Система уроков по развитию речи

· Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, главная мысль. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Устный рассказ-повествование (§ 3. Упр.17)

· Речевая ситуация. Речевые роли. Этикетные правила общения. Жанры разговорной речи: просьба, извинение, отказ, комплимент, поздравление. Бытовые диалоги.

· Урок-практикум «Этикет разговорной речи. Бытовые диалоги». Изложение с продолжением на основе текста Л.Толстого «Уж и Ёж» (§ 5. Упр.40).

· Текст. Признаки текста. Типы заголовков текста. Опорные тематические слова текста (Анализ притчи Эзопа «Паук Анаси» или миниатюра А.Приставкина «Муравей»).

· Подробное и сжатое изложение текста-повествования Е.Малининой «Неожиданная встреча». (Раб.тетр.1 с.9)

· Виды аудирования. Аудирование с выборочным пониманием аудиотекста (на основе познавательного текста о языке, культуре. Притча Эзопа о языках).

· Особенности жанров дистанционного общения: SMS-сообщение.

· Особенности жанров дистанционного общения: электронное письмо.

· Особенности текста-рассуждения. Сочинение-рассуждение по данному началу (Упр.91-93).

· Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика (§ 18)

· Изложение с продолжением (на основе текста о слове…)

· Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Объявление устное и письменное.

· Жанры официально-делового стиля. Заявление.

· Особенности публицистического стиля. Жанры газетной публицистики. Информационная заметка: анализ и создание.

· Изложение с продолжением на основе текста проблемной заметки

· Риторические фигуры. Особенности выступления на публицистическую тему.

· Индивидуальные устные выступления на публицистическую тему

· Афоризмы и крылатые слова, их происхождение. Подробное изложение прочитанного текста (§ 34. Упр.264).

· История и искусство спора. Правила ведения спора.

· Понятие о поликодовом тексте, его особенностях. Коллаж, эмблема, логотип.

· Контрольная работа по аудированию (см. Поурочные разработки примеры заданий. Текст на публицистическую тему)

· Описание одного явления в разных стилях (сравнительный анализ текстов художественного и научного стилей). Особенности научного стиля. (Упр.329)

· Приёмы сжатия научного текста: план, конспект. (Раб. тетр. 1 с.62)

· Вопросный план к научному тексту. План-конспект по научному тексту (по параграфу учебника истории, биологии)

· Средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей (см. Поурочные разработки)

· Способы выражения картины времени в предложении и тексте (§ 51)

· Отзыв на научно-популярную телевизионную программу

· Рецензия как жанр научного стиля. Практикум написания рецензии на ученическое сочинение.

· Сжатое изложение по научно-популярному тексту Е.Малининой «Когда медведь опасен?» (Раб.тетр.1 с.24)

· Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (пар. 60)

· Наши эмоции и их отражение в предложении (пар. 61)

· Жанровые особенности диспута. Написание подробного изложения по тексту «Как подготовить и провести диспут».

· Диспут на научную тему: Нужны ли знаки препинания?

· Р.р. Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ГИА (см. Поурочные разработки)- 2 часа

· Жанровые опыты. Юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа.

· Жанровые опыты на основе текстов-описания. Сочинение-зарисовка по картине. Пейзаж (Раб.тетр. 2 с.12)

· Жанровые опыты. Сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом.

· Жанровые опыты. Сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям. (Упр.384-386)


III. Календарно-тематическое планирование

Дата Раздел. Темы уроков, содержание Приоритеты в достижении планируемых результатов
предметных метапредметных (связь с ООП школы)
    Язык – важнейшее средство общения (3 часа)
    1. Введение. Виды учебной деятельности при изучении русского языка. Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека и общества. Основные единицы языка. Иметь общее представление о видах учебной деятельности на уроке и дома; об учебно-исследовательской и проектной деятельности, о тематике проектов, предлагаемых в курсе 5 класса; о содержании курса русского языка в 5 классе; о структуре и содержании учебника Иметь представление о роли языка в жизни человека, общества как средстве общения Иметь представление о предмете изучения лингвистики, её основных разделах Извлекать информацию из схемы Давать определение понятиям «орфограмма», «орфографическое правило» Различать устную и письменную речь, называя их особенности Иметь представление о разных видах чтения Характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности Определять тему, основную мысль, ключевые слова. Различать типы речи.  
    2.Язык и общение. Разновидности речевого общения (устное, письменное; диалогическое, монологическое). Знакомство с разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), правилами слушания.
    3.Р.р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, главная мысль. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Устный рассказ-повествование (§ 3. Упр.17)
    Повторение изученного в начальной школе (5 часов). Исследования: Из истории письма. Речевой этикет разных народов
    1.Состав слова. Орфограммы в корне слова. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма, в том числе по диктовку, в объёме содержания курса начальной школы Пользоваться орфографическим словарём Различать слова с омонимичными корнями Правильно писать слова с проверяемой гласной, согласной, непроизносимой согласной в корне Правильно писать слова с неизменяемыми приставками Знать и применять правила правописания И,У,А после шипящих Различать написание Ъ и Ь знаков. Комментировать и графически обозначать орфограмму Давать определение понятиям «пунктограмма», «пунктуационное правило». Ставить правильно знаки препинания в конце предложения, в середине предложения при однородных членах. Различать части речи: существительное, прилагательное, глагол. Преобразовывать текст правила в схему. Составлять схему правила Иметь представление о русском речевом этикете Характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение Различать жанры разговорной речи: просьбу, отказ, комплимент, поздравление. Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи. Моделировать речевые ситуации, создавать диалоги в соответствии с коммуникативной задачей; анализировать диалоги. Предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Писать подробное изложение с продолжением  
    2.Правописание И, У, А после шипящих, Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
    3.Диагностическая контрольная работа: контрольный диктант / тестирование за курс начальной школы (Раб.тетр.1 с.10).
    4.Р.р. Речевая ситуация. Речевые роли. Этикетные правила общения. Жанры разговорной речи: просьба, извинение, отказ, комплимент, поздравление. Бытовые диалоги: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями.
    5.Р.р. Урок-практикум «Этикет разговорной речи. Бытовые диалоги». Изложение с продолжением на основе текста Л.Толстого «Уж и Ёж» (§ 5. Упр.40).
    Фонетика, графика, орфография (15 часов). Исследования: Почему мы так произносим слово… Из истории русского правописания. Почему мы так пишем? История русской азбуки.
    1. Фонетика как раздел лингвистики. Связь фонетики с графикой и орфографией. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Звук как единица языка. Соотношение звука и буквы. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Правильно произносить названия букв Пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений Различать гласные и согласные звуки по способу образования Различать согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава Различать позиционное чередование гласных и согласных в словах Различать фонетические процессы озвончения и оглушения Различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова Употреблять Ь для обозначения мягкости согласных Производить фонетический разбор (устный и письменный) слов Выполнять фонетическую транскрипцию слов Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их Выразительно читать прозаические и поэтические тексты Использовать орфоэпический словарь Решать лингвистические задачи и тестовые задания Знать признаки текста. Находить опорные тематические слова текста Различать типы заголовков: тематический, смысловой, загадочный Озаглавливать текст, используя разные типы заголовков Писать подробное и сжатое изложение одного текста-повествования Иметь представление об аудировании как виде речевой деятельности, его разновидностях. Воспринимать текст на слух и воспроизводить услышанное выборочно в соответствии с заданием. Использовать приёмы поискового / просмотрового чтения при повторении изученного материала.  
    2.Система гласных и согласных звуков. Гласные ударные и безударные. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Элементы фонетической транскрипции.
    3.Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных. Парные и непарные звонкие и глухие.
    4.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие. Парные и непарные твёрдые и мягкие. Проверочная работа
    5.Р.р. Текст. Признаки текста. Типы заголовков текста. Опорные тематические слова текста (Анализ притчи Эзопа «Паук Анаси» или миниатюры А.Приставкина «Муравей»).
    6.Согласные звуки и буквы. Сонорные согласные, шипящие согласные. Непроизносимые согласные.
    7.Гласные звуки и обозначающие их буквы. Изменение качества гласного в безударной позиции. Двойная роль Е, Ё, Ю, Я. Фонетическая транскрипция.
    8.Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль. Трудные случаи ударения в словах. Понятие об орфоэпической норме. Особенности произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств. Орфоэпические словари и их использование.
    9.Основные выразительные средства фонетики. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.
    10.Р.р. Подробное и сжатое изложение текста-повествования Е.Малининой «Неожиданная встреча». (Раб.тетр.1 с.9)
    11.Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова.
    12. Правописание безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова. Развитие умений правильно писать слова с безударной гласной в корне слова. Проверочная работа
    13.Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». Фонетический разбор слова.
    14.Контрольный диктант / контрольное списывание / контрольный тест (Раб.тетр. 1 с.25)
    15. Р.р. Виды аудирования. Аудирование с выборочным пониманием аудиотекста (на основе познавательного текста о языке, культуре. Притча Эзопа о языках).
    Морфемика, словообразование, орфография (12 часов) Исследования: Приставки и их значения. Суффиксы и их значения Проекты: Древо однокоренных слов. Современный словарь слов, связанных с профессиями (работа по группам)
    1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Отличать морфемы от других значимых единиц языка Различать изменяемые и неизменяемые слова Характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова Разграничивать омонимичные корни Группировать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями Группировать однокоренные слова с чередующимися гласными Образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования Подбирать слова с указанными приставками и суффиксами, Группировать слова по значению приставок и суффиксов Составлять слова по заданным морфемам Группировать слова по морфемному составу Находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов Производить морфемный разбор (устный и письменный) слова. Анализировать текст упражнений с точки зрения его содержания, определять функционально-смысловой тип текста Создавать устные высказывания-рассуждения учебно-научного стиля. Иметь представление об особенностях жанров дистанционного общения: SMS-сообщения, электронного письма. Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты SMS-сообщения, электронного письма.  
    2.Словообразовательные и словооизменительные морфемы. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Разбор слова по составу.
    3.Приставки как словообразовательные морфемы. Значение приставок. Разбор слова по составу.
    4.Приставки и предлоги. Разбор слова по составу. Проверочная работа
    5.Р.р. Особенности жанров дистанционного общения: SMS-сообщение.
    6.Суффиксы как словообразовательные морфемы. Значение суффиксов.
    7.Суффиксы. Разбор слова по составу. Морфемные словари русского языка.
    8.Сложные слова. Морфемный анализ слова. Проверочная работа
    9.Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
    10. Контрольный диктант / итоговый тест по теме «Морфемика, словообразование, орфография» (Раб.тетр.1 с.34)
    11.Работа над ошибками контрольной работы.
    12.Р.р. Особенности жанров дистанционного общения: электронное письмо
    Лексика (44 часа) Исследования: История одного слова. История названий улиц нашего города. История географических названий Проект: Словарь имён нашего класса. Паспорт слова. Крылатые слова и выражения (подготовка презентации)
    1.Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика как словарный состав, совокупность слов языка Отличать слова от других единиц языка Определять значение слова, пользуясь толковыми и этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов Иметь представление о происхождении некоторых терминов Иметь представление о структуре словарной статьи Объяснять различие лексического и грамматического значений слова Различать однозначные и многозначные слова среди данных Находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре Правильно писать слова с выбором букв О - Ё после шипящих в корне Различать прямое и переносное значение слов Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения Группировать слова по тематическим группам Находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением Составлять словарную статью к самостоятельно выбранному или указанному учителем слову Находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания; Подбирать синонимы к указанным словам, использовать их в устной и письменной речи Различать паронимы, правильно использовать их в речи. Правильно писать слова с чередованием е/и в однокоренных словах Правильно писать слова с чередованием а/о в однокоренных словах Различать и группировать слова с безударной проверяемой, непроверяемой, чередующейся гласной Правильно писать слова с суффиксами –ЧИК и –ЩИК Правильно писать слова с И-Ы после приставок Правильно писать слова с приставками на з и с Различать слова с приставками на з и с от слов, где з и с входит в состав корня Группировать слова с изученной орфограммой Решать тестовые задания Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Опознавать фразеологические обороты по их признакам Определять значение фразеологизмов с помощью словаря Употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения Определять синтаксическую роль фразеологизмов в предложении Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов Находить и исправлять допущенные в своей работе ошибки Объяснять изученные орфограммы. Отличать тексты-рассуждение. Писать сочинение-рассуждение по данному началу. Различать устную и письменную речь. Различать разговорную, книжную и нейтральную лексику в тексте, устном общении. Иметь представление об афоризмах и крылатых словах, их происхождении и употреблении в речи. Подробно и сжато письменно излагать текст Иметь представление об особенностях официально-делового стиля, его жанрах. Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля: объявление, заявление. Анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты газетной публицистики – информационную заметку. Иметь представление о риторических фигурах, уметь находить их в тексте-образце и использовать в своих текстах. Иметь представление об особенностях выступления на публицистическую тему. Готовить краткое выступление на публицистическую тему. Иметь представление об истории и искусстве спора. Знать правила ведения спора, участвовать в споре, соблюдая правила.  
    2.Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова.
    3.Р.р. Особенности текста-рассуждения. Сочинение-рассуждение по данному началу (Упр.91-93).
    4.Р.р. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика (§ 18)
    5.Толковые словари русского языка.
    6.Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова. Условие выбора.
    7. Правописание букв О и Ё после шипящих в корне Развитие умений правильно писать слова с выбором букв О и Ё после шипящих в корне слова. Проверочная работа
    8.Однозначные и многозначные слова.
    9.Понятие о лексической сочетаемости.
    10.Прямое и переносное значение. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
    11. Изложение с продолжением (на основе текста о слове…)
    12.Понятие о тематической группе слов.
    13.Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов и их использование.
    14.Синонимы. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте. Проверочная работа
    15.Антонимы. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. Словари антонимов.
    16.Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Толковые словари и их использование.
    17.Р.р. Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля. Объявление устное и письменное.
    18.Р.р. Жанры официально-делового стиля. Заявление.
    19.Омонимы. Виды омонимов (омографы, омофоны, омоформы). Различия между омонимами и многозначными словами в речи.
    20. Паронимы. Различие паронимов. Определение лексического значения слов.
    21.Переносное значение слов как основа тропов. Основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет и др.) Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах
    22. Проверочная работа по теме «Лексика».
    23.Р.р. Особенности публицистического стиля. Жанры газетной публицистики. Информационная заметка: анализ и создание.
    24.Понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов.
    25.Чередование букв е/и в однокоренных словах. Условие выбора.
    26. Чередование букв е/и в однокоренных словах. Развитие умения правильно писать слова с чередованием букв е/и в однокоренных словах. Проверочная работа
    27. Чередование букв а/о в однокоренных словах. Условие выбора.
    28. Чередование букв а/о в однокоренных словах. Развитие умения правильно писать слова с чередованием букв а/о в однокоренных словах. Проверочная работа
    29.Р.р. Изложение с продолжением на основе текста проблемной заметки
    30.Суффиксы –ЧИК и –ЩИК, условие выбора.
    31. Суффиксы –ЧИК и –ЩИК. Развитие умений правильно писать слова с выбором суффиксов –ЧИК и –ЩИК. Проверочная работа
    32.Буквы Ы-И после приставок, условие выбора.
    33.Р.р. Риторические фигуры. Особенности выступления на публицистическую тему.
    34.Правописание слов с приставками на З и С. Условие выбора.
    35. Правописание слов с приставками на З и С. Развитие умений правильно писать слова с приставками на З и С.
    36. Развитие умений правильно писать слова с приставками на З и С. Проверочная работа
    37.Практикум по орфографии. Решение тестовых заданий. Работа с текстом.
    38.Р.р. Индивидуальные устные выступления на публицистическую тему
    39.Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологизмы, их признаки и значение. Различие между свободным сочетанием слов и фразеологическими оборотами.
    40.Фразеологические обороты и их толкование. Фразеологические словари и их использование. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова.
    41.Р.р. Афоризмы и крылатые слова, их происхождение. Подробное изложение прочитанного текста (§ 34. Упр.264).
    42.Контрольный диктант / контрольная работа (Раб.тетр.1 с.57)
    43. Типы ошибок. Работа над ошибками контрольной работы и подробного изложения.
    44.Р.р. История и искусство спора. Правила ведения спора.
    Морфология (51 час) Исследования: История падежей (склонений, спряжений) в русском языке. Как считали в старину (из истории числительных) Проект (в рамках уроков развития речи). Создание коллажа, эмблемы, логотипа.
    1. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Различать самостоятельные и служебные части речи; части речи и их формы; Использовать знание морфологических признаков слов при решении задач правописания; Характеризовать существительное как часть речи, его морф. признаки и синтаксическую роль. Распознавать одуш. и неодуш., собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые сущ.; имена сущ. общего рода, имена сущ., имеющие форму только множественного или только единственного числа. Определять род, число, падеж, тип склонения сущ. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами. Производить морфологический разбор имени существительного Правильно писать падежные окончания существительных с выбором Е-И Правильно писать окончания имён существительных с выбором О-Ё после Ц Правильно писать НЕ с именами существительными Характеризовать имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Определять род, число, падеж имён прилагательных Различать полную и краткую форму имён прилагательных Определять морфологические признаки кратких имён прилагательных, их синтаксическую роль. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Производить морфологический разбор имён прилагательных. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Правильно писать НЕ с именами прилагательными Характеризовать числительное как часть речи, его синтаксическую роль в предложении. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные и порядковые имена числительные; приводить примеры. Характеризовать местоимение как часть речи, его синтаксическую роль в предложении. Правильно изменять по падежам личные местоимения Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста. Характеризовать глагол как часть речи, его морф. признаки, синтаксическую роль в предложении. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом. Различать времена глаголов, образовывать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Спрягать глаголы, определять тип спряжения Правильно писать личные окончания глаголов. Использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. Характеризовать наречие как часть речи, его синтаксическую роль в предложении. Отличать служебные части речи от самостоятельных Различать предлог, союз, частицу. Находить в тексте слова служебных частей речи. Находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением служебных частей речи. Развивать навыки аудирования, изучающего чтения Анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей; способы выражения картины времени в предложении и тексте Определять изобразительно-выразительные средства языка Иметь представление о поликодовом тексте, его особенностях. Анализировать и создавать коллаж, эмблему, логотип. Иметь представление о научном стиле, его особенностях. Сжимать исходный текст, используя приёмы сжатия: план, конспект. Составлять вопросный план, план-конспект к научному тексту. Писать отзыв на научно-популярную телевизионную программу по плану. Иметь представление о рецензии как жанре научного стиля. Писать рецензию на ученическое сочинение.  
    2.Общая характеристика самостоятельных частей речи. Имя существительное как часть речи, его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
    3.Имена существительные собственные и нарицательные.
    4.Род как постоянный признак имён существительных. Существительные мужского, женского, среднего рода. Определение рода имён существительных. Имена существительные общего рода.
    5.Р.р. Понятие о поликодовом тексте, его особенностях. Коллаж, эмблема, логотип.
    6.Склонение имён существительных. Типы склонений. Падеж. Число. Имена существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.
    7.Практикум. Определение морфологических признаков: рода, склонения, падежа и числа имени существительного. Проверочная работа
    8.Правописание буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Условие выбора.
    9. Правописание буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Развитие умений правильно писать падежные окончания имён существительных с выбором букв Е и И. Проверочная работа
    10.Р.р. Контрольная работа по аудированию (см. Поурочные разработки примеры заданий. Текст на публицистическую тему)
    11.Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Условие выбора.
    12. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Развитие умений правильно писать буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Проверочная работа
    13.Правописание НЕ с именами существительными. Условие выбора слитного и раздельного написания.
    14. Правописание НЕ с именами существительными. Развитие умений правильно писать НЕ с именами существительными. Морфологический разбор существительного.
    15.Контрольный диктант / тестирование
    16.Р.р. Описание одного явления в разных стилях (сравнительный анализ текстов художественного и научного стилей). Особенности научного стиля. (Упр.329)
    17.Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
    18.Правописание окончаний имён прилагательных.
    19. Правописание окончаний имён прилагательных. Развитие умений правильно писать окончания имён прилагательных. Проверочная работа
    20.Краткие прилагательные. Отличие кратких прилагательных от полных. Морфологические признаки, синтаксическая роль кратких прилагательных.
    21.Р.р. Приёмы сжатия научного текста: план, конспект. (Раб. тетр. 1 с.62)
    22.Правописание НЕ с именами прилагательными. Условие выбора слитного и раздельного написания.
    23. Правописание НЕ с именами прилагательными. Развитие умений правильно писать НЕ с именами прилагательными. Проверочная работа Морфологический разбор прилагательного.
    24.Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
    25. Работа над ошибками контрольного диктанта
    26.Р.р. Вопросный план к научному тексту. План-конспект по научному тексту (по параграфу учебника истории, биологии)
    27.Имя числительное как часть речи. Отличие числительного от слов других частей речи.
    28.Числительные порядковые и количественные. Морфологические признаки и синтаксическая роль числительного. Проверочная работа
    29.Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
    30.Местоимение как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль личных местоимений.
    31.Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».
    32.Р.р. Средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей (см. Поурочные разработки)
    33.Глагол как часть речи. Морфологические признаки и синтаксическая роль глагола.
    34.Инфинитив. Правописание глаголов в неопределённой форме.
    35.Инфинитив. Правописание глаголов в неопределённой форме. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Проверочная работа
    36.Время глагола: настоящее, прошедшее и будущее.
    37.Р.р. Способы выражения картины времени в предложении и тексте (§ 51)
    38. Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глаголов. Определение спряжений глагола.
    39. Типы спряжения глаголов. Развитие умений определять тип спряжения глагола. Проверочная работа
    40. Правописание окончаний глаголов.
    41. Правописание окончаний глаголов. Развитие умений правильно писать окончания глаголов.
    42. Правописание окончаний глаголов. Развитие умений правильно писать окончания глаголов. Проверочная работа
    43.Р.р. Отзыв на научно-популярную телевизионную программу.
    44.Наречие как часть речи. Морфологические признаки, синтаксическая роль. Использование наречий в речи. Отличие наречий от кратких прилагательных.
    45.Роль наречий в речи. Анализ текста.
    46.Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи, их отличия от самостоятельных частей речи. Предлоги, их роль. Особенности их употребления в речи.
    47.Служебные части речи. Союзы, их роль. Особенности их употребления в речи.
    48.Повторение по теме «Морфология»
    49.Контрольная работа по теме «Морфология».
    50. Работа над ошибками контрольной работы
    51. Р.р. Рецензия как жанр научного стиля. Практикум написания рецензии на ученическое сочинение.
    Синтаксис и пунктуация (40 часов) Исследования: Когда появились знаки препинания? Этот удивительный знак…
    1. Синтаксис как раздел грамматики. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения. Различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) Отличать словосочетание от других сочетаний слов Выделять словосочетания в предложении Определять главное слово в словосочетании и устанавливать смысловую и грамматическую связи, выполнять графические обозначения Различать виды словосочетаний по морфологическим признакам (именные, глагольные, наречные) Производить синтаксический разбор словосочетания Группировать словосочетания по заданным признакам Моделировать словосочетания по заданным признакам Отличать предложение от других единиц синтаксиса. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи Различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные Давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске Находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её Различать простое и сложное предложение, чертить схему предложения Распознавать главные и второстепенные члены предложения Различать распространённые и нераспространённые предложения Различать второстепенные члены предложения, графически обозначать их. Опознавать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства Определять, какой частью речи выражены главные и второстепенные члены предложения Опознавать однородные члены предложения Ставить знаки препинания в предложениях с несколькими группами однородных членов Правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов. Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, графически обозначать их. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связями. Опознавать и правильно интонировать предложения с распространённым и нераспространённым обращением Разграничивать прямую речь и слова автора Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; Строить схемы предложений с прямой речью Распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи Правильно расставлять знаки препинания при диалоге Составлять предложения с прямой речью или диалоги на заданную тему по указанной схеме Производить синтаксический разбор простых предложений Соотносить предложение и его графическую схему Составлять предложения по предложенной схеме, другим заданным параметрам Исправлять допущенные пунктуационные ошибки Безошибочно списывать текст в объёме, предусмотренном нормами в данном классе Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания в объёме, предусмотренном нормами в данном классе Пользоваться справочными пособиями по пунктуации Различать простое и сложное предложения Устно объяснять пунктуацию сложного предложения, использовать на письме специальные графические обозначения Строить пунктуационные схемы сложного предложений Ставить запятую в сложносочиненном предложении Производить синтаксический разбор сложного предложения. Сжимать предложенный научно-популярный текст. Иметь представление о жанровых особенностях диспута. Участвовать в диспуте на научную тему: Нужны ли знаки препинания? Писать подробное изложение по тексту «Как подготовить и провести диспут». Анализировать и создавать тексты определённых жанров: юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа; сочинение-зарисовку по картине; сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом; сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям.  
    2.Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
    3.Виды словосочетаний по главному слову: именные, глагольные, наречные.
    4.Словосочетание. Синтаксический разбор словосочетания.
    5.Р.р. Сжатое изложение по научно-популярному тексту Е.Малининой «Когда медведь опасен?» (Раб.тетр.1 с.24)
    6.Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
    7.Предложение – основная единица речевого общения. Главные и второстепенные члены предложения. Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение».
    8.Предложение – основная единица речевого общения. Анализ текста.
    9. Контрольный диктант.
    10.Работа над ошибками. Практикум по орфографии, пунктуации.
    11. Р.р. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (пар. 60)
    12.Р.р. Наши эмоции и их отражение в предложении (пар. 61)
    13.Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая основа предложения.
    14.Простое двусоставное и односоставное предложение. Грамматическая основа предложения.
    15.Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения
    16. Подлежащее и сказуемое. Развитие умений находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены. Проверочная работа.
    17.Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении, способы их выражения.
    18.Р.р. Жанровые особенности диспута. Написание подробного изложения по тексту «Как подготовить и провести диспут».
    19.Определение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам.
    20.Дополнение как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам.
    21.Обстоятельство как второстепенный член предложения. Разбор предложения по членам. Проверочная работа.
    22.Предложение с однородными членами предложения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения.
    23. Знаки препинания в предложении с однородными членами.
    24. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Развитие практических умений постановки знаков препинания в предложении с однородными членами. Проверочная работа
    25.Р.р. Диспут на научную тему: Нужны ли знаки препинания?
    26.Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращениями.
    27.Знаки препинания в предложениях с обращением. Проверочная работа. Синтаксический разбор простого предложения.
    28.Предложения с прямой речью. Знаки препинания.
    29.Постановка знаков препинания в предложении с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при диалоге.
    30.Практикум постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении. Работа с текстом. Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
    31. Р.р. Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ГИА (см. Поурочные разработки)
    32. Р.р. Контрольное изложение с элементами сочинения / Итоговая контрольная работа, приближенная к формату ГИА (см. Поурочные разработки).
    33.Сложное предложение. Средства связи частей сложносочинённого предложений. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Запятая в сложном предложении.
    34.Запятая в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения.
    35. Контрольный диктант / контрольная работа (Раб.тетр.2 с.69)
    36. Работа над ошибками контрольной работы.
    37.Р.р. Жанровые опыты. Юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа.
    38.Р.р. Жанровые опыты на основе текстов-описания. Сочинение-зарисовка по картине. Пейзаж (Раб.тетр. 2 с.12)
    39. Р.р. Жанровые опыты. Сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом.
    40. Р.р. Жанровые опыты. Сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям. (Упр.384-386)

Всего сочинений - 10, из них классных – 4, домашних - 6

Изложений - 7


Планируемые результаты освоение учебного предмета

«Русский язык» в 5 классе

Перечислены умения, связанные с формированием языковой и лингвистической; коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетенций, т.е. те, которые выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.

Формирование языковой и лингвистической компетенции

Фонетика

Ученик научится:

- пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений;

- анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова;

- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава;

- производить фонетический разбор (устный и письменный) слов;

- выполнять фонетическую транскрипцию слов;

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- использовать орфоэпический словарь.

Ученик получит возможность научиться:

- наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.

Морфемика

Ученик научится:

- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- разграничивать омонимичные корни;

- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования;

- группировать слова по морфемному составу;

- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.

Лексика

Ученик научится

- определять значение слова, пользуясь толковыми и этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов;

- объяснять различие лексического и грамматического значений слова;

- находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания;

- различать свободные сочетания слов и фразеологизмы;

- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.

Ученик получит возможность научиться:

- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;

- различать паронимы, правильно использовать их в речи;

- составлять словарную статью к самостоятельно выбранному или указанному учителем слову;

- употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Морфология

Ученик научится:

- различать самостоятельные и служебные части речи; части речи и их формы;

- характеризовать существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие как части речи, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;

- распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые существительные; имена существительные общего рода, имена сущ., имеющие форму только множественного или только единственного числа; падеж существительного;

- характеризовать имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

- характеризовать числительное как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;

- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

- распознавать количественные и порядковые имена числительные; приводить примеры;

- характеризовать местоимение как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;

- правильно изменять по падежам личные местоимения;

- характеризовать глагол как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

- распознавать инфинитив и личные формы глагола;

- определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом;

- различать времена глаголов, образовывать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени;

- спрягать глаголы, определять тип спряжения;

- характеризовать наречие как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;

- отличать служебные части речи от самостоятельных;

- различать предлог, союз, частицу.

Ученик получит возможность научиться:

- употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами;

- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;

- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;

- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением служебных частей речи.

Синтаксис

Ученик получит возможность научиться:

- различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

- отличать словосочетание от других сочетаний слов, выделять словосочетания в предложении;

- определять главное слово в словосочетании и устанавливать смысловую и грамматическую связи, выполнять графические обозначения;

- различать виды словосочетаний по морфологическим признакам (именные, глагольные, наречные);

- производить синтаксический разбор словосочетания;

- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные;

- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;

- находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её;

- различать простое и сложное предложение, чертить схему предложения;

- различать распространённые и нераспространённые предложения;

- опознавать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства;

- анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, графически обозначать их;

- разграничивать прямую речь и слова автора;

- строить схемы предложений с прямой речью;

- производить синтаксический разбор простых предложений;

- различать простое и сложное предложения.

Ученик получит возможность научиться:

- строить пунктуационные схемы сложного предложений;

- ставить запятую в сложносочиненном предложении;

- производить синтаксический разбор сложного предложения.

Орфография

Ученик научится:

- правильно писать слова с выбором букв О - Ё после шипящих в корне;

- правильно писать слова с чередованием е/и, а/о в однокоренных словах;

- правильно писать слова с суффиксами –ЧИК и –ЩИК;

- правильно писать слова с И-Ы после приставок на согласные;

- правильно писать слова с приставками на з и с;

- правильно писать падежные окончания существительных с выбором Е-И;

- правильно писать окончания имён существительных с выбором О-Ё после Ц;

- правильно писать НЕ с именами существительными;

- правильно писать НЕ с именами прилагательными;

- правильно писать личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

- знать и правильно писать слова-исключения из правил.

Пунктуация

Ученик научится:

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связях;

- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;

- правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

Ученик получит возможность научиться:

- ставить знаки препинания в предложениях с несколькими группами однородных членов;

- объяснять пунктуацию сложного предложения, использовать на письме специальные графические обозначения.

Формирование коммуникативной компетенции (речевое общение, речевая деятельность, текстовая деятельность)

Ученик научится:

- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;

- использовать приёмы поискового / просмотрового чтения при повторении изученного материала;

- характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности;

- определять тему, основную мысль, ключевые слова текста;

- озаглавливать текст, используя разные типы заголовков;

- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей;

- писать сочинение-рассуждение по данному началу;

- писать подробное, сжатое изложение с продолжением;

- различать жанры разговорной речи: просьбу, отказ, комплимент, поздравление;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи;

- иметь представление об особенностях жанров дистанционного общения: SMS-сообщения, электронного письма;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои текстыSMS-сообщения, электронного письма;

- иметь представление об особенностях официально-делового стиля, его жанрах;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля: объявление, заявление;

- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты газетной публицистики – информационную заметку;

- знать правила ведения спора, участвовать в споре, соблюдая правила;

- иметь представление о поликодовом тексте, его особенностях;

- анализировать и создавать коллаж, эмблему, логотип;

- иметь представление о научном стиле, его особенностях;

- сжимать исходный текст, используя приёмы сжатия: план, конспект;

- составлять вопросный план, план-конспект к научному тексту;

- писать отзыв на научно-популярную телевизионную программу по плану;

- писать рецензию на ученическое сочинение;

- анализировать и создавать тексты определённых жанров: юмористический рассказ с включением диалога по рисункам Х.Бидструпа; сочинение-зарисовку по картине; сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом; сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям.

Ученик получит возможность научиться:

- моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;

- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;

- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в изложении и сочинении.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку

Ученик научится:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;

- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;

- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;

- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;

- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и давать оценку проектов одноклассников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: