На уроках развития речи осуществляется работа по практическому овладению основными закономерностями грамматического строя. В четвертых — пятых классах в соответствии с программой преду-
сматривается обучение школьников использованию при построении собственных высказываний различных типов простого и сложного предложений. В разделе программы «Работа над предложением» даны модели предложений, которые необходимо ввести и закрепить в речи учащихся в течение этого времени: предложения с однородными членами, соединенными союзами и без союзов; сложносочиненные предложения с союзами и без союзов; безличные предложения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. При этом основная нагрузка падает на занятия в четвертом классе, в котором предусмотрено знакомство с этими конструкциями, введение их практику речевого общения. В пятом классе проводится работа пс закреплению навыка пользования различными типами предложения. Школьники должны научиться сознательно пользоваться предложениями различной протяженности и структуры для выражения свою мыслей и отражения фактов объективной действительности.
|
|
Работа над предложением в четвертом классе является логическим продолжением работы по формированию грамматической: строя речи в первых — третьих классах. Ее направленность, объем и содержание речевого материала определяются двумя факторами: во-первых, содержанием программы и, во-вторых, теми трудностями, которые испытывают ученики при грамматическом оформлении собственного высказывания.
Учитывая тот факт, что школьники на протяжении всего времени обучения затрудняются в определении границ предложения, особенно в самостоятельных письменных работах, большое внимание должно уделяться формированию осознанного навыка вычленения предложения из речевого потока. С этой целью предлагаете? использовать различные задания в определенной последовательности.
В самом начале учебного года детям предъявляется ряд тексте! на слух, в которых они должны определить количество предложений. При этом учитель утрирует понижение или повышение голосг в конце предложения, делает на границе предложений большие паузы.
Подсчет предложений ведется с помощью фишек, конечный результат либо записывается детьми на отдельных листочках, либо выкладывается с помощью математического набора.
В четвертом классе подбираются тексты, состоящие в основном из повествовательных предложений. Можно усложнить задания, включив отдельные восклицательные и вопросительные предложения.
В пятом классе в связные тексты включаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В качестве примера приведем два рассказа, рассчитанные на предъявление на слух в 4-ом классе.
|
|
Задание. Определите на слух, сколько предложений в рассказе.
а) Зимой в сосновый бор часто наведываются глухари. Пешком добираются
они до ствола. А как взлетят на сучья — наберутся душистой хвои. Отдыхают
в сугробе, иногда по три дня. Там надежней и теплее. А снаружи может в зобу
птица смерзнуться. (Шесть предложений.) t
б) Осенью к нам прилетают чечетки, снегири, свиристели. Надо их хорошо встречать! Круглый год живут у нас.синицы, щеглы. Надо помочь им! Осенью надо запасти для птиц рябину, репейник, лебеду. (Пять предложений.)
Ко второму тексту можно дать дополнительное задание: выделить восклицательные предложения.
Постепенно темп предъявления материала ускоряется, тексты зачитываются неспеша, в обычном темпе, без утрированной интонации.
Описываемое упражнение развивает у учащихся слуховое восприятие, внимательное отношение к интонационному оформлению высказывания. После того как ученики научились уверенно выделять предложения на слух в связном тексте, можно переходить к следующему этапу работы, в рамках которого решаются две задачи: первая — формирование умения членить на предложения самостоятельное устное высказывание; вторая — формирование навыка выделения предложений в письменной речи.
Чтобы школьники умели членить на предложения самостоятельные письменные высказывания, необходимо научить их осознанно относиться к оформлению своих мыслей в литературной форме. Поскольку устная речь в развитии опережает письменную, при формировании навыка членения высказывания на предложения в письменной форме учитель должен прежде всего отработать этот навык на уровне устной речи. Кроме того, упражнения, проводимые устно, позволяют организовать фронтальное обсуждение результатов работы, контролировать процесс формирования навыка.
Для решения первой задачи, формирования умения членить на предложения устное высказывание, мы предлагаем детям следующие задания, позволяющие составлять алгоритмизированные высказывания или клишированные рассказы.
I. Клишированные рассказы предполагают использование связного текста стандартизированной формы, что облегчает стоящую перед учениками задачу. Их внимание при составлении таких рассказов не распыляется. Оно может быть сосредоточено именно на способах оформления предложения по законам литературного (письменного) языка. При составлении устных рассказов рационально придерживаться следующего порядка и методики проведения перечисленных видов работ.
I. Составить рассказ-описание, используя опорные слова, снача
ла по вопросам, затем по аналогии.
а) Автобус.
Какой это вид транспорта? (наземный, подземный) Где может двигаться автобус? (по дороге, по шоссе, по рельсам, по воде, по воздуху)
На чем он работает? (на бензине, на электричестве, на тепловой энергии)
б) Трамвай.
в) Метро.
г) Троллейбус.
II. Деловое описание. Ученикам дается пара картинок, например:
кухонный стол и письменный. Задание: Составить рассказ-описание из трех-четырех предложений по первой и второй картинкам, указав изображенные на них предметы, интонационно выделить конец каждого предложения.
Учащимся можно предложить следующие пары картинок: табурет и стул; радиоприемник и телевизор; тигр и кошка; собака и волк; город и село; река и пруд и т. д.
III. Составление рассказа по впечатлению. Задания могут варьи
роваться. Например:
а) Составь рассказ «В зимнем лагере» из пяти предложений.
б) Расскажи о том, как ты провел зимние каникулы. Рассказы
вая, считай предложения..
Ученикам дается время на обдумывание рассказа. Затем один ученик выходит к доске. Остальные подсчитывают количество предложений, оценивают качество рассказа и правильность его составления. В обсуждении оценки за ответ принимают участие и ученики класса, и отвечающий.
|
|
Необходимо отметить, что прием взаимооценки и самооценки полезно применять начиная с начального этапа обучения. Это позволяет активизировать учащихся, развивать их самоконтроль.
IV. Пересказ текста. Методика проведения пересказа на уроках
развития речи, проводимого с целью формирования умения пла
нировать свое высказывание по предложениям, т. е. относительно
законченными, более мелкими единицами в составе связного текста,
несколько отличается от стандартной методики подготовки переска
за, например на уроках чтения. В процессе проведения такого вида
упражнений внимание учащихся должно равномерно распределяться
между содержанием текста и его формой. Остановимся подробнее
на организационной стороне этого вида работы.
Учитель читает первый раз текст для знакомства с ним учеников. Текст должен состоять не более чем из 7—8 предложений. После того как выяснится, насколько дети поняли общий смысл текста, учитель зачитывает его во второй раз, а ученики с помощью фишек определяют общее количество предложений в нем. Задание усложняется. Учащиеся должны не только подсчитать количество предложений, но и выделить предложения восклицательные, вопросительные, с однородными членами и т. д.
Далее ученикам предлагается подготовиться к пересказу текста, который может быть подробным, и при этом количество предложений должно быть сохранено, либо кратким, в таком случае дети должны употребить меньшее количество предложений, что достигается за счет усложнения их структуры. Правильность выполнения задания контролируется всем классом.
Элементы этого упражнения могут быть использованы в дальнейшем при организации предварительной работы над изложениями, а также при написании свободных диктантов.
Упражнения по сокращению количества предложений по сравнению с первоначальным текстом стимулируют у учащихся употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций,
|
|
с одной стороны, с другой — ограничение высказывания или его заданность и постоянный контроль за количеством использованных предложений увеличивают долю сознательности при формировании предложений устно или письменно. А это, в свою очередь, приводит к уменьшению ошибок в грамматическом оформлении текста.
После того как учитель убедится, что учащиеся успешно справляются с этими видами работ, научились осознанно строить высказывания, выделять предложения на слух, можно переходить к упражнениям, направленным на решение второй задачи — формирование навыка выделения предложения в письменной речи. В связи с этим учащимся предлагается ряд тренировочных упражнений по постановке точки в текстах.
В отличие от предыдущих заданий, при членении на предложения текста в звучащей форме учащиеся не могут опираться на интонацию. В процессе выполнения упражнений в письменной форме основное внимание уделяется умению школьников установить смысловые и грамматические связи внутри предложения. Поэтому сначала формируется умение устанавливать взаимозависимость между членами предложения в группе подлежащего и сказуемого. При выполнении этого вида упражнений используется следующий алгоритм:
1. Прочитайте весь текст.
2. Выделите главную мысль первого предложения.
3. Определите главные члены первого предложения.
4. Найдите все слова, поясняющие и относящиеся к главным
членам предложения.
5. Перечитайте предложение и подумайте, выражается ли в
предложении законченная мысль.
6. Выделите главную мысль второго предложения и т. д.
7. Перечитайте рассказ и проверьте себя.
Упражнения данного типа выполняются учащимися специальной школы на протяжении всего времени обучения. В четвертом — пятом классах задания необходимо усложнять в соответствии с возросшим уровнем речевого развития учащихся. Подбираются достаточно сложные тексты, включающие, как правило, простые предложения, хотя по мере изучения синтаксиса на уроках русского языка могут быть включены сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Учитель может заранее проставить запятые, тире и другие знаки препинания, в тех случаях когда дети еще не изучили соответствующие правила. Например, в четвертом классе ученикам вполне доступны тексты следующей сложности: