Бюджетный процесс — это регламентированная законодательными актами деятельность государственных органов, заключающаяся в разработке, рассмотрении и утверждении проекта бюджета, а также в исполнении бюджета. Соответственно бюджетный процесс можно разделить на три этапа. Последовательное решение задач, выполняемых на каждом из этапов, обеспечивает формирование, а затем использование централизованного фонда государства, отвечающего целям утвержденной социально-экономической программы развития. В общем виде содержание бюджетного процесса представлено в табл.
Этапы и содержание бюджетного процесса
Этап | Название | Краткое содержание |
I | Составление проекта бюджета | Обосновываются объем и структура доходов и расходов бюджета |
II | Рассмотрение и утверждение бюджета | Рассматривается Парламентом Республики Беларусь, утверждается Президентом Республики Беларусь |
III | Исполнение бюджета | Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих бюджетов |
1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов. При разработке проекта бюджета учитываются:
|
|
• направления бюджетно-финансовой политики;
• параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ;
• оценка исполнения бюджетов за предыдущий (пофакту) и текущий (ожидаемого) финансовые (бюджетные) годы;
• нормативы отчислений от республиканских налогов
и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты.
На основе многовариантных расчетов определяются объем доходов и расходов всех видов бюджетов, а также их соотношение.
Разработка проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, однако его непосредственным составлением занимаются Министерство финансов и местные финансовые (исполнительные и распорядительные) органы. При обосновании отдельных позиций бюджета всегда используются данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, характеризующие важнейшие показатели социально-экономического развития страны, а также информация Национального банка Республики Беларусь по вопросам денежно-кредитной политики.
II этап. В соответствии с Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 31 декабря 2005 г. № 80-3 проект бюджета должен выноситься на рассмотрение Правительства Республики Беларусь для детального обсуждения его содержащий и структура, а при необходимости — для внесения изменений, касающихся объема, структуры доходов и расходов. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.
|
|
Как правило, за три месяца до начала нового бюджетного года руководитель государства передает в Парламент проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год со следующими приложениями:
• пояснительной запиской к проекту бюджета;
• основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год;
• проектом консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год;
• основными показателями взаимоотношений республиканского и местных бюджетов;
• оценкой ожидаемого исполнения республиканского
и консолидированного бюджетов за год, предшествующий
планируемому финансовому (бюджетному) году;
• прогнозными расчетами по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюджетный) год.
Утвержденный проект бюджета имеет силу закона, который устанавливает объем доходов и расходов бюджета и их структуру в соответствии с бюджетной классификацией друге основные параметры.
При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем — поправки, предусматривающие их увеличение.
III этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и производится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению. Таким образом, основные задачи исполнения бюджета можно объединить в две группы:
1) по доходной части:
• обеспечение своевременной и полной аккумуляции доходов всех видов бюджетов;
• контроль за соблюдением налогового законодательства и взысканием других сборов и платежей;
• распределение доходов между республиканским и местными бюджетами в соответствии с утвержденными нормативами от регулирующих доходов;
• учет всех источников поступлений в бюджет и составление отчетности по видам доходов;
2) по расходной части:
• своевременное и полное финансирование намеченных мероприятий в разрезе разделов и подразделов бюджетной классификации;
• первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных социальных и экономических направлений с учетом оценки их реального состояния;
• контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных ресурсов.
Ответственность за исполнение соответствующих бюджетов возложена на Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы власти.
В течение финансового (бюджетного) года в доходную и расходную части бюджета могут вноситься изменения ни основании Законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Иеларусь, решений местных Советов депутатов — в пределах утвержденного бюджета и предоставляемых им прав. Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета производится Парламентом Республики Беларусь или (по его поручению) Президентом Республики Беларусь; местных бюджетов — соответствующими местными Советами депутатов. В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы вправе вносить изменения в квартальные назначения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной и ведомственной классификаций расходов бюджета. Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы, казначейство и кредитные учреждения.
|
|
Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы и местные финансовые органы составляют бюджетную роспись, в которой конкретизируются доходы бюджетов и их распределение в течение текущих года и квартала. Она является основным документом, определяющим объем всех предусмотренных поступлений и их направления по установленным объектам и мероприятиям.
Активное участие в обеспечении своевременной и полной мобилизации доходов бюджета принимают налоговые органы, которые занимаются сбором налоговых платежей, контролем за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты. Они ведут учет плательщиков и поступлений конкретных видов налогов, применяют административные и финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.
На кредитные учреждения и казначейскую систему возложены функции кассового исполнения бюджета. В Республике Беларусь применяется смешанная система исполнения бюджета. В данном случае банковская система занимается приемом денежных поступлений и их распределением по отдельным видам бюджетов. Казначейство организует исполнение бюджета по расходам (т.е. финансирует предусмотренные бюджетом мероприятия), регулирует отношения между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, реализует управление и обслуживание государственного долга.
Средства из республиканского бюджета перечисляются с Единого казначейского счета Министерства финансов в Национальном банке Республики Беларусь и счетов территориальных органов государственного казначейства в учреждениях ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк»
|
|
согласно платежным поручениям, предъявленным распорядителями средств, на счета поставщиков (подрядчиков) товаров (работ, услуг), оплачиваемых за счет средств бюджета, как правило, минуя текущие счета распорядителей бюджетных средств.
В исполнении бюджета непосредственно участвуют все плательщики налогов, сборов и других видов платежей, а также распорядители кредитов, получающие и использующие бюджетные ассигнования. Результаты исполнения бюджета отражаются в отчете, характеризующем фактические поступления доходов и использование бюджетных ассигнований. Министерство финансов Республики Беларусь составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики за предыдущий финансовый(бюджетный) год, основываясь на отчетах об исполнении республиканского бюджета и бюджетов областей и г. Минска) и представляет его Правительству Республики Беларусь на рассмотрение и утверждение.