Пояснительная записка. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Кафедра истории и теории культуры

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО

Рабочая программа

для бакалавриата по направлению

03000 — Культурология,

профиль

Культура стран и регионов мира: Европа

Москва 2011


КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КИНО

Рабочая программа

Составитель: Е.Г. Лапина-Кратасюк, канд. культурологии, доц.

Рабочая программа утверждена на заседании

кафедры истории и теории культуры 21.04.11 протокол № 8

© Российский государственный гуманитарный университет 2011


Аннотация

Курс «Культура современного европейского кино» входит в состав дисциплин вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 033000 «Культурология». Содержание дисциплины охватывает темы и проблемы, связанные с изучением истории и теории кинематографа, а также основных элементов анализа фильма.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 - способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-5 - способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ПК-1 - способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности;

ПК-2 - способность применять методологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободное владение теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик;

ПК-8 - способность строить межличностную и межкультурную коммуникацию; владение навыками и приемами профессионального общения.

Программой предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме «вопрос – ответ»; составления тезауруса и отчета по нему, написания реферата (эссе) и письменной работы по теме.

- промежуточная аттестация: зачет с оценкой.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (22 часа) занятия, семинары (32 часа), самостоятельная работа студента (54 часа).

Пояснительная записка

Цель курса: сформировать у слушателей бакалавриата представление о кинематографе как о центральной системе визуальной репрезентации, характерной для ХХ века. Сформировать представление о роли европейского кино в истории мирового кинематографа.

Задачи курса:

- изучить подходы к формированию истории кинематографа и той роли, которую играет в этой истории европейское кино;

- освоить основные понятия истории европейского кинематографа, такие как импрессионизм, экспрессионизм, неореализм, новая волна, авторский кинематограф и т.д.;

- изучить основные принципы теории кино и развития этого направления на протяжении ХХ века;

- научиться понимать и аргументировать позиции представителей различных направлений теории кино;

- освоить базовые методы анализа фильма.

В структуре ООП дисциплина «Культура современного европейского кино» размещена в вариативной части профессионального цикла подготовки бакалавров, модуль современных культурных форм и практик.

Темы и проблемы дисциплины логически и содержательно связаны с курсами вариативной части профессионального цикла: «МЕДИА КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ», «СОВРЕМЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ» и «ФОРМЫ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЕВРОПЫ».

Изучение курса необходимо бакалаврам для подготовки выпускной квалификационной работы и самостоятельной научной профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты освоения курса

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: ОК-1; ОК-2; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8.

1. Знать: основные этапы истории европейского кино. Основные положения европейской киномысли. Базовые понятия теории кино и культурологических исследований, связанных с изучением современной визуальной культуры.

2. Уметь: определять основные черты того или иного истории европейского кино. Проводить самостоятельный историко-культурный и более специализированный киноведческий анализ фильмов.

3. Владеть: техниками анализа фильма; навыками ведения дискуссии по вопросам теории кино.

Курс рассчитан на бакалавров, обучающихся по направлению «Культурология», его изучение планируется во втором семестре третьего года обучения.

Структура дисциплины (учебно-тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 (три) зачетных единицы, 108 часов

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Н еделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра Форма промежуточной аттестации по семестрам
Лекции Семи нары коллоквиумы Практ. зан. Само-стоятельная Работа
  Часть I. Европейский кинематограф в 1895-1945 гг.   1-8         -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма - Письменная работа (10 – 15 с.)
  Тема 1.1. Возникновение кинематографа. Ранний европейский кинематограф (1985-1920 гг)   1 -2         -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма
  Тема 1.1.1. Люмьеры vs. Мельес: имеет ли гипотеза Ж. Садуля эвристический потенциал?              
  Тема 1.2. Авангардные направления в немом европейском кино.   3-5         -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма
  Тема 1.2.1 «Демонический экран»: социокультурный анализ фильмов немецкого экспрессионизма.              
  Тема 1.2.2. Понятие «фотогении»: визуальные особенности французского импрессионизма.              
  Тема 1.3. Кинематограф и пропаганда (Германия, Италия, Советский Союз)   6-8         -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма
  Тема 1.3.1 Советская школа монтажа и понятие «интеллектуальный монтаж» С. Эйзенштейна.              
  Тема 1.3.2 Кинематограф Л. Рифеншталь.              
  Суммарный контроль по 1 части курса             - Проверка словаря терминов и понятий курса - Письменная работа (10 – 15 с.)
  Промежуточная аттестация             зачет
  Часть II.Кино Европы в 1945-1990 гг             -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Участие в ролевой игре - Реферирование специализированного текста (2-5 с.)
  Тема 2.1 Неореализм как художественное и политическое движение.   9-11         -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма
  Тема 2.1.1 Теоретические работы Чезаре Дзаваттини и Роберто Росселлини              
  Тема 2.1.2 От неореализму к авторскому кино: Л. Висконти, Ф, Феллини, М. Антониони              
  Тема 2.2 «Новая волна» во Франции и «волны» в Западной и Восточной Европе   12 - 13         -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма
  Тема 2.2.1 Андре Базен: эстетика и идеология «новой волны». Фильмы и тексты Ж.-Л. Годара              
  Тема 2.3. Шведский кинематограф: фильмы, спектакли и книги Ингмара Бергмана.             -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма
  Тема 2.4.Новое немецкое кино. В. Вендерс, В. Херцог, Фассбиндер              
  Часть III. Эстетические направления в кино Европы последней трети ХХ – начала ХХI века.   16-18         -Устный ответ на семинаре, обсуждение прочитанного текста - Анализ фильма - Письменная работа (10 – 15 с.)
  Тема 3.1 Догма – 95. Манифесты и практика. Фильмы Ларса фон Триера.              
  Тема 3.2 Испанский кинематограф: от национальной специфики к постмодернизму. П. Альмодовар              
  Тема 3.4. Современное британское кино              
  Суммарный контроль по 2 части курса             - Проверка словаря терминов и понятий курса - Письменная работа (10–15 с.)
  Промежуточная аттестация             Зачет
  ВСЕГО              

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: