П |
роводимая в нашей стране крупномасштабная судебно-правовая реформа не обошла стороной и судебную психиатрию. За минувшие 15 лет был принят ряд федеральных законов, непосредственно касающихся судебно-психи-атрической деятельности. Это, прежде всего, беспрецедентный для России Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г., а также новое кодифицированное законодательство, относящееся к отправлению правосудия по уголовным и гражданским делам — Уголовный и Уголовно-процессуальный, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РФ. Они заменили одноименные кодексы РСФСР начала 60-х гг. прошлого века. В результате за относительно короткий срок законодательная база отечественной судебной психиатрии практически полностью обновилась.
В соответствии с новыми федеральными законами обновились и подзаконные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу судебного психиатра. Одним из следствий этого явилось, в частности, окончательное выделение судебно-психиатрической экспертизы в самостоятельный вид психиатрической деятельности, опирающейся на собственные организационно-правовые принципы, структуру судебно-экспертных учреждений и особую систему подготовки кадров. Значительно повысились требования к эксперту-психиатру и уровню его квалификации, а судеб-но-психиатрическая экспертиза стала самостоятельной отраслью профессиональной деятельности. Специфика судебной психиатрии, обладающей собственным неповторимым предметом (психические расстройства, имеющие правовое значение в судопроизводстве), получила, наконец, свое адекватное юридическое оформление.
|
|
Реформирующееся отечественное законодательство существенно расширило сферу судебной защиты прав граждан. Предметом судебного разбирательства стали многие вопросы, которые ранее не рассматривались в судебном порядке (некоторые категории трудовых и жилищных дел, большинство споров, вытекающих из административных правоотношений и пр.). Это, в свою очередь, привело к расширению круга вопросов, для решения которых привлекаются судебные психиатры. Появи-
Предисловие
лась необходимость теоретического и практического освоения тех проблемных областей, с которыми в предшествующие годы судебному психиатру в нашей стране никогда не доводилось сталкиваться.
Вместе с тем то новое, что характеризует российскую судебную психиатрию последних лет, не ограничивается одними лишь правовыми и организационными аспектами. Возрастает, к примеру, роль методологических основ судебно-психиатри-ческой экспертной деятельности, интерес к которым в самое последнее время явно повысился. И здесь следует признать, что уровень разработки общетеоретических и логико-методологических проблем судебной психиатрии все еще заметно отстает от насущных потребностей следственной, судебной и экспертной практики, а также от уровня разработанности данной проблематики в ряде других судебно-экспертных дисциплин. Это неудовлетворительное состояние дел не в последнюю очередь обусловлено недооценкой общеметодологической составляющей судебной психиатрии и иных, неклинических ее аспектов; недооценкой, которая была характерной чертой отечественной судебно-психиатрической науки на протяжении многих десятилетий. Одной из актуальных научных задач является ныне форсированная разработка названных аспектов и скорейшее внедрение полученных результатов в судебно-психи-атрическую практику. Кое-что в указанном направлении уже делается, и это нашло отражение в соответствующих главах и разделах настоящего учебника.
|
|
За последние годы дальнейшее развитие получили комплексные исследования в судебной психиатрии, в которых принимают участие не только судебно-психиа-трические эксперты, но и специалисты других отраслей научного знания. Указанной проблематике в учебнике уделено немало внимания.
Очевидно, что отмеченные перемены требуют переосмысления многих привычных подходов, традиционных воззрений, сложившихся стереотипов. К сожалению, в некоторых из изданных в последнее время учебниках судебной психиатрии, подготовленных зачастую далекими от ее современных проблем специалистами, описанная выше эволюция почти полностью игнорируется. В этих учебниках автоматически воспроизводятся прежние представления, уже не соответствующие реалиям сегодняшнего дня. В итоге изучающим судебную психиатрию студентам и специалистам дается во многом искаженное изложение предмета, а читатели вводятся в заблуждение по принципиальным вопросам изучаемого ими учебного курса.
Поэтому одной из актуальных задач в рассматриваемой сфере является издание учебника, в котором по возможности было бы учтено все многообразие свершившихся перемен и отражен опыт, накопленный за данный период ведущими судеб-но-психиатрическими учреждениями страны. Именно из необходимости решения этой задачи исходили авторы настоящего учебника при определении его объема, содержания и структуры, последовательности и способов изложения учебного материала. Особое внимание было уделено правовым вопросам судебной психиатрии, а также проблемам теории и методологии всех основных ее направлений, в качестве которых выступают: судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе; меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния; пенитенциарная (тюремная) психиатрия; недобровольные психиатрические меры, применяемые в ходе оказания
Судебная психиатрия
психиатрической помощи (в части, относящейся к судебным процедурам осуществления этих мер). Учебник отражает попытку системного изложения проблем отечественной судебной психиатрии на современном этапе ее развития, являясь, по сути, первым учебным руководством, рассчитанным и на психиатров, проходящих профессиональную переподготовку по специальности «судебно-психиатрическая экспертиза».
При этом авторы стремились к максимальному сохранению того богатого научного и практического опыта отечественной судебно-психиатрической деятельности, который прошел проверку временем, не устарел с годами и поныне составляет фундамент российской судебной психиатрии. Сказанное касается в первую очередь клинических представлений и устоявшихся подходов к судебно-психиатрической оценке различных психопатологических состояний. Поэтому авторы старались сочетать новые, заложенные Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) классификационные принципы с традиционным для отечественной судебной психиатрии клинико-психопатологическим анализом юридически релевантных психических расстройств.
|
|
Решению столь масштабных задач способствовал состав авторского коллектива, объединившего ведущих специалистов ФГУ ГНЦ ССП им. В. П. Сербского Росздрава, которые, с одной стороны, возглавляют центральные научные направления, а с другой — в своей практической работе постоянно соприкасаются с самыми злободневными вопросами судебно-психиатрической экспертизы. Это дало возможность сочетать обсуждение сложных теоретических проблем с насущными практическими запросами, чему в немалой степени помогал богатый педагогический опыт авторов, принимающих участие в преподавании судебной психиатрии в самых разных аудиториях, как врачей психиатров, так и специалистов различных областей права — судей, адвокатов, работников прокуратуры и следствия.
Структура учебника призвана способствовать последовательному и систематическому изложению материала в целях его наилучшего освоения студентами и всеми обучающимися по курсу «судебно-психиатрическая экспертиза», а также готовящихся к профессиональной деятельности в других областях судебной психиатрии.
Первая часть учебника охватывает все основные разделы судебной психиатрии. Здесь же излагаются сведения, относящиеся к тем понятиям и категориям, которые изучаются как правом, так и судебной психиатрией: вменяемость, невменяемость и ограниченная вменяемость; правоспособность, дееспособность и недееспособность и пр. Освоение этого материала является обязательной составной частью знаний, которыми должен обладать и юрист, и судебный психиатр.
Учебник имеет также клиническую часть. Она включает в себя основы общей психопатологии, а также частную судебную психиатрию, посвященную основным клиническим формам психических расстройств и их судебно-психиатрическому значению. Знание клиники психических заболеваний необходимо юристу, в первую очередь следователю, прокурору, судье, адвокату, в их повседневной практической работе. Юрист не может и не должен знать клиническую психиатрию на уровне врача-психиатра, оказывающего психически больным психиатрическую помощь или
|
|
Предисловие
проводящего судебно-психиатрическую экспертизу. Однако юрист обязан обладать психиатрическими знаниями в объеме, необходимом для успешного решения его собственных задач. Например, следователь и судья должны самостоятельно решить вопрос о необходимости назначения судебно-психиатрической экспертизы; собрать материалы, подлежащие экспертному исследованию; юридически и психиатрически грамотно сформулировать экспертное задание и, наконец, правильно оценить данное экспертами заключение и умело использовать его в доказательственном процессе. Без знания основ клинической психиатрии и сведений о юридически релевантных характеристиках психических заболеваний сделать это невозможно. Судебного психиатра, как правило, уже знакомого с клинической психиатрией, эта часть учебного курса интересует преимущественно в аспекте юридических свойств и признаков психических расстройств, на основе которых судебные психиатры в своей практической работе принимают профессиональные решения — дают судебно-экспертные оценки (квалификации) или рекомендации и т.п.
В отдельную главу выделена проблема симуляции. Она актуальна для следственной, судебной и экспертной практики, поскольку часть обвиняемых, симулируя психическое заболевание, пытается тем самым избежать уголовной ответственности и наказания.
В заключение необходимо отметить, что сложный процесс реформирования отечественной судебной психиатрии, который уже заметно изменил ее облик, не может считаться полностью завершенным. Это относится, прежде всего, к ряду судебно-психиатрических вопросов, не нашедших, к сожалению, своего адекватного законодательного разрешения, что породило известные трудности в освещении отдельных тем и наложило своеобразный отпечаток на способы их изложения в соответствующих разделах учебника. В ряде случаев было признано необходимым дать критический анализ действующего законодательства, снабженный предложениями по его совершенствованию, а также практическими комментариями и рекомендациями.
Авторы надеются, что это поможет будущим специалистам глубже и обстоятельнее уяснить анализируемые в учебнике проблемы, с которыми этим специалистам придется иметь дело на практике, и, кроме того, будет способствовать принятию ими оптимальных решений в ситуациях, остающихся пока спорными, неудовлетворительно освоенными наукой или недостаточно четко урегулированными законом.
Академик РАМН Т. Б. Дмитриева