Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул! Туристы на берегу свой костер не залили, бумажки не собрали, банки, склянки не закопали. Жалейкин решил собрать весь мусор и бросить в пруд. Берег стал чистеньким и красивым.
Но. прибежали на пруд купальщики и порезали осколками ноги. Рыболовы порвали об острые осколки лески и поломали крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкин сделать как лучше, а сделал как хуже. Всякое дело с умом делать надо.
(По Н. Сладкову)
Этот текст можно использовать для свободного диктанта, е предварительным просчетом предложений, с выделением предложений с однородными членами предложений и т. п.
После того как учитель убедился, что учащиеся достаточно уверенно анализируют и преобразуют предложения данного типа, он дает задание приступить к трансформации двух простых предложений в одно сложносочиненное. Как правило, эти упражнения проводятся в течение нескольких уроков развития речи, поскольку требуют как больших затрат времени, так и значительных умственных усилий от учащихся.
|
|
Ученикам предъявляются пары предложений, и проводится работа по их анализу. Ход рассуждения остается таким же, что и в предыдущей серии упражнений. В процессе выполнения упражнения создается проблемная ситуация, в ходе разрешения которой учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что при объединении этих двух предложений сохраняется грамматическая основа каждого предложения. Таким образом у детей формируется понятие «сложное предложение». Приведем примерный набор предложений для этого упражнения.
Задание. Запишите данные простые преддэй-^хя: кгк. „л;ок ные.
Образец: Море было бесформенно и дико. Дальний б^рег бь-,л тълощен тяжелой мглой. — Море было бесформенно и дико, дальний берег был поглощен тяжелой мглою.
\. Только на мгновение между ним и тучей продвинулся красный месяц. Да далекие отблески беспорядочно заколебались на гребнях бешеных валов и погасли. 2. Синие тяжелые волны все тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, веселыми брызгами. А дальний берег, освеженный и омытый грозой, рисовался в прозрачном воздухе.
Убедившись, что ученики усвоили этот материал, необходимо далее предложить им ряд постепенно усложняющихся от урока к уроку упражнений, целью которых является совершенствование умения использовать различные средства связи в сложных предложениях. Подобные упражнения можно использовать и в пятых классах, включая в задания предложения с парными союзами.
Задание. Из данных простых предложений образуйте сложные, используйте союзы.
|
|
Образец: Все кусты и елочки в паутинках. Каждая паутинка унизана крошечными водяными каплями. — Все кусты и елочки в паутинках, и каждая паутинка унизана крошечными водяными каплями.
а) 1. Молодые листья лепетали. Зяблики кое-где пели. Горлинки ворковали
(да, и). 2. Калина здесь не растет. Трава не зеленеет (ни, и). 3. Через некоторое
время смолк шум деревьев. Ветер стих (тоже, и).
б) 1. Сзади селения лежат необъятные сенокосы. Спереди течет широкая быстрая
река (а). 2. Где-то за лесом всходит солнце. В чаще еще сумерки (но, а). 3. По обе сто
роны переулка шел плетень. Переулок выходил на речку (а, же).
в) 1. Светило солнце. Шел дождь (то — то). 2. Вдали костры разводят. Дотле
вает загоревшаяся во время боя роща (то ли- — то ли, не то — не то, или —
или). 3. Прошуршит мышь опавшими на землю листьями. Мелькнет под кустом быстрая
тень зайца (то — то, или — или).
Убедившись, что ученики уверенно объединяют два-три предложения в одно (и при этом внимательно следят за правильным порядком слов), понимают значения союзов, учитель в работу включает упражнения по обратной трансформации сложных предложений в простые. Эти упражнения позволяют формировать у детей с общим недоразвитием речи умение находить границы простых предложений, а также способствуют совершенствованию навыка понимания сложных синтаксических конструкций. Речевой материал выбирается в соответствии с текущей лексической темой.
Приобретенный навык выделения грамматической основы предложения на уроках развития речи облегчает ученикам усвоение синтаксических правил на уроках русского языка и способствует формированию грамотной письменной речи. Однако успех не может быть достигнут без систематической работы по дифференциации сложносочиненных предложений и предложений с однородными членами. Эти упражнения, направленные на формирование умения различать эти синтаксические структуры в письменных текстах, довольно широко представлены в различных дидактических пособиях по русскому языку для массовой школы. Особо выделим творческие задания, направленные на совершенствование навыка использования различных моделей предложения в собственной речи.
Например, ученикам дается задание: закончить предложение таким образом, чтобы получилось либо простое предложение, либо сложное с союзом и.
Образец: Мы лежим на берегу лесного озера... — Мы лежим на берегу лесного озера и смотрим в синее бездонное небо. Мы лежим на берегу лесного озера, и ветер ласкает нас.
1. Стояла полярная ночь... 2. Журавли быстро построились в воздухе... 3. Мы вышли на берег... 4. Он быстро оделся, выскочил на улицу... 5. Машина вырвалась из леса... 6. Лес был полон звуков... 7. Ручей был близко...
Для повышения эффективности упражнения учитель может распределить учащихся на две группы, одна из которых составляет сложные предложения, а вторая — простые с однородными членами предложения. Группы контролируют друг друга и оценивают правильность выполнения задания. Если один из учеников допускает ошибку, то сами же дети исправляют ее и объясняют, как надо составить предложение правильно, и доказывают свою точку зрения. Подобные задания можно использовать как контрольные, позволяющие учителю судить о степени сформированности навыка.
После того как дети научатся уверенно составлять сложносочиненные предложения и анализировать их, выделяя грамматические основы и определяя границы простых, рационально перейти к изучению и составлению сложноподчиненных предложений, уделяя при этом особое внимание значению союзов и соотношению значений простых предложений в составе сложного. Мы не будем специально останавливаться на этих упражнениях, поскольку они аналогичны вышеперечисленным.
|
|
Большая часть упражнений дается в устной форме, но образцы выполнения заданий рекомендуется записывать в рабочую или специальную тетрадь. Собранные воедино, эти образцы могут быть использованы учащимися в качестве справочного материала в начальных и старших классах.
Тексты и предложения для заданий отбираются из различных источников: учебников, сборников упражнений, дидактических материалов как для массовой школы, так и для различных типов специальных школ.
Работа над предложением проводится планомерно в течение всего учебного года в соответствии с календарными планами. Очень важно включить изученные модели предложений в речевую практику детей. Именно поэтому они отрабатываются в связной устной и письменной речи школьников не только на уроках развития речи, но и используются на других уроках, чтобы ученики могли закрепить полученные навыки при формировании собственных высказываний на уроках русского языка, чтения, математики, во внеурочное время.