double arrow

Предприятие инвалидов

В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДС операции по реализации (в том числе передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

- учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Согласно ст. 239 Налогового кодекса РФ от уплаты единого социального налога освобождаются работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100.000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

При этом необходимо учитывать, что данные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884 и состоит из следующих товаров: шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера (кроме специального назначения), продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов), драгоценные камни и драгоценные металлы, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), высококачественные изделия из хрусталя и фарфора, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

В соответствии с подп. 3 ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения:

- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ и по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные выше общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В отношении налога на имущество необходимо обратить внимание на то, что в отличие от НДС и ЕСН льготу имеют не любые общественные организации инвалидов, а только общероссийские. По нашему мнению, данное ограничение является неправильным, поскольку Конституционный суд РФ постановлением от 23 декабря 1999 г. N 18-П уже указывал на эту неточность. Вместе с тем, указанное ограничение никем не обжаловано, а потому подлежит применению.

Значительные ограничения по подпадающим под льготный порядок видам деятельности и товарам (кроме посреднической деятельности, кроме подакцизных товаров, минерального сырья и т.д.) значительно сокращает сферу применения данных льготных предприятий. Использование предприятия, имеющего 100 процентный уставный капитал общественной организации инвалидов не выгодно фактическим учредителям предприятия: так как предприятие формально принадлежит общественной организации инвалидов, то и вся прибыль и имущество предприятия принадлежит организации инвалидов.

Однако предприятие инвалидов, используемое в порядке, аналогичном порядку использования территориального оффшора, может принести значительный эффект в плане оптимизации налогообложения.

Например, компания, учрежденная любым коммерческим предприятием и имеющая 50 процентов работников-инвалидов, используется как финансовый аккумулятор. Посредством дилерских отношений (компания приобретает товар по цене близкой к себестоимости, а реализует по ценам рыночным) практически вся прибыль предприятия "оседает" в компании.

Аналогично, прибыль предприятия может быть переведена в компанию на основании договора на оказание информационно-консультационных услуг. Аккумулированная прибыль может быть направлена на приобретение для предприятия производственных основных фондов. Приобретенные основные фонды могут быть переданы предприятию в текущую аренду, с отражением арендованного имущества на балансе арендодателя-компании. Налицо экономия на налоге на имущество (компания, имеющая 50 процентов работников инвалидов, налог на имущество не уплачивает). При этом все имущество (рассматриваемые основные фонды и денежные средства) легально полностью подконтрольны предприятию, учредившему компанию инвалидов.

При использовании компании инвалидов необходимо предельно ответственно отнестись к основному критерию предоставления льгот - численности работников-инвалидов. Малейшая небрежность может обернуться признанием применения льгот незаконным и, соответственно, штрафами.

Можно привести следующие рекомендации:

1. Расчет среднесписочной численности работников необходимо производить в строгом соответствии с установленным порядком.

Ранее для расчета средней численности работников применялось Постановление Госкомстата России от 04.08.2003 N 72, которым был утвержден Порядок заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения.

Однако Минюст России отказал в государственной регистрации указанного Постановления Госкомстата России, в связи с чем Постановлением Госкомстата России от 27.11.2003 N 104 оно было отменено. При этом новый порядок Госкомстат России не утвердил.

В связи с этим полагаем, что при расчете средней списочной численности работников допустимо применять иные документы Госкомстата России.

Так, правила расчета средней численности закреплены в Порядке заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденном Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 20.11.2006 г. N 69.

В соответствии с п. 86 данного Порядка средняя численность работников организации включает:

- среднесписочную численность работников;

- среднюю численность внешних совместителей;

- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Нередки случаи, когда, допустим, четыре вахтера-инвалида при расчете среднесписочной численности принимаются за 4 единицы, хотя согласно утвержденным директором графикам и табелям учета рабочего времени дежурят в офисе, посменно чередуясь через три дня на четвертый с пятичасовой продолжительностью рабочего дня (то есть в месяц на всех вахтеров приходится в среднем 100 часов отработанного времени при месячной норме рабочего времени 170 часов на одного человека). В этом случае среднесписочная численность вахтеров фактически составляет 100 / 170 = 0,6 ед.

2. Работники-инвалиды в случае опроса налоговыми органами, должны четко представлять в какой организации они работают, где находится организация, где находится их рабочее место и т.д. Не редки случаи, когда инвалиды, числящиеся на предприятии, даже не подозревают о том, где они работают. В любом случае желательно проинструктировать инвалидов, каким образом они должны себя вести при опросе налоговых органов.

3. Инвалиды должны иметь действующие справки ВТЭК о продлении им срока по группе инвалидности на текущий год.

Субъекты предпринимательской деятельности, уплачивающие единый налог
на вмененный доход

Общий порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход в настоящее время регулируется главой 26.3 Налогового кодекса РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Конкретный порядок введения, исчисления и уплаты данного налога регулируется законодательными актами представительных органов власти субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ на уплату единого налога переводятся: юридические лица и физические лица без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

1) оказание бытовых услуг;

2) оказание ветеринарных услуг;

3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

7) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещение рекламы на транспортных средствах;

12) оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

При этом необходимо учитывать, что субъект предпринимательской деятельности, переводимый на уплату единого налога, должен быть самостоятельным субъектом гражданского права (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом) и самостоятельным налогоплательщиком.

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ уплата единого налога заменяет:

Для организаций - уплату налога на прибыль, налога на имущество и единого социального налога.

Для предпринимателей - уплату налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога.

Кроме того, данные субъекты не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость по внутренним операциям.

Иные налоги уплачиваются в общем порядке, в том числе:

- государственная пошлина;

- таможенные пошлины и иные таможенные платежи;

- лицензионные и регистрационные сборы;

- налог на приобретение транспортных средств;

- налог на владельцев транспортных средств;

- земельный налог;

- налог на доходы физических лиц с доходов индивидуального предпринимателя, полученных помимо (сверх) деятельности, облагаемой единым налогом;

- налог на доходы физических лиц, удерживаемый субъектом, перешедшим на единый налог, с доходов, выплачиваемых физическим лицам (выдача заработной платы работникам, закуп товаров у населения и т.д.);

- налог на доходы и НДС с дохода иностранного лица, полученного из источника в РФ в случаях, когда законодательством РФ установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат;

В плане снижения налогового бремени в операциях по розничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами наиболее привлекательным является субъект малого предпринимательства, переведенный на уплату единого налога, осуществляющий розничную торговлю.

На основании вышеизложенных положений можно сформулировать общие наиболее важные критерии, которые необходимо учесть при принятии решения о передаче магазинов субъекту малого предпринимательства, переведенного на уплату единого налога.

Положительные моменты:

1. Выручка, полученная субъектом предпринимательства и оставшаяся после уплаты единого налога, и некоторых других налогов поступает в его полное распоряжение. Несмотря на то, что субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на уплату единого налога, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского и иного учета, расходование денежных средств субъекта предпринимательства практически не контролируется и не ограничивается.

2. Ограничения в размере выручки, получаемой субъектом предпринимательства, переводимым на уплату единого налога, не установлены.

Существующие ограничения.

1. Существует ограничение на размер торговой площади.

2. Как уже упоминалось выше, лицо, переведенное на уплату единого налога, должно быть самостоятельным субъектом гражданского и налогового права. Вследствие этого схемы оптимизации налогообложения с использованием субъекта предпринимательства, уплачивающего единый налог, основываются на высокой степени доверия между партнерами.

Возможная схема взаимоотношений между предприятием, производящим продукцию, и другим субъектом предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю данной продукцией через магазин.

Существующие фирменные магазины предприятия сдаются в текущую аренду субъектам предпринимательства, переведенным на уплату единого налога.

Продукция предприятия на основании договора поставки продается субъекту предпринимательства, по ценам, сниженным на 15-20 процентов (далее - скидка).

Он реализует продукцию физическим лицам с собственной торговой наценкой, допустим 10 процентов (далее - наценка).

Так как выручка субъекта предпринимательства, переведенного на уплату единого налога, не облагается никакими налогами, суммы скидки и торговой наценки (суммарно 25-30 процентов от розничной цены продукции) практически выводится из-под налогообложения.

Негативными моментами данной схемы является следующее.

Арендная плата, получаемая от субъекта предпринимательства, включается у предприятия в состав внереализационных доходов и облагается НДС. В том случае, если доходы от сдачи имущества в аренду составят значительную часть в доходах предприятия (может быть признано, что деятельность по сдаче имущества в аренду является одним из видов деятельности предприятия), суммы арендной платы могут быть включены в базу для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог.

Необходимо также обратить особое внимание на тот факт, что данная схема может быть безопасна с точки зрения налогообложения только при соблюдении следующих существенных моментов:

- размер скидки, предоставляемой предприятием магазину, не должен превышать 20-ти процентов от рыночной оптовой цены аналогичной продукции;

- размер арендной платы, уплачиваемой арендатором собственнику магазина, не должен быть снижен более чем на 20 процентов от рыночной стоимости аренды аналогичных магазинов в данном регионе.

Более подробно механизм налогового контроля за обоснованностью цен, применяемых в расчетах между налогоплательщиками, изложен в ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Слабым местом практически всех схем налоговой оптимизации являются методы перевода "сэкономленных" денежных средств обратно в легальный оборот. В рассматриваемой ситуации выведенные из-под налогообложения суммы скидки и наценки являются собственностью субъекта предпринимательства, переведенного на уплату ЕНВД. Необходимо сразу отметить, что идеального метода перевода денежных средств обратно на предприятие не существует. Считаем необходимым привести лишь некоторые из таких методов, так как считаем их относительно легальными.

а) субъект малого предпринимательства, на "сэкономленные" средства приобретает товар и продает его предприятию. Оплата от предприятия не поступает. Хотя данная операция, проводимая индивидуальным предпринимателем, не является розничной торговлей и подпадает под общий режим налогообложения, обязанность по исчислению и уплате подоходного налога (налог на доходы физических лиц) у индивидуального предпринимателя не возникает, так как облагаемый подоходным налогом (налогом на доходы физических лиц) доход возникает только в момент реального поступления денежных средств или прекращения обязательства по оплате иным способом. Однако по истечении трех лет (истечения срока исковой давности) предприятие будет обязано включить стоимость полученных товаров в состав налогооблагаемой прибыли.

б) предприятие эмитирует собственный простой вексель со сроком платежа "по предъявлению", передает его субъекту малого предпринимательства. В счет оплаты за вексель предприятие получает на расчетный счет денежные средства. Данные денежные средства носят характер заемных, и вследствие они не включаются в налогооблагаемый оборот. Получатель может не предъявлять такой вексель к оплате в течение года с момента его составления.

Общим недостатком рассмотренных выше схем является то, что регулярное проведение данных операций не может не вызвать претензий со стороны налоговых органов. Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о переквалификации данных седелок в дарение (с соответствующим налогообложением).

Иные методы перевода денежных средств, основанные на том факте, что расходование средств субъекта малого предпринимательства, уплатившего единый налог, практически не контролируется, без соответствующего налогообложения и оформления (дарения денежных средств, имущества, взноса в уставной капитал, дарения в форме освобождения от обязанности по уплате перед третьими лицами и т.д.) изначально нелегальны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: