Описание узлов

Узлы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Узел встречный……………………………………………......  
Прямой узел (морской)………………………………………..  
Узел шкотовый и брамшкотовый..…………………………...  
Узел грейпвайн…………………………………………….......  
Встречная восьмёрка…………………………………….........  
Узел проводника………………………………………………  
Узел восьмёрка…………………………………………….......  
Узел двойной проводник («заячьи уши»)……………………  
Узел австрийский проводник (узел среднего, бергшафт)......  
Схватывающий узел (прусс)…………………………….........  
Австрийский (несимметричный, косой) схватывающий…...  
Узел булинь (обвязочный, беседочный)…………………......  
Узел стремя (выбленочный)………………………………......  
Узел Бахмана………………………………………………......  
Узел удавка……………………………………………….........  
Узел маркировочный…………………………………….........  
Узел проводника «повышенной надёжности»……………....  

Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут своё начало в морских узлах. Из всех морских узлов, а их около четырёх тысяч, были отобраны те, которые, в минимальной степени ослабляют верёвку, не ползут, не являются саморазвязывающимися.

Узлы, применяемые при горовосхождениях, подразделяются на три группы:

1) Группа узлов для самостраховки (сюда входят все узлы обвязки, схватывающие узлы,

булинь, проводника и т. д.)

2) Основные (применяются для связывания верёвок).

3) Специальные (вспомогательные).

Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т. д.На наш взгляд, вопрос о терминологии в данном случае не очень принципиален, т. к. многие узлы с успехом применяются в нескольких группах для решения различных задач, но приведенная выше квалификация удобна для обучения.

На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.

В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.

Для того чтобы овладеть на уровне динамического стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:

1) Алгоритмический (т. е. поэтапное запоминание последовательности действий).

2) Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомневаешься в правильности рисунка, лучше перевязать узел).

Первый путь достигается, в основном, за счёт правильного, красивого и медленного показа преподавателем (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.

Необходимо отметить, что применение узлов снижает прочность верёвки, на которой они завязаны. Уменьшение номинальной прочности верёвок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей верёвке – под воздействием крис-

таллов льда между ними. Более подробно об этом смотри книгу Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Перевод с болгарского. Москва, ФиС, 1981 г.

Ниже приводится описание узлов с иллюстрациями и методическая разработка занятия по узлам. Рекомендуется изучать узлы именно в данной последовательности, хотя некоторые из них почти не используются на практике. Важно осуществить принцип «от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному». На практике горовосходитель использует, в основном, 6–7 узлов, которые ему наиболее подходят и он их знает в совершенстве.

Приведенная ниже методика обучения узлам отрабатывалась московскими горными туристами в течение многих лет (в частности турсекции МГПИ, МАТИ, МГТУ им. Баумана, школа турподготовки при Калининском, Красногвардейском, Кировском, Гагаринском РТК. На личном опыте авторов, их работе в этих школах и секциях написана данная работа.

Описание узлов

Существует несколько тысяч (более четырёх) морских узлов. Естественно, мы не ставили целью описать их все. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.

Для начала необходимо условиться о терминологии. Неподвижный конец (тот вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязки (тот которым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем называть грузовыми концами.

Узел встречный (рис. 1в)

Рис. 1. Встречный узел.

Сейчас применяется только на плоских лентах для их связывания. На одной ленте завязывается обычный контрольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), после чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).

Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нём велико.На круглых верёвках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: