double arrow
Контрольная задача 3

Испытуемый К., 1966 г. рождения, обвиняется в убийстве матери и покушении на убийство брата. Родился он в семье служащего. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Рос слабым ребенком, часто болел простудными заболеваниями, был капризным. В развитии от сверстников не отставал, в школу пошел своевременно, в начальных классах учился хорошо, затем отношение к учебе изменилось, в подростковом возрасте стал проявлять нервозность, вспыльчивость, неуравновешенность, потерял интерес к учебе.

Однако в целом за время учебы в школе характеризовался с положительной стороны, имел неплохие способности, увлекался музыкой, много читал. Из характеристики видно, что учился в институте ниже своих способностей, но экзамены сдавал в срок, отвечал за культурно-массовую работу в группе, принимал активное участие в общественной жизни класса и школы. После окончания 10 классов поступил в Хабаровский политехнический институт, где являлся одним из организаторов вокально-инструментального ансамбля на факультете, увлекался гитарной песней, активно участвовал в студенческих КВН. Изменился с 1986 г.: «душа компании» стал замкнутым и малообщительным, ушел “в себя”, потерял контакты с товарищами, ушел из общежития, стал крайне раздражительным, встречал «в штыки» любые попытки наладить с ним контакт со стороны родных, к которым всегда испытывал теплые чувства. Стал обнаруживать несвойственную ему ранее склонность к философствованию, резонерству, стал усиленно интересоваться вопросами морали и нравственности, увлекся мистикой. Начал упрекать родственников, что они «всю жизнь» воспитывали его неправильно, не понимали его. Стал пропускать занятия в институте, потерял интерес к учебе, а в мае 1987 г. был отчислен из института за академическую неуспеваемость. Уехал к родителям в сельскую местность, стал вести дневник, в котором болезненно истолковывал отношение матери к воспитанию, сравнивал его с «татарским игом», «черной дырой», пришел к выводу, что мать не заслуживает называться матерью, она «загубила жизнь» ему и его брату, что она «вообще не человек» и только ее смерть избавит всех от мучений. В своих дневниках разрабатывал «теорию жизни и любви», «теорию воспитания полноценной личности», описывал явление «коррозии, парализующе действующей на мозговую систему и мыслительные центры», подкрепляя свои рассуждения вычурными графиками и чертежами, сопровождаемыми непонятными комментариями, типа «мозг взбудоражен непонятием, и эта судорога сводит всего человека...».




Как видно из материалов уголовного дела, 18 июня 1987 г. испытуемый явился от бабушки на квартиру родителей, сидел, уединившись, «обдумывал жизнь». Дождался пришедшую на обед мать. После того как мать пообедала и стала собираться на работу, испытуемый взял приготовленную заранее чугунную гантелю и нанес матери три удара по голове, после чего перетащил тело матери в зал, решив, что она еще жива, шнуром от электроприбора задушил ее. Затем перетащил тело в спальню и закрыл дверь, «чтобы не увидел брат, который должен был подойти». Появившийся через некоторое время брат, обратил внимание на то, что испытуемый «отрешенно ходил по комнате, то вдруг останавливался, беспричинно смеялся, был растерянным». После того, как брат стал собираться на улицу, испытуемый неожиданно нанес ему удар гантелей, а на вопрос брата: «За что?», ответил: «Ты ненужный обществу человек... Сейчас идет перестройка, а ты не приносишь никакой пользы людям». После чего нанес брату ножевое ранение в область спины. Сам вызвал машину «скорой помощи», а прибывшему фельдшеру, объясняя происшедшее, показал труп матери со словами: «Это моя так называемая мать. Я ее убил, так как таких людей надо уничтожать, им нечего делать в нашей стране... Я начал перестройку со своей семьи». В тот же день он был осмотрен психиатром: в беседе резонерствовал, обнаруживал паралогическое мышление, легко отвлекался, перескакивал от одной мысли к другой, был эмоционально неадекватным, беседу сопровождал то нелепым смехом, то озлобленностью, сожаления о случившемся не обнаруживал.



Описана клиника манифестного приступа шизофрении. Попробуйте обосновать этот диагноз. Что в данном случае явилось мотивом убийства матери?

Раздел III. Организационные и правовые вопросы судебно-психиатрической экспертизы

При изучении материалов этого раздела студентам необходимо проанализировать содержание ст. 196 УПК РСФСР («Обязательное назначение судебной экспертизы»). Согласно этой статье назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить «….3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; 4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания».

Для того чтобы сформулировать именно те экспертные задачи, которые входят в рамки компетентности экспертов психиатров, студенты должны актуализировать в своем сознании формулу невменяемости, существующую в уголовном праве и предъявленную законодателем практикам в ст. 21 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года.

Как известно, в формулу невменяемости включены два критерия: медицинский (он же биологический) с четырьмя обобщающими признаками (хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие, иное болезненное состояние психики) и юридический (он же психологический) с двумя обобщающими признаками (интеллектуальным и волевым). Указанными нормами и определяется круг экспертных задач, решаемых судебно-психиатрической экспертизой.

Таким образом, судебно-психиатрическая экспертиза (СПЭ) на предварительном следствии назначается при возникновении у следователя сомнений во вменяемости подозреваемого или обвиняемого.

Сомнение в психической полноценности лица может вызываться разными обстоятельствами (данные о том, что лицо находилось под наблюдением психиатров; свидетельства странного, необычного, неадекватного ситуации поведения этого лица; сообщение самого лица о психическом неблагополучии и др.). Любые показания о «странностях», «ненормальностях» в поведении обвиняемого должны быть уточнены и детализированы: на основании каких данных свидетель пришел к выводу о психическом расстройстве обвиняемого, в чем конкретно выражались его «странности» и «ненормальности».

Наиболее ценная информация для экспертов может быть получена следователем при непосредственном наблюдении таких «странностей» у подозреваемого или обвиняемого при производстве следственных действий. Например, обвиняемый сидит в напряженной позе, полностью недоступный контакту, на вопросы и замечания не реагирует, вдруг совершенно неадекватно начинает смеяться или с кем-то отсутствующим начинает «устанавливать» коммуникацию и т.д. Все подобного рода обстоятельства необходимо зафиксировать в протоколе того следственного действия, в ходе которого они наблюдались. О них кратко следует упомянуть и в постановлении о назначении экспертизы.

По уголовным делам, где в качестве меры наказания предусмотрена смертная казнь, возможны два варианта назначения СПЭ. Первый − в связи с сомнениями в психической полноценности обвиняемого. Он не отличается от общего порядка назначения экспертизы. Второй − в связи с тяжестью содеянного. К нему надлежит прибегать лишь тогда, когда следователь, собрав все необходимые данные о личности обвиняемого, не обнаружил в них ничего, что могло бы поставить под сомнение психическую полноценность привлекаемого к уголовной ответственности лица. Однако по делам, по которым в качестве меры наказания может применяться смертная казнь, судебно-психиатрическая экспертиза в любом случае обязательна. Об этом говорится, в частности, в п.20 постановления № 15 Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. «О судебной практике по делам об умышленных убийствах» (См.: Бюллетень Верховного суда РФ. 1993. № 2).

С видами СПЭ и принудительными мерами медицинского характера студенты должны познакомиться самостоятельно по учебнику и новому уголовному закону РФ от 1996 г. (ст. 97−104). А в связи с появлением в новом уголовном законе РФ ст.20 ч. III и ст.22 рекомендуется обратить особое внимание на мотивы назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите мотивы назначения судебно-психиатрической экспертизы.

2. Расскажите о формуле невменяемости. Каково содержание медицинского и юридического критериев формулы невменяемости?

3. Какие задачи формулирует следователь перед СПЭ?

4. Назовите виды СПЭ.

5. Расскажите о правах и обязанностях эксперта.

6. Расскажите о предмете и задачах комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

7. Назовите виды принудительных мер медицинского характера.






Сейчас читают про: