Северо-Кавказский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российская академия правосудия»
(г. Краснодар)
Кафедра гражданского процессуального права
для студентов заочной формы обучения на базе СПО
направление подготовки 030900 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Краснодар
Автор:
Крамаренко Ю.В., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар)
Рецензенты:
Беспалов А.В., кандидат юридических наук, председатель Прикубанского районного суда г. Краснодара
Авторы программы:
Крамаренко Ю.В., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия (г. Краснодар)
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гражданского процессуального права Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от «26» августа 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от «24» сентября 2013 г.).
© СКФ ФГБОУ ВПО «РАП», 2013 г.
©Крамаренко Ю.В., 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ. 4
2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.. 9
3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ.. 10
4. ПРОГРАММА КУРСА.. 11
5. ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ.. 19
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 24
7. ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.. 25
8. ЛИТЕРАТУРА.. 27
9. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.. 39
ВВЕДЕНИЕ
Правильная постановка судебного делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей организации работы суда, соблюдения процессуальных норм действующего законодательства.
Организация делопроизводства в современных российских судах основана на принципе квалификационного разделения труда, в соответствии с которым при распределении трудовых функций между работниками судебных органов учитываются сложность и поручаемой работы и их профессиональная квалификация. При этом избегается загрузка работников более высокой квалификации работами или операциями, которые по уровню своей сложности могут эффективно выполняться работниками с более низкой квалификацией. Поэтому непосредственно на судьях лежит функция отправления правосудия, а работа по обеспечению оборота, использования и хранения документов в судах возложена на иных сотрудников: секретарей, архивариусов и пр.
Одним из средств совершенствования управления судебными органами является упорядочение делопроизводства, которое должно быть основано на научной организации труда и повышении его эффективности. Роль судебных канцелярий ответственна и сложна ввиду прямой связи с отправлением правосудия и высокой возможностью влияния на эффективность последнего. Деятельность российских судей непосредственно связана с судебным делопроизводством.
Главная цель преподавания дисциплины заключается в том, чтобы помочь студенту максимально и в полном объеме овладеть умением работы с документами, а также побудить еще раз вернуться к рассмотрению не только прикладных аспектов, но и теоретических основ судебного делопроизводства, уточнить основные понятия, категории и терминологию, относящиеся к современному судебному делопроизводству; проанализировать состояние и трудности реализации на практике таких общих принципов организации делопроизводства как научность, нормативно-правовая обоснованность, сочетание конфиденциальности и демократичности, унификация и стандартизация документов.
Задачей изучения курса «Судебное делопроизводство» является привитие студентам знаний об основных принципах, категориях, положениях науки современного делопроизводства в судах, о достигнутом уровне ее развития, ознакомление студентов с системой управленческой, процессуальной документации, ее роли в деятельности органов исполнительной, судебной власти, а также формирование определенных навыков в организации делопроизводства в судах, работы судей и сотрудников аппарата судов.
После освоения дисциплины «Судебное делопроизводство» в рамках общекультурных и профессиональных компетенций студент способен:
Общекультурные компетенции:
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- исполнять добросовестно профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- строить логически верно, аргументировано и ясно устную и письменную речь (ОК-4);
- обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
а) в нормотворческой деятельности:
- участвовать в разработке законодательства по вопросам судебного делопроизводства, иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций (ПК-1);
б) в правоприменительной деятельности:
- осуществлять профессиональную деятельность по защите прав и охраняемых законом интересов в сфере судебного делопроизводства, а также с использованием альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права при совершении действий по вопросам судебного делопроизводства (ПК-3);
- совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством о судебном делопроизводстве (ПК-4);
- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы законодательства в сфере судебного делопроизводства в профессиональной деятельности (ПК-5);
- квалифицировать юридически правильно факты и обстоятельства при совершении действий по вопросам судебного делопроизводства (ПК-6);
- составлять процессуальные документы (ПК-7);
в) в правоохранительной деятельности:
- выявлять, пресекать правонарушения при совершении действий по вопросам судебного делопроизводства (ПК-10);
- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению, при совершении действий по вопросам судебного делопроизводства (ПК-11);
- отражать результаты профессиональной деятельности правильно и полно в юридической и иной документации (ПК-13);
г) в экспертно-консулътационной деятельности:
- принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам судебного делопроизводства, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- толковать нормы законодательства в сфере судебного делопроизводства и иного законодательства (ПК-15);
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения законодательства в сфере судебного делопроизводства в конкретных видах юридической деятельности, связанной с защитой прав, свобод и интересов субъектов права (ПК-16);
д) в педагогической деятельности:
- преподавать судебное делопроизводство на необходимом теоретическом и методическом уровне в образовательных учреждениях, за исключением высших учебных заведений (ПК-17);
- управлять самостоятельной работой обучающихся судебному делопроизводству; осуществлять эффективно правовое воспитание в ходе преподавания дисциплины «Судебное делопроизводство» (ПК-18).
Студент, освоивший учебный курс «Судебное делопроизводство», должен знать:
-общие и принципиальные положения в сфере делопроизводства в судах;
-общие вопросы делопроизводства и документационного сопровождения;
-особенности делопроизводства в системе судов Российской Федерации;
-порядок организации делопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции;
-организацию делопроизводства у мирового судьи;
-организация делопроизводства в системе арбитражных судов Российской Федерации;
-порядок организации делопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции при производстве в суде второй инстанции и пересмотре судебных решений в порядке надзора;
-порядок организации делопроизводства в арбитражных судах при производстве по пересмотру судебных актов;
-порядок организации делопроизводства в судах при приеме граждан;
уметь:
- находить отличительные черты и особенности ведения делопроизводства в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов власти;
- правильно ориентироваться в действующем законодательстве;
-правильно толковать и применять нормы права к конкретным жизненным фактам;
- составлять процессуальные документы;
- разделять иерархию полномочий по организации труда работников сферы судебного делопроизводства






