МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
Кафедра истории и теории культуры
КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО
Рабочая программа
для бакалавриата по направлению
03000 — Культурология,
профиль
Культура стран и регионов мира: Европа
Москва 2011
КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО
Рабочая программа
Составитель: Е.Г. Лапина-Кратасюк, канд. культурологии, доц.
Рабочая программа утверждена на заседании
кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8
© Российский государственный гуманитарный университет 2011
Аннотация
Курс «Культура современного европейского кино» входит в состав дисциплин вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 033000 «Культурология». Содержание дисциплины охватывает темы и проблемы, связанные с изучением истории и теории кинематографа, а также основных элементов анализа фильма.
|
|
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
ОК-5 - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
ПК-1 - способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности;
ПК-2 - способность применять методологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободное владение теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик;
ПК-8 - способность строить межличностную и межкультурную коммуникацию; владение навыками и приемами профессионального общения.
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме «вопрос – ответ»; составления тезауруса и отчета по нему, написания реферата (эссе) и письменной работы по теме.
- промежуточная аттестация: зачет с оценкой.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (22 часа) занятия, семинары (32 часа), самостоятельная работа студента (54 часа).
|
|
Пояснительная записка
Цель курса: сформировать у слушателей бакалавриата представление о кинематографе как о центральной системе визуальной репрезентации, характерной для ХХ века. Сформировать представление о роли европейского кино в истории мирового кинематографа.
Задачи курса:
- изучить подходы к формированию истории кинематографа и той роли, которую играет в этой истории европейское кино;
- освоить основные понятия истории европейского кинематографа, такие как импрессионизм, экспрессионизм, неореализм, новая волна, авторский кинематограф и т.д.;
- изучить основные принципы теории кино и развития этого направления на протяжении ХХ века;
- научиться понимать и аргументировать позиции представителей различных направлений теории кино;
- освоить базовые методы анализа фильма.
В структуре ООП дисциплина «Культура современного европейского кино» размещена в вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров, модуль современных культурных форм и практик.
Темы и проблемы дисциплины логически и содержательно связаны с курсами вариативной части профессионального цикла: «МЕДИА КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ», «СОВРЕМЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ» и «ФОРМЫ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЕВРОПЫ».
Изучение курса необходимо бакалаврам для подготовки выпускной квалификационной работы и самостоятельной научной профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты освоения курса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: ОК-1; ОК-2; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8.
1. Знать: основные этапы истории европейского кино. Основные положения европейской киномысли. Базовые понятия теории кино и культурологических исследований, связанных с изучением современной визуальной культуры.
2. Уметь: определять основные черты того или иного истории европейского кино. Проводить самостоятельный историко-культурный и более специализированный киноведческий анализ фильмов.
3. Владеть: техниками анализа фильма; навыками ведения дискуссии по вопросам теории кино.
Курс рассчитан на бакалавров, обучающихся по направлению «Культурология», его изучение планируется во втором семестре третьего года обучения.
Структура дисциплины (учебно-тематический план)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 (три) зачетных единицы, 108 часов
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Н еделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра Форма промежуточной аттестации по семестрам | |||
Лекции | Семи нары коллоквиумы | Практ. зан. | Само-стоятельная Работа | |||||
Часть I. Европейский кинематограф в 1895-1945 гг. | 1-8 | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма - Письменная работа (10 – 15 с.) | ||||||
Тема 1.1. Возникновение кинематографа. Ранний европейский кинематограф (1985-1920 гг) | 1 -2 | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма | ||||||
Тема 1.1.1. Люмьеры vs. Мельес: имеет ли гипотеза Ж. Садуля эвристический потенциал? | ||||||||
Тема 1.2. Авангардные направления в немом европейском кино. | 3-5 | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма | ||||||
Тема 1.2.1 «Демонический экран»: социокультурный анализ фильмов немецкого экспрессионизма. | ||||||||
Тема 1.2.2. Понятие «фотогении»: визуальные особенности французского импрессионизма. | ||||||||
Тема 1.3. Кинематограф и пропаганда (Германия, Италия, Советский Союз) | 6-8 | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма | ||||||
Тема 1.3.1 Советская школа монтажа и понятие «интеллектуальный монтаж» С. Эйзенштейна. | ||||||||
Тема 1.3.2 Кинематограф Л. Рифеншталь. | ||||||||
Суммарный контроль по 1 части курса | - Проверка словаря терминов и понятий курса - Письменная работа (10 – 15 с.) | |||||||
Промежуточная аттестация | зачет | |||||||
Часть II.Кино Европы в 1945-1990 гг | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Участие в ролевой игре - Реферирование специализированного текста (2-5 с.) | |||||||
Тема 2.1 Неореализм как художественное и политическое движение. | 9-11 | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма | ||||||
Тема 2.1.1 Теоретические работы Чезаре Дзаваттини и Роберто Росселлини | ||||||||
Тема 2.1.2 От неореализму к авторскому кино: Л. Висконти, Ф, Феллини, М. Антониони | ||||||||
Тема 2.2 «Новая волна» во Франции и «волны» в Западной и Восточной Европе | 12 - 13 | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма | ||||||
Тема 2.2.1 Андре Базен: эстетика и идеология «новой волны». Фильмы и тексты Ж.-Л. Годара | ||||||||
Тема 2.3. Шведский кинематограф: фильмы, спектакли и книги Ингмара Бергмана. | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма | |||||||
Тема 2.4.Новое немецкое кино. В. Вендерс, В. Херцог, Фассбиндер | ||||||||
Часть III. Эстетические направления в кино Европы последней трети ХХ – начала ХХI века. | 16-18 | -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма - Письменная работа (10 – 15 с.) | ||||||
Тема 3.1 Догма – 95. Манифесты и практика. Фильмы Ларса фон Триера. | ||||||||
Тема 3.2 Испанский кинематограф: от национальной специфики к постмодернизму. П. Альмодовар | ||||||||
Тема 3.4. Современное британское кино | ||||||||
Суммарный контроль по 2 части курса | - Проверка словаря терминов и понятий курса - Письменная работа (10–15 с.) | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачет | |||||||
ВСЕГО |
|
|
|
|