Система управления качеством проектных решений не требует создания в проектном производстве специальных структурных звеньев. Управление качеством должно достигаться и обеспечиваться посредством введения в технологию проектного процесса элементов контроля и оценки качества как частных проектных решений на всех этапах проектирования, так и проектов в целом.
Система управления качеством проектных решений
Управление качеством проекта
«Проект» в общем понимании – это целенаправленное изменение некой материальной системы, а «управление проектами» - это и есть управление такими изменениями.
Мировой Банк дал следующее определение проекта: «Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями».
Управление проектами - это комплексная многопрофильная отрасль знаний, связанных с новыми достижениями науки и техники, экономики и образования, социального устройства общества и других сфер жизни.
Анализ международного опыта по данным IРМА показывает, что при УП продолжительность их осуществления сокращается в среднем на 20-30%, а расходы уменьшаются на 10-15%. Использование методов управления инвестиционными проектами в нашей стране даст несопоставимо больший эффект и коренным образом изменит ситуацию к лучшему.
Система управления качеством проектирования и проектных решений - совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества работ проектных предприятий и разрабатываемых ими проектов.
Управление качеством проектирования включает управление качеством производственно-технологического процесса проектирования (организация системы бездефектного проектирования, контроль за соблюдением исполнителями требований строительных норм и правил, государственных стандартов и т. п.), проектно-сметной документации (минимизация и совершенствование ее состава, нормоконтроль) и проектных решений (оптимизация творческого результата проектирования).
Управление качеством проектных решений заключается в установлении, обеспечении и поддержании необходимого уровня их качества на всех этапах проектирования при соблюдении не только нормативных требований, но и комплекса ненормируемых показателей качества.
Контроль качества проектных решений - это проверка соответствия показателей качества базовым, а также соблюдения государственных стандартов, строительных норм и правил и других нормативных документов. Контролировать целесообразно на различных уровнях с тем, чтобы обеспечить динамическую и достоверную информацию о качестве работы всех звеньев и состоянии проектных разработок для своевременного воздействия на проектный процесс и суть закладываемых в проект решений.
Различают входной, операционный, приемочный, инспекционный контроль и самоконтроль исполнителей.
Входной контроль осуществляется при передаче частных проектных разработок между звеньями одного уровня или низшего звена к высшему в рамках проектных подразделений.
Операционный - это контроль в процессе проектирования, который осуществляется руководителем конкретного коллектива исполнителей регулярно и руководителем следующего, более высокого уровня, выборочно. В конкретных мероприятиях по проектным разработкам специализированных звеньев принимают участие главные специалисты технического отдела.
Приемочный контроль осуществляется при приемке от исполнителей законченных разработок. Контролируются единичные показатели качества законченного проекта. Участвуют, в зависимости от уровня принимаемой разработки, главные архитекторы проектов, главные инженеры проектов, главные специалисты техотдела, представители администрации, научно-технического совета, заказчика и госэкспертизы.
Инспекционный контроль осуществляется, в зависимости от уровня, техотделом проектного института и представителями вышестоящих организаций.
3.3. Система управления качеством продукции в научно-исследовательском институте
Система управления качеством продукции в научно-исследовательском институте - совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств управления качеством выполнения научно-исследовательских работ и создания научной продукции - результатов исследований, оформленных в виде отчетов о новых конструкциях, изделиях, материалах, оборудовании, строительных машинах и механизмах, средствах малой механизации и измерениях, инструментах, новой технологии, механизации, автоматизации строительного производства, новых методах организации и управления строительством и т. п.
Управление качеством изделий и конструкций предусматривает установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества при их разработке, изготовлении, транспортировании, складировании и хранении.
Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП) основана также на единстве управляющей (органы управления предприятия, оказывающие целенаправленное воздействие) и управляемой (исполнительной) систем, взаимодействие между которыми обеспечивается прямыми и обратными связями. Кроме того, управляющая и управляемая системы связаны с внешней средой.
Управление качеством продукции - неотъемлемая часть управления производством - осуществляется руководством предприятия через заместителей, начальников цехов, отделов, служб и подразделений, непосредственно управляющих процессами производства.
3.5. Система управления качеством строительно-монтажных работ
Система управления качеством строительно-монтажных работ (СУК СМР) образуется единством управляющей (органы управления, оказывающие целенаправленное воздействие) и управляемой, или исполнительной систем (рис. 1.14).
Критериями качества выполнения строительно-монтажных работ являются качество результатов труда и качество процесса труда, определяемые совокупностью показателей.
Качество результатов труда (продукции) определяется показателями технического уровня, включающими геометрические, физико-механические, технологические и эстетические параметры, регламентирующие прочность, устойчивость, надежность, долговечность, эксплуатационные свойства и внешний вид строительной продукции, технологичность производства и расход материалов.
Качество процесса труда определяется показателями экономическими и стабильности, включающими трудоемкость, продолжительность и фактическую себестоимость строительно-монтажных работ.
Тема 4.
Нормативно-правовые основы управления качеством строительной продукции
Нормативные документы подразделяют на государственные федеральные документы (СНиП, ГОСТ Р, СП, РДС), документы субъектов РФ (ТСН) и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности (СТП и СТО). а также фирменные нормативы (стандарты предприятий).
Назовем основные из них.
В СНиП 10-01-94 “Система нормативных документов в строительстве. Основные положения” определены основные цели, принципы и общая структура Системы нормативных документов в строительстве, требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
В «Своде правил» СП 12-102-98 «Авторский надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений» определены положения по организации авторского надзора, осуществляемого в целях обеспечения контроля за соответствием выполнения проектных решений при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте предприятий, зданий и сооружений.
В развитие СНиП 10-01-94 разработаны и введены в действие следующие нормативно-методические документы по системе нормирования расхода материальных ресурсов:
СНиП 82-01-95 “Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения” (Постановление Минстроя России от 20.06.95г. №18-60);
РДС 82-201-96 “Правила разработки норм расхода материалов в строительстве” (Постановление Минстроя России от 14.11.96г. №18-80);
РДС 82-202-96 “Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве” (Постановление Минстроя России от 08.08.96г. №18-65);
дополнение к РДС 82-202-96 “Сборник типовых норм потерь материальных ресурсов в строительстве” (Письмо Госстроя России от 03.12.97г. № ВБ-20-276/12).
Введенные в действие указанные нормативно-методические документы соответствуют новым экономическим условиям, действующим в России, а также законодательным и другим нормативным актам федеральных органов РФ.
Применение их позволит организациям и предприятиям строительного комплекса снизить материалоемкость и соответственно стоимость строительства в размере до 3% за счет упорядочения норм и нормативных показателей расхода материальных ресурсов.
С 1 июля 2003г. вводится в действие Федеральный закон «О техническом регулировании».
Положения этого Закона охватывают все отрасли народного хозяйства, в том числе и строительство. В этой области деятельности существует наиболее разветвленная система межведомственных норм: СНиПы, Своды правил, территориальные строительные нормы, ГОСТы, ВСН, РСН, Технические условия, стандарты предприятий и отраслевые стандарты. Из них только Своды правил являются рекомендуемыми, остальные носят обязательный характер. По новому Закону все это многообразие видов обязательных документов заменяется техническим регламентом в виде Закона РФ.
- СНиП 11-01-95 “Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений” (Постановление Минстроя России от 30.06.95г. №18-64).
Настоящие Инструкции устанавливают порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РФ и предназначены для применения заказчиками (инвесторами), органами государственного управления и надзора, предприятиями, организациями, объединениями, иными юридическими и физическими лицами (в т.ч. зарубежными) – участниками инвестиционного процесса.
- СП 81-01-94 “Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации” (Письмо Минстроя России от 29.12.94г. № ВБ-12-276).
Определяет основные цели, принципы и общую структуру Системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, требования к сметным нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
- СП 11-101-95 “Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений” (Постановление Минстроя России от 30.06.95г. №18-63).
Устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений на территории РФ и предназначен для применения заказчиками (инвесторами), проектными, проектно-строительными организациями, иными юридическими и физическими лицами – участниками инвестиционного процесса.
Назовем основной документ «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ» МДС 81-1.99, в котором содержатся основные сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, общие методические положения по определению стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации, составлению сметных расчетов (смет), формированию свободных (договорных) цен на строительную продукцию, рекомендации по проведению расчетов за выполненные подрядные работы, а также по использованию автоматизированных систем в указанной сфере, функционирующих на компьютерной основе.
В целях защиты внутреннего рынка страны от необоснованного применения новых материалов, изделий, конструкций и технологий, а также создания благоприятных условий для устранения технических барьеров при внедрении в строительстве прогрессивных отечественных и зарубежных достижений постановлением Госстроя России от 27.03.98г. №18-23 введен в действие РДС “Порядок подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве”.
- РДС “Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры” (Постановление Госстроя России и Минтруда России от 25.03.98г. №18-22/13).
Определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями к объектам социальной структуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и др. учреждения) при разработке и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.
Тема 4.
Государственный надзор за качеством






