Дрозд — большой любитель рябины. Осенью тяжелые гроздья рябины покрывают деревца гнут их ветки. В такие годы рябинник не улетает на зиму с другими дроздами остается на своей северной родине. Дрозды поедают рябину можжевельник чернику. Живут они в березовой роще в лесу.
Упражнения предлагаются учащимся для выполнения в устной форме. Эти же тексты могут быть использованы позже, в процессе изучения темы на уроках русского языка для тренировки учащихся в навыке постановки запятых. В этом случае текст упражнения записывается в тетрадь.
С целью закрепления значений противительных союзов а, но эффективно использовать задания по трансформации предложений, например такое:
Задание. Измените предложения так, чтобы в них можно было употребить союзы а, но. Запишите их.
1. Миша любил фигурное катание и скоростной бег на коньках. 2. Алеша занимается гимнастикой и принимает участие в различных спортивных играх. 3. Спортсмен прибежал к финишу первым и установил рекорд.
После того как данная тема будет отработана не только на уроках развития речи, но и на уроках русского языка, полезно широко включать однородные члены предложения в самостоятельную письменную речь учащихся. Для этого подбираются специальные тексты, насыщенные однородными членами предложения. Ниже мы приводим примерный текст изложения для пятого класса.