Практика мирян

Однако дзен принадлежит не только монахам. Его могут изучать и практиковать все люди. Многие миряне считаются хорошими мастерами дзен. Светские люди держат связь с монастырями через оказываемую ими монахам материальную поддержку, когда порой труд монахов оказывается недостаточным для содержания монастыря. Миряне общаются с монахами, участвуя в возведении храмов и святилищ, посредством устроения мероприятий культурного плана. Например, миряне печатают и публикуют сутры и священные писания, составленные монахами. Немало монастырей каждый месяц организовывают бат куан трай киои для мирян, которые хотят пожить сутки или двое суток в монастыре как сами монахи. В условленное время для таких людей в монастыре приготавливают комнаты, и они практикуют дзен, наставляемые монахами.

Благодаря тесному общению мирян и монахов суть дзен проникает в общественную жизнь. Дзен влияет на поэзию, живопись, архитектуру, музыку. Традиции искусного расположения цветов, чайной церемонии, китайской чернильной каллиграфии и другие традиции берут начало как раз в духовной реальности дзен. Мы увидим, что дзен отражается не только в технике и искусстве, но и в самой сути культуры. Техника художника отражает его высокое мастерство, тогда как содержание его произведения отражает духовное понимание художника. Искусство это нить, соединяющая духовный мир дзен с обычным миром общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: