Введение. Учебно-методический комплекс

СУДЕБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ИЗ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

Воронеж

2012 г.

 
Автор: Соколова О.В., к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Одобрено на заседании кафедры гражданского процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от «31»августа 2012г.)

Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП», протокол № 3 от 05.10.2012 г.

© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2012.

© Соколова О.В., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины.. 4

Введение. 5

Объем дисциплины и виды учебной работы.. 11

Тематические планы …………………………………………………………….…..12

Программа курса. 22

Планы семинарских занятий. 26

Методические рекомендации по изучению дисциплины.. 46

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 47

Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения 49

Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля. 51

Примеры тестовых заданий. 53

Литература. 55

Вопросы для подготовки к зачету. 63


Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины*

Понятие и содержание производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Принципы рассмотрения судебных дел. Порядок подачи и рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части: понятие нормативного правового акта, отличительные особенности при применении положений, изложенных в части 1 и в части 2 статьи 251 ГПК РФ. Процессуальная деятельность судьи при рассмотрении дел по оспариванию нормативных актов. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Перспективы развития в судах дел, возникающих из публичных правоотошений.


Введение

Учебная дисциплина посвящена исследованию актуальной про­блемы - судебному рассмотрению дел, возникающих из публичных право­отношений.

Выделение избранной тематики в самостоятельную учебную дисци­плину обусловлено значимостью объекта прав судебной защиты, пределы которых проявляются во взаимоотношениях личности и государства и но­сят публичный характер.

Субъективные публичные права по своей природе фундамен­тальны, образуют конструктивные составляющие основ цивилизованного общества и государственного строя.

Насколько совершенны правовые институты, призванные защитить права и свободы гражданина, настолько адекватны представления лично­сти о справедливости, уверенности, надежности, стабильности своего по­ложения.

Современное реформирование законодательно-исполнительных механизмов в стране призвано оптимизировать соблюде­ние прав личности, усилить ее защищенность, поднять авторитет пра­вовых институтов, государства в целом, «оздоровить» общество. Мерилом осознания сегодняшних ценностей является новизна положений, закрепленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в подразделе III, который и посвящен «производству по делам, возникающим из публичных правоотношений».

Однако с введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обострилась проблема применения закона в практической деятельности.

В этих условиях возрастает значение теории в процессе изучения, осмысления и обновления широкого спектра положений, посвященных правовой природе публичных правоотношений, и передаче современных правовых знаний студентам.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения данной дисциплины на основе системного подхода достигаются следующие цели:

Практическая – умение в спорной ситуации выбрать правильный способ обращения в суд, приобретение навыков составления процессуальных документов и требования, предъявляемые к подаче заявления и судебным постановлениям, организация работы судьи и других участников процесса по подготовке дел к судебному разбирательству, по ведению судебного процесса и участию в нем на примерах судебной практики и апробация теоретических знаний в учебном процессе с использованием метода моделирования;

Образовательная – усвоение природы спорных правоотношений и их отличие от иных видов гражданского судопроизводства; осмысление процессуальных особенностей рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; системное применение процессуального и материального законодательства к рассматриваемой категории дел, развитие мыслительной деятельности студента по информационному поиску законодательства, регулирующего публичные споры с учетом особенностей конкретных гражданских дел, во взаимосвязи с применением правильной правовой квалификации;

Воспитательная – формирование представления о характеристике судебных дел, возникающих из публичных правоотношений, в теории и на практике; выработка убеждения в значимости данной категории дел; углубление знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, в сочетании с правоприменительной деятельностью.

В результате изучения курса студенты должны:

знать:

- теоретические основы производства по делам, возникающим из публичных правоотношений: общие положения (глава 23 ГПК РФ) и категории дел (главы 24-26 ГПК РФ);

- действующее процессуальное и материальное законодательство применительно к главам 24-26 ГПК РФ;

- судебную практику по данной категории дел и ее особенности;

- практический аспект по судебному рассмотрению гражданских дел, начиная с подачи заявления в суд и до исполнения судебного постановления.

уметь:

-составить и подать заявление в суд по каждой категории дел, рассматриваемых в порядке производства по публичным правоотношениям;

- готовить проекты судебных постановлений;

- подготовить и обосновывать правовую позицию заявителя и заинтересованного лица, иных участников процесса (в том числе и прокурора главы 24, 26 ГПК РФ) с учетом особенностей данной категории дел и на конкретных примерах;

- проводить различия между нормативными и ненормативными правовыми актами; ориентироваться в вопросах подсудности и подведомственности дел; различать заявления, возникающие из публичных правоотношений, и в которых усматривается спор о праве; различать круг субъектов и предмет оспаривания при подаче заявления в порядке применения части 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ; отличать подачу заявления в порядке главы 25 ГПК РФ и жалобы в порядке применения статьи 441 ГПК РФ и др.;

- применять процессуальное законодательство при постановлении определений о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения по конкретным гражданским делам в сочетании с полученными знаниями и с представленным практическим материалом (судебными делами).

ознакомиться:

- с данными обобщения судебной практики и разновидностью дел в судах, возникающих из публичных правоотношений;

- типичными ошибками, встречающими в судебной практике, и проблемными вопросами в правоприменительной деятельности;

- с производством по делам, возникающим из публичных правоотношений, и материалами гражданского дела;

- с перспективами развития законодательства по делам, возникающих из публичных правоотношений.

Спецкурс «Судебное рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений» изучается студентами гражданско-правовой специализации всех форм обучения, и имеет междисциплинарный характер, поскольку позволяет сочетать полученные знания смежных дисциплин в процессе углубленного изучения тематики спецкурса.

Преподавание спецкурса наряду с осмыслением процессуального и материального права, законодательства имеет и практическую направленность.

Теоретическая составляющая преподавания обеспечивается использованием на всех видах учебных занятий основных положений теории, характеризующих публичные права и основания возникновения публичных правоотношений, субъектный состав участников спорных правоотношений; особенности обращения в суд в соответствии с избранным способом защиты и рассмотрения дел в суде применительно к разновидностям по категориям и видам судебных дел; изучением действующего законодательства и применением на основании системного подхода и с учетом предмета оспаривания правильной правовой квалификации.

Практическая направленность преподавания достигается отработкой теоретических положений и апробацией последних при составлении процессуальных документов применительно к каждой стадии гражданского процесса, моделированию судебных процессов в аудитории студентов и подготовке последних к практической деятельности юриста (судьи, адвоката, прокурора, представителя органов публичной власти, помощника судьи, секретаря судебного заседания); изучению конкретных судебных дел, возникающих из публичных правоотношений с учетом их особенностей и применяемого законодательства.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа.

На лекциях излагается систематизированный учебно-практический материал курса, раскрываются наиболее актуальные и сложные вопросы, обеспечивается активизация мыслительной деятельности путем постановки и разрешения проблемных вопросов теории и практики, развитие творческих способностей студентов.

Цель семинаров – углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение навыков по практическому применению положений, касающихся судебного рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, в части: требований к форме и содержанию заявлений и процессуальным документам, которые могут быть вынесены на стадии принятия заявления в сочетании с правовыми основаниями; особенностей подготовки дела и распорядительным действиям судьи, в том числе, и в предварительном судебном заседании; оснований применения пропуска срока на обращение в суд, в какой стадии процесса и различия между правовой природой срока на обращение в суд и сроком исковой давности; определения предмета доказывания применительно к каждой категории судебных дел во взаимосвязи с распределением бремени доказывания; виды судебных постановлений и их исполнение.

Практические занятия способствуют закреплению и углублению теоретических знаний; направлены на выработку практических умений и навыков по составлению процессуальных документов, выработке правовой позиции и умению ее изложить в аудитории с использованием материалов судебных дел и в сочетании с действующим законодательством.

Самостоятельная работа (в том числе при консультировании преподавателей) направлена на фундаментальное изучение теоретических вопросов, написанию рефератов и составлению процессуальных документов.

Преподаватели кафедры оказывают помощь студентам в подборе литературы, законодательных и нормативных актов; к подготовке к практическим занятиям; дают консультации, проверяют конспекты лекций.

Формами контроля усвоения учебного материала, овладения практическими навыками являются текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется посредством устного и письменного опроса, проверки выполненных заданий, собеседованием по изученным темам.

Итоговый контроль проводится в форме зачета по вопросам, содержание которых охватывает весь материал дисциплины.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: