Тема 14. Защита прав на местное самоуправление

Постановление от 16 октября 1997 года N 14-П по делу о проверке конституцион-ности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание зако-нодательства Российской Федерации. 1997. N 42. Ст. 4902)

Положение Закона, согласно которому:
- в случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конститу-ции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципаль-ного образования законодательный (представительный) орган субъекта РФ может обра-титься в соответствующий суд (верховный суд республики, краевой, областной или го-родской (города федерального значения) суд, суд автономной области, суд автономного округа) за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного само-управления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, конституции, уставу субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования;
- заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного само-управления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, конституции, уставу субъекта РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответст-вующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного само-управления; прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выбо-ров осуществляются законом субъекта РФ.

Позиция заявителя

Установленная данным положением возможность досрочного прекращения полно-мочий органа местного самоуправления нарушает самостоятельность органов местного самоуправления, в том числе в решении вопросов ответственности и досрочного прекра-щения полномочий их выборных должностных лиц, позволяет органам государственной власти субъектов РФ вмешиваться в функционирование местного самоуправления и по-тому противоречит Конституции РФ, ее статьям 3, 12, 130, в соответствии с которыми ор-ганы местного самоуправления как особая разновидность осуществления власти народом не входят в систему органов государственной власти и предназначены для самостоятель-ного решения населением вопросов местного значения.

Итоговый вывод решения

Оспоренное нормативное положение не противоречит Конституции РФ.

Мотивы решения

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление самостоя-тельно в пределах своих полномочий. По смыслу ее статей 130, 131, 132 и 133, Конститу-цией РФ и законом устанавливаются права и обязанности местного самоуправления. Со-гласно статье 15 (часть 2) Конституции РФ органы государственной власти, органы мест-ного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции РФ вытекает, что а) деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответ-ствовать Конституции РФ и основанным на ней нормативным правовым актам.
Конституционные принципы самостоятельности местного самоуправления, обособ-ленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, самостоятельности населения в выборе структуры органов местного самоуправления должны быть обеспечены и защищены от возможных злоупотреблений своими полномо-чиями органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, а также от необоснованного вмешательства в их деятельность.
Конституционный Суд сформулировал, исходя из этого, правовую позицию о том, что б) Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекват-ные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе и в виде досрочного прекращения полномочий соответствующего органа или выборного должностного лица местного самоуправления.
Установленная федеральным законодательством возможность досрочного прекра-щения полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица ме-стного самоуправления относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. По предме-там совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимае-мые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следовательно, в) федеральный законодатель был вправе предусмотреть возможность досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления, выборного долж-ностного лица местного самоуправления в Федеральном законе "Об общих принципах ор-ганизации местного самоуправления в Российской Федерации".
г) Процедура, в результате которой только и возможно применение соответствую-щей санкции (досрочное прекращение полномочий), включает элементы принципиально-го характера, которые в данном случае урегулированы в рассматриваемом Федеральном законе (наличие установленных судом нарушений как основание возбуждения вопроса о досрочном прекращении полномочий; обязательный круг субъектов, решающих такой во-прос; необходимость судебной процедуры, наделение законодательного (представитель-ного) органа государственной власти субъекта РФ правом принимать окончательное ре-шение на основе заключения соответствующего суда и др.). В целом процедура - судеб-ный порядок решения вопроса, по сути, является принципом, выражает существо оспари-ваемой нормы, ее глубинное содержание. Как таковая (включая необходимость участия федерального суда как беспристрастного арбитра в решении возникшего конфликта меж-ду представительным органом государственной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления) она во многом предопределяет уровень защищенности конституционно-го права граждан на осуществление местного самоуправления.
Конституционный Суд обратил внимание на то, что д) все муниципальные образова-ния независимо от размеров территории и численности населения, своей структуры и мес-та в системе территориального устройства пользуются равными правами и обязанностями. Между ними нет отношений подчиненности, органы одних муниципальных образований не вправе применять санкции к органам других муниципальных образований, и единый порядок досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления, выбор-ных должностных лиц местного самоуправления полностью соответствует Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: