СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
для студентов заочной, заочной на базе среднего профессионального образования, заочной на базе высшего профессионального образования форм обучения
по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
г. Ростов-на-Дону
Авторы:
А.В. Гаврицкий,
к.ю.н., зав. кафедрой уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП, директор Ростовского филиала РАП, судья в отставке,
И.А. Владимирова,
преподаватель кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала РАП, начальник отдела по организации рассмотрения гражданских дел в апелляционной инстанции Ростовского областного суда,
Рецензенты:
Г.С. Досаева, к.ю.н., зав. кафедрой уголовного права Ростовского филиала РАП,
председатель Ворошиловского районного суда
В.В. Золотых, к.ю.н., заместитель председателя Ростовского областного суда
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № ____ от «___» _____ 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия «___» _____ 2012 г., протокол №_____.
© Ростовский филиал Российской академии правосудия, 2012
© Гаврицкий А.В., Владимирова И.А., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….………………….4
Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………...…....7
Тематический план дисциплины…………………….....………………………...7
Программа курса……………………....………………………...………………14
Планы семинарских занятий ……………….……………………..……………20
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя…………………………………….…………………………..….23
Тематика контрольных работ………………..………………….………………69
Литература………….………………………………..………………………......81
Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………85
Введение
Судебное делопроизводство является дисциплиной вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки юриспруденция.
Цель дисциплины состоит в формировании у студентов знаний и навыков по актуальным вопросам правильной постановки делопроизводства в судах, что является одним из условий надлежащей организации работы суда. Судебное делопроизводство изучается как отрасль деятельности работников суда, в связи с чем, имеет важное практическое значение для выпускников по данной специальности.
Правильная организация делопроизводства в судах является одним из важнейших условий надлежащей работы суда, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого обеспечения процессуальных прав участников судопроизводства, четкого и культурного обслуживания обращающихся в суд граждан, а также представителей предприятий и учреждений.
В процессе проведения лекционных и семинарских занятий по судебному делопроизводству активно используются современные информационные технологии, применяются игровые методы обучения, а также гибкая система контроля качества усвоения учебного материала. Внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения позволяет:
- привести учебный процесс в соответствие с требованиями ФГОС ВПО;
- сформировать интегральные профессиональные компетенции бакалавров; перейти от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося;
- сформировать учебную автономность студента, его ответственность за процесс и результат обучения;
- обеспечить обучение в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом;
- обеспечить комфортные условия обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность;
- создать условия для овладения студентом максимального объема высококачественных и хорошо усвоенных знаний.
В учебном процессе используются следующие активные (интерактивные) формы проведения занятий, инновационные технологии по дисциплине «Судебное делопроизводство»: применение интерактивных/активных методов обучения, на основе опыта, разбор конкретных ситуаций, использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, мозговой штурм, деловая игра, метод работы в малых группах, творческие задания, применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий, использование информационных ресурсов и баз данных, слайды, видеоматериалы, презентации.
Изучение курса судебного делопроизводства преследует цель подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать задачи требуемого уровня сложности в области знания и применения нормативных актов по организации судебного делопроизводства.
В соответствии с поставленной целью основными задачами учебного курса судебного делопроизводства являются:
- овладение студентами знаниями нормативно-методических актов по организации судебного делопроизводства в РФ и практики их применения;
- приобретение студентами практических навыков ведения судебного делопроизводства;
- формирование навыков профессиональной речи и письма;
- ознакомление с основными проблемами в организации судебного делопроизводства, умение их анализировать и находить способы преодоления.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Студент должен знать:
- понятия судебного делопроизводства;
- роль и место судебного делопроизводства.
-нормативно-методическую основу (базу) судебного делопроизводства;
- основные требования действующих инструкций по делопроизводству в судах;
- основные обязанности по ведению делопроизводства работников аппарата судов;
- организацию работы канцелярии, архива суда;
- номенклатуру основных нарядов, которые ведутся в суде;
- порядок ведения судебной статистики.
Студент должен уметь:
- осуществлять регистрацию входящей и исходящей корреспонденции;
- вести основные учетные журналы суда;
- оформлять дела на стадии их приема и рассмотрения;
- составлять описи и вести наряды суда;
- заполнять первичные учетные документы статистического учета (учетно-статистические карточки ф.ф.5р,6р,7р)
- составлять описи заказных писем (бандеролей), описи корреспонденции, отправляемые простой почтой;
- оформлять дела и документы для сдачи в архив суда;
- составлять описи дел, сданных в архив суда.
Студент должен иметь представление:
- об истории развития судебного делопроизводства;
- о взаимосвязи процессуального права и судебного делопроизводства;
- о распределении обязанностей между работниками суда.
В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями бакалавра юриспруденции:
I. общекультурными (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики специалиста социального обеспечения (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).
II. профессиональными (ПК):
способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).