Экономическая модернизация России на рубеже веков
В 1890-х гг. начался рост российской промышленности, во многом связанный с экономическими реформами, проводимыми министром финансов С.Ю. Витте. Финансовыми источниками для их проведения были:
- увеличение косвенных налогов за счет акцизных сборов;
- введение государственной винной монополии;
- денежная реформа (1897), вводившая свободно конвертируемый золотой рубль;
- привлечение иностранных капиталов;
- протекционистский таможенный тариф (1891).
Результатами реформ С.Ю. Витте были:
- массовое строительство железных дорог (Транссибирская ж/д);
- быстрое экономическое развитие районов Сибири и Дальнего Востока;
- формирование новой угольно-металлургической (Донбасс) и нефтяной (Баку и Грозный) базы;
- увеличение строительства машиностроительных и металлургических предприятий.
Таким образом, к началу XX в. Россия являлась экономически среднеразвитой страной, имевшей следующие особенности экономики:
- многоукладность (от натурального хозяйства в земледелии до монополий в промышленности);
|
|
- активное вмешательство государства в экономику, большой государственный сектор (в основном казенные заводы, железные дороги);
- большая роль иностранного капитала (до 40 % всех капиталовложений);
- высокая степень концентрации промышленности и капитала, неравномерность экономического развития по регионам.
Экономическое развитие страны осложняла нерешенность аграрного («земельный голод»), рабочего (низкая зарплата, тяжелые условия труда), национального (русификация национальных окраин) вопросов. Сохранялась архаичная политическая система: население не имело политических прав и свобод, не было легальных политических партий, профсоюзов. Николай II (1894-1917) считал самодержавие единственной формой правления, приемлемой для России.
Наряду с глубинными причинами кризиса, складывавшимися не одно десятилетие, в начале ХХ в. в России возникли проблемы, приблизившие революционный взрыв: экономический кризис 1900-1903 гг. и русско-японская война 1904-1905 гг.(нападение на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо, осада Порт-Артура, поражение в районе Мукдена, поражение флота в Цусимском проливе).