Построение классической модели общего макроэкономического равновесия состоит из нескольких этапов взаимосвязанного рассмотрения условий равновесия отдельно на рынках труда, товарных благ и денег. При этом следует помнить, что в основе классической концепции лежит так называемый «закон Сэя» («закон сбыта», «закон рынка»).
Согласно первоначальным классическим представлениям, основанным на взглядах Ж.Б. Сэя, вообще невозможен недостаточный уровень расходов, поскольку в процессе производства создается доход в точности равный стоимости произведенных товаров, причем разрыва между спросом и предложением не возникает, то есть «предложение порождает свой собственный спрос».
Наличию денег в рыночной экономике Сэй отводил скромную роль технического средства. Таким образом, возникло понятие классической дихотомии, то есть системы функционирования двух параллельных рынков:
а) реального - на котором продается и покупается рабочая сила, товары и услуги;
б) денежного - который только обслуживает реальный рынок.
|
|
Инвестиционные расходы способны покрыть любой «недостаток» в потреблении, вызванный сбережениями. То есть, если предприниматели готовы инвестировать столько же средств, сколько население собирается сберечь (S = I), то закон Сэя будет выполняться и равновесие экономики при полном использовании всех ресурсов будет поддерживаться на уровне потенциального ВНП.
Кредит в представлении классиков – это форма движения натуральных благ, производительного капитала, всего лишь способ перераспределения имеющихся в обществе материальных ценностей. Движение ставки процента в условиях свободной конкуренции обеспечивает устойчивость равновесия сбережений и инвестиций, а значит и равенство между совокупным спросом (национальные расходы) и совокупным предложением (национальный доход).
Равновесное состояние рынка труда – это такая ставка реальной зарплаты, при которой объем спроса на труд равен его предложению, то есть все, кто ищет работу при данной величине зарплаты найдут ее, а все фирмы наберут столько работников, сколько захотят. Имея данные о полном уровне занятости при равновесии на рынке труда можно определить через производственную функцию потенциальный уровень национального производства.
Анализ денежного рынка классическая школа основывала на так называемой «количественной теории денег». В количественной теории денег существуют два подхода к определению объема денежной массы и уровня цен. В основе первого лежит уравнение обмена, в современном виде сформулированное И. Фишером, в основе второго - уравнение кембриджской школы. Если в уравнении Фишера деньги выступают только в функциях средства обращения и платежа, то в Кембриджском варианте уравнения добавляется функция накопления («кассовых остатков»).
|
|
Спрос на деньги зависит от уровня национального дохода в экономике. Если он стабильно держится на уровне полной занятости, то равновесное состояние на денежном рынке будет определяться предложением денег, которое зависит от эмиссионной политики государства.
Основные термины: «Закон Сэя», реальный рынок, денежный рынок, «количественная теории денег», формула Фишера.
Контрольные вопросы
1. Объясните понятие «классическая дихотомия» в экономике.
2. Как определяется равновесие на рынке труда в классической модели.
3. В чём суть закон Сэя?
4. Как нарушается равновесие на рынке товаров и услуг?
5. Как используется в классической модели равновесия производственная функция?
6. Какое положение является исходным постулатом классической школы?
7. Что понимается под равновесной реальной процентной ставкой?
8. Чем определяется объем денежной массы?