В 4—5-ом классах на уроках развития речи

На уроках развития речи осуществляется работа по практическо­му овладению основными закономерностями грамматического строя. В четвертых — пятых классах в соответствии с программой преду-


сматривается обучение школьников использованию при построении собственных высказываний различных типов простого и сложного предложений. В разделе программы «Работа над предложением» да­ны модели предложений, которые необходимо ввести и закрепить в речи учащихся в течение этого времени: предложения с однородны­ми членами, соединенными союзами и без союзов; сложносочинен­ные предложения с союзами и без союзов; безличные предложе­ния; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. При этом основная нагрузка падает на занятия в четвертом классе, в кото­ром предусмотрено знакомство с этими конструкциями, введение их практику речевого общения. В пятом классе проводится работа пс закреплению навыка пользования различными типами предложения. Школьники должны научиться сознательно пользоваться предложе­ниями различной протяженности и структуры для выражения свою мыслей и отражения фактов объективной действительности.

Работа над предложением в четвертом классе является логиче­ским продолжением работы по формированию грамматической: строя речи в первых — третьих классах. Ее направленность, объем и содержание речевого материала определяются двумя факторами: во-первых, содержанием программы и, во-вторых, теми трудностями, которые испытывают ученики при грамматическом оформлении соб­ственного высказывания.

Учитывая тот факт, что школьники на протяжении всего време­ни обучения затрудняются в определении границ предложения, особенно в самостоятельных письменных работах, большое внима­ние должно уделяться формированию осознанного навыка вычлене­ния предложения из речевого потока. С этой целью предлагаете? использовать различные задания в определенной последователь­ности.

В самом начале учебного года детям предъявляется ряд тексте! на слух, в которых они должны определить количество предложе­ний. При этом учитель утрирует понижение или повышение голосг в конце предложения, делает на границе предложений большие паузы.

Подсчет предложений ведется с помощью фишек, конечный ре­зультат либо записывается детьми на отдельных листочках, либо выкладывается с помощью математического набора.

В четвертом классе подбираются тексты, состоящие в основном из повествовательных предложений. Можно усложнить задания, включив отдельные восклицательные и вопросительные предложения.

В пятом классе в связные тексты включаются сложносочинен­ные и сложноподчиненные предложения. В качестве примера приве­дем два рассказа, рассчитанные на предъявление на слух в 4-ом классе.

Задание. Определите на слух, сколько предложений в рас­сказе.

а) Зимой в сосновый бор часто наведываются глухари. Пешком добираются
они до ствола. А как взлетят на сучья — наберутся душистой хвои. Отдыхают
в сугробе, иногда по три дня. Там надежней и теплее. А снаружи может в зобу
птица смерзнуться. (Шесть предложений.) t


б) Осенью к нам прилетают чечетки, снегири, свиристели. Надо их хорошо встречать! Круглый год живут у нас.синицы, щеглы. Надо помочь им! Осенью надо запасти для птиц рябину, репейник, лебеду. (Пять предложений.)

Ко второму тексту можно дать дополнительное задание: выде­лить восклицательные предложения.

Постепенно темп предъявления материала ускоряется, тексты зачитываются неспеша, в обычном темпе, без утрированной инто­нации.

Описываемое упражнение развивает у учащихся слуховое вос­приятие, внимательное отношение к интонационному оформлению высказывания. После того как ученики научились уверенно выде­лять предложения на слух в связном тексте, можно переходить к сле­дующему этапу работы, в рамках которого решаются две задачи: первая — формирование умения членить на предложения самостоя­тельное устное высказывание; вторая — формирование навыка выде­ления предложений в письменной речи.

Чтобы школьники умели членить на предложения самостоятель­ные письменные высказывания, необходимо научить их осознанно относиться к оформлению своих мыслей в литературной форме. Поскольку устная речь в развитии опережает письменную, при формировании навыка членения высказывания на предложения в письменной форме учитель должен прежде всего отработать этот навык на уровне устной речи. Кроме того, упражнения, проводи­мые устно, позволяют организовать фронтальное обсуждение ре­зультатов работы, контролировать процесс формирования навыка.

Для решения первой задачи, формирования умения членить на предложения устное высказывание, мы предлагаем детям следующие задания, позволяющие составлять алгоритмизированные высказыва­ния или клишированные рассказы.

I. Клишированные рассказы предполагают использование связ­ного текста стандартизированной формы, что облегчает стоящую пе­ред учениками задачу. Их внимание при составлении таких рас­сказов не распыляется. Оно может быть сосредоточено именно на способах оформления предложения по законам литературного (письменного) языка. При составлении устных рассказов рациональ­но придерживаться следующего порядка и методики проведения пе­речисленных видов работ.

I. Составить рассказ-описание, используя опорные слова, снача­
ла по вопросам, затем по аналогии.

а) Автобус.

Какой это вид транспорта? (наземный, подземный) Где может двигаться автобус? (по дороге, по шоссе, по рельсам, по воде, по воздуху)

На чем он работает? (на бензине, на электричестве, на тепло­вой энергии)

б) Трамвай.

в) Метро.

г) Троллейбус.

II. Деловое описание. Ученикам дается пара картинок, например:


кухонный стол и письменный. Задание: Составить рассказ-опи­сание из трех-четырех предложений по первой и второй картинкам, указав изображенные на них предметы, интонационно выделить конец каждого предложения.

Учащимся можно предложить следующие пары картинок: табу­рет и стул; радиоприемник и телевизор; тигр и кошка; собака и волк; город и село; река и пруд и т. д.

III. Составление рассказа по впечатлению. Задания могут варьи­
роваться. Например:

а) Составь рассказ «В зимнем лагере» из пяти предложений.

б) Расскажи о том, как ты провел зимние каникулы. Рассказы­
вая, считай предложения..

Ученикам дается время на обдумывание рассказа. Затем один ученик выходит к доске. Остальные подсчитывают количество пред­ложений, оценивают качество рассказа и правильность его составле­ния. В обсуждении оценки за ответ принимают участие и ученики класса, и отвечающий.

Необходимо отметить, что прием взаимооценки и самооценки полезно применять начиная с начального этапа обучения. Это позволяет активизировать учащихся, развивать их самоконтроль.

IV. Пересказ текста. Методика проведения пересказа на уроках
развития речи, проводимого с целью формирования умения пла­
нировать свое высказывание по предложениям, т. е. относительно
законченными, более мелкими единицами в составе связного текста,
несколько отличается от стандартной методики подготовки переска­
за, например на уроках чтения. В процессе проведения такого вида
упражнений внимание учащихся должно равномерно распределяться
между содержанием текста и его формой. Остановимся подробнее
на организационной стороне этого вида работы.

Учитель читает первый раз текст для знакомства с ним учени­ков. Текст должен состоять не более чем из 7—8 предложений. После того как выяснится, насколько дети поняли общий смысл текста, учитель зачитывает его во второй раз, а ученики с помощью фишек определяют общее количество предложений в нем. Задание усложняется. Учащиеся должны не только подсчитать количество предложений, но и выделить предложения восклицательные, вопро­сительные, с однородными членами и т. д.

Далее ученикам предлагается подготовиться к пересказу текста, который может быть подробным, и при этом количество предложе­ний должно быть сохранено, либо кратким, в таком случае дети должны употребить меньшее количество предложений, что дости­гается за счет усложнения их структуры. Правильность выполне­ния задания контролируется всем классом.

Элементы этого упражнения могут быть использованы в даль­нейшем при организации предварительной работы над изложениями, а также при написании свободных диктантов.

Упражнения по сокращению количества предложений по сравне­нию с первоначальным текстом стимулируют у учащихся упот­ребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций,


с одной стороны, с другой — ограничение высказывания или его заданность и постоянный контроль за количеством использованных предложений увеличивают долю сознательности при формировании предложений устно или письменно. А это, в свою очередь, приводит к уменьшению ошибок в грамматическом оформлении текста.

После того как учитель убедится, что учащиеся успешно справ­ляются с этими видами работ, научились осознанно строить выска­зывания, выделять предложения на слух, можно переходить к упраж­нениям, направленным на решение второй задачи — формирование навыка выделения предложения в письменной речи. В связи с этим учащимся предлагается ряд тренировочных упражнений по постановке точки в текстах.

В отличие от предыдущих заданий, при членении на предложе­ния текста в звучащей форме учащиеся не могут опираться на инто­нацию. В процессе выполнения упражнений в письменной форме основное внимание уделяется умению школьников установить смыс­ловые и грамматические связи внутри предложения. Поэтому снача­ла формируется умение устанавливать взаимозависимость между членами предложения в группе подлежащего и сказуемого. При выполнении этого вида упражнений используется следующий алго­ритм:

1. Прочитайте весь текст.

2. Выделите главную мысль первого предложения.

3. Определите главные члены первого предложения.

4. Найдите все слова, поясняющие и относящиеся к главным
членам предложения.

5. Перечитайте предложение и подумайте, выражается ли в
предложении законченная мысль.

6. Выделите главную мысль второго предложения и т. д.

7. Перечитайте рассказ и проверьте себя.

Упражнения данного типа выполняются учащимися специальной школы на протяжении всего времени обучения. В четвертом — пятом классах задания необходимо усложнять в соответствии с возрос­шим уровнем речевого развития учащихся. Подбираются достаточ­но сложные тексты, включающие, как правило, простые предложе­ния, хотя по мере изучения синтаксиса на уроках русского языка могут быть включены сложносочиненные и сложноподчиненные пред­ложения. Учитель может заранее проставить запятые, тире и другие знаки препинания, в тех случаях когда дети еще не изучили соот­ветствующие правила. Например, в четвертом классе ученикам вполне доступны тексты следующей сложности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: