистская теория не применялась и надо было пропитать ею все дело народного образования, показать, как марксистскую теорию увязать с педагогической практикой.

Историческая заслуга Н. К. Крупской состоит в том, что она не только поставила эту задачу, но и на деле «пропитала» все вопросы педагогики марксизмом-ленинизмом.

С позиций марксизма-ленинизма она проанализировала историю развития педагогики начиная с Коменского и определила отношение к отдельным педагогическим течениям и их виднейшим представителям. По-новому ею была показана русская педагогика — ее самобытность и связь с передовыми зарубежными педагогическими направлениями. Диапазон ее теоретической и практической деятельности широк и значителен: она разрабатывала проблемы дошкольной и школьной педагогики и политпросветработы, а также была выдающимся руководителем и организатором народного образования в стране. С марксистских позиций она исследовала кардинальную психолого-педагогическую проблему — факторы формирования личности и условия ее воспитания. Тема формирования личности исследована Надеждой Константиновной в педагогическом плане, но ее исследование представляет интерес и для других наук — психологии, социологии и философии. Идеи Н. К. Крупской по этому вопросу являются идеологическим оружием в борьбе с современными буржуазными педагогическими течениями, распространенными на Западе.

Работы Н. К. Крупской были направлены на удовлетворение насущных нужд действительности и одновременно были устремлены в будущее. Ее труды сохраняют и сейчас действенное, жизненное значение.
Устранить «зияющий разрыв между наукой и учебным предметом» — требование, которое было реализовано ею в разработке содержания образования и прежде всего в области естествознания, стремительно развивавшегося со второй половины XIX в. С большой глубиной и обстоятельностью в применении к задачам школьного образования ею были исследованы: связь содержания естественных наук с созданием материально-технической базы социализма, единение теории и практики, взаимосвязь и взаимопроникновение наук как объективная закономерность, отражающая связь между отдельными явлениями природы и общества. Все сделанное ею сохраняет научное значение до сих пор.

Политехническое образование, которое в настоящее время приобрело особую актуальность в связи с научно-технической революцией, рассматривалось ею как часть всей системы коммунистического воспитания. Н. К. Крупской принадлежит научная заслуга в исследовании основных вопросов политехнического образования: содержания, форм организации и методов его осуществления.

Вопросы воспитания творческого мышления и самостоятельности в процессе обучения и воспитания занимают видное место в трудах Н. К. Крупской. Ее высказывания по этим вопросам звучат современно и их правильность сейчас, когда происходит быстрый рост объема знаний и в научном познании возрастает роль обобщенного, отвлеченного мышления, особенно очевидна. Психолого-педагогические рекомендации Н. К. Крупской, направленные на формирование у школьников «умения самостоятельно приобретать знания», являются полезными для учителя и в настоящее время.
Ускорение умственного развития детей благодаря научно-техническому прогрессу и социалистическим отношениям благоприятствует осуществлению этой задачи. Одновременно надо учесть предупреждение Н. К. Крупской против тезиса, что «ребенок все может в любом возрасте».
В осуществлении исторической задачи «воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм», роль Н. К. Крупской поистине огромна. Она внесла неоценимый вклад в дело воспитания нового человека в духе коммунистических идеалов, «который по-новому, по-коммунистически подходит к каждому вопросу». В трудах Н. К. Крупской впервые в истории педагогики вопросы нравственного воспитания школьников освещены на основе марксистско-ленинской этики. Именно в ее педагогической системе ориентация на ребенка, на его внутренний, духовный мир в сочетании с социальной детерминацией нашла конкретное и последовательное выражение. Она определила моральные коммунистические качества, которые нужно сформировать у школьников, и указала педагогические пути их воспитания применительно к различным этапам возрастного развития.

Н. К. Крупская по праву считается основоположником детского и юношеского коммунистического движения. Ею разработаны педагогические принципы школьного самоуправления, а также пионерской и комсомольской организаций.

Трудно переоценить научный вклад, внесенный в педагогику и педагогическую психологию виднейшим педагогом-марксистом Н. К. Крупской.

Список использованной литературы:

1. Е. И. Руднева. "Педагогическая система Н. К. Крупской"

2. Wikipedia.Биография Н.К. Крупской

3. Н.К.Крупская. Собрание сочинений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: