Жалейкин и пруд

Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул! Туристы на берегу свой костер не залили, бумажки не собрали, банки, склянки не закопали. Жалейкин решил собрать весь мусор и бросить в пруд. Берег стал чистеньким и красивым.

Но. прибежали на пруд купальщики и порезали осколками ноги. Рыболовы пор­вали об острые осколки лески и поломали крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама стали болеть и задыхаться.

Хотел Жалейкин сделать как лучше, а сделал как хуже. Всякое дело с умом де­лать надо.

(По Н. Сладкову)

Этот текст можно использовать для свободного диктанта, е предварительным просчетом предложений, с выделением предложе­ний с однородными членами предложений и т. п.

После того как учитель убедился, что учащиеся достаточно уве­ренно анализируют и преобразуют предложения данного типа, он дает задание приступить к трансформации двух простых предложе­ний в одно сложносочиненное. Как правило, эти упражнения про­водятся в течение нескольких уроков развития речи, поскольку тре­буют как больших затрат времени, так и значительных умственных усилий от учащихся.

Ученикам предъявляются пары предложений, и проводится рабо­та по их анализу. Ход рассуждения остается таким же, что и в пре­дыдущей серии упражнений. В процессе выполнения упражнения соз­дается проблемная ситуация, в ходе разрешения которой учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что при объединении этих двух предложений сохраняется грамматическая основа каждого предло­жения. Таким образом у детей формируется понятие «сложное предложение». Приведем примерный набор предложений для этого упражнения.


Задание. Запишите данные простые преддэй-^хя: кгк. „л;ок ные.

Образец: Море было бесформенно и дико. Дальний б^рег бь-,л тълощен тяжелой мглой.Море было бесформенно и дико, дальний берег был поглощен тяжелой мглою.

\. Только на мгновение между ним и тучей продвинулся красный месяц. Да далекие отблески беспорядочно заколебались на гребнях бешеных валов и погасли. 2. Синие тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселы­ми брызгами. А дальний берег, освеженный и омытый грозой, рисовался в прозрач­ном воздухе.

Убедившись, что ученики усвоили этот материал, необходимо далее предложить им ряд постепенно усложняющихся от урока к уро­ку упражнений, целью которых является совершенствование уме­ния использовать различные средства связи в сложных предложе­ниях. Подобные упражнения можно использовать и в пятых классах, включая в задания предложения с парными союзами.

Задание. Из данных простых предложений образуйте слож­ные, используйте союзы.

Образец: Все кусты и елочки в паутинках. Каждая паутинка унизана крошечными водяными каплями.Все кусты и елочки в паутинках, и каждая паутинка унизана крошечными водяными каплями.

а) 1. Молодые листья лепетали. Зяблики кое-где пели. Горлинки ворковали
(да, и). 2. Калина здесь не растет. Трава не зеленеет (ни, и). 3. Через некоторое
время смолк шум деревьев. Ветер стих (тоже, и).

б) 1. Сзади селения лежат необъятные сенокосы. Спереди течет широкая быстрая
река (а). 2. Где-то за лесом всходит солнце. В чаще еще сумерки (но, а). 3. По обе сто­
роны переулка шел плетень. Переулок выходил на речку (а, же).

в) 1. Светило солнце. Шел дождь (тото). 2. Вдали костры разводят. Дотле­
вает загоревшаяся во время боя роща (то ли-то ли, не тоне то, или —
или).
3. Прошуршит мышь опавшими на землю листьями. Мелькнет под кустом быстрая
тень зайца (тото, илиили).

Убедившись, что ученики уверенно объединяют два-три предложе­ния в одно (и при этом внимательно следят за правильным порядком слов), понимают значения союзов, учитель в работу включает упраж­нения по обратной трансформации сложных предложений в простые. Эти упражнения позволяют формировать у детей с общим недоразви­тием речи умение находить границы простых предложений, а также способствуют совершенствованию навыка понимания сложных син­таксических конструкций. Речевой материал выбирается в соответ­ствии с текущей лексической темой.

Приобретенный навык выделения грамматической основы пред­ложения на уроках развития речи облегчает ученикам усвоение синтаксических правил на уроках русского языка и способствует формированию грамотной письменной речи. Однако успех не может быть достигнут без систематической работы по дифференциации сложносочиненных предложений и предложений с однородными чле­нами. Эти упражнения, направленные на формирование умения раз­личать эти синтаксические структуры в письменных текстах, до­вольно широко представлены в различных дидактических пособиях по русскому языку для массовой школы. Особо выделим творческие задания, направленные на совершенствование навыка использова­ния различных моделей предложения в собственной речи.


Например, ученикам дается задание: закончить предложение таким образом, чтобы получилось либо простое предложение, либо сложное с союзом и.

Образец: Мы лежим на берегу лесного озера...Мы лежим на берегу лесного озера и смотрим в синее бездонное небо. Мы лежим на берегу лесного озера, и ветер ласкает нас.

1. Стояла полярная ночь... 2. Журавли быстро построились в воздухе... 3. Мы вышли на берег... 4. Он быстро оделся, выскочил на улицу... 5. Машина вырвалась из леса... 6. Лес был полон звуков... 7. Ручей был близко...

Для повышения эффективности упражнения учитель может рас­пределить учащихся на две группы, одна из которых составляет сложные предложения, а вторая — простые с однородными членами предложения. Группы контролируют друг друга и оценивают пра­вильность выполнения задания. Если один из учеников допускает ошибку, то сами же дети исправляют ее и объясняют, как надо составить предложение правильно, и доказывают свою точку зрения. Подобные задания можно использовать как контрольные, позволяю­щие учителю судить о степени сформированности навыка.

После того как дети научатся уверенно составлять сложносочи­ненные предложения и анализировать их, выделяя грамматические основы и определяя границы простых, рационально перейти к изуче­нию и составлению сложноподчиненных предложений, уделяя при этом особое внимание значению союзов и соотношению значений простых предложений в составе сложного. Мы не будем специально останавливаться на этих упражнениях, поскольку они аналогичны вышеперечисленным.

Большая часть упражнений дается в устной форме, но образцы выполнения заданий рекомендуется записывать в рабочую или спе­циальную тетрадь. Собранные воедино, эти образцы могут быть использованы учащимися в качестве справочного материала в на­чальных и старших классах.

Тексты и предложения для заданий отбираются из различных источников: учебников, сборников упражнений, дидактических мате­риалов как для массовой школы, так и для различных типов спе­циальных школ.

Работа над предложением проводится планомерно в течение всего учебного года в соответствии с календарными планами. Очень важно включить изученные модели предложений в речевую практи­ку детей. Именно поэтому они отрабатываются в связной устной и письменной речи школьников не только на уроках развития речи, но и используются на других уроках, чтобы ученики могли закрепить полученные навыки при формировании собственных высказываний на уроках русского языка, чтения, математики, во внеурочное время.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: