Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов

При составлении производственных бюджетов организаций, относящихся к разным типам производства, должны учитываться технологические особенности производства, уровень квалификации рабочей силы и другие обстоятельства.

Производственный бюджет - это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) определяется количество готовой продукции, которое необходимо произвести. Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, которые предназначены для продажи. Она является конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях установленных законодательством.

В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж на изделия каждого вида, заказы на поставку, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности.

В бюджете производства определяется количество продукции, которое необходимо произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Объем готовой продукции в натуральных единицах измерения рассчитывается:

ТПi = ЗГПiкп + ВР - ЗГПiнп, (1.4)

где ТПi- плановый объем товарной продукции по изделию i;

ЗГПiкп - запасы (остатки нереализованной) готовой продукции по изделию на конец планового периода;

ЗГПiнп – запасы (остатки нереализованной) готовой продукции на начало планового периода.

Определение величины остатков готовой продукции на конец планового периода зависит от подходов к планированию выпуска и стратегии использования производственных ресурсов.

Необходимый запас готовой продукции на конец периода определяется аналитическим (опытно-статистическим) методом или методом прямого счета. При расчетном методе:

ЗГПiкп=ВРi*ti /Т, (1.5)

где ti- средний срок хранения продукции i-го вида на складе (в днях);

Т - продолжительность периода планирования в днях. Т=360, 90, 30 если соответственно период планирования 1 год, квартал или месяц.

При аналитическом методе величина запаса устанавливается в %-ах от объема продаж следующего месяца на основе анализа величины остатков за предыдущие периоды. Запас готовой продукции на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода. Бюджет производства и переходящих запасов готовой продукции приводится в таблице 3.

Переходящие запасы включают в себя кроме запасов готовой продукции и запасы незавершенной продукции, т.е. незавершенного производства. Запасы незавершенного производства необходимы предприятию для бесперебойного функционирования. Необходимые переходящие запасы незавершенного производства определяют аналогично запасам готовой продукции. При расчетном методе:

НЗПкпi= ТПi*ti /Т, (1.6)

где ti- длительность производственного цикла i-го изделия (в днях), равная трудоемкости изделия, увеличенной в 1,5 раза. Это увеличение включает время перерывов в изготовлении изделия (межоперационных, ожидания обработки, а также связанных с режимом работы предприятия);

Кг - коэффициент готовности НЗП;

НЗПкпi- остатки НЗП на конец периода.

При аналитическом методе величина запаса устанавливается в %-ах от объема товарной продукции следующего месяца на основе анализа величины остатков НЗП за предыдущие периоды. Запас НЗП на начало равен конечному запасу предыдущего периода. Объем валовой продукции i-го вида равен объему выпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов НЗП:

ВПi = ТПi + НЗПкпi- НЗПнпi, (1.7)

где ВПi- объем валовой продукции по i-ому изделию;

НЗПнпi- остатки НЗП на начало периода.

Полученная информация о валовой и товарной продукции (в зависимости от варианта) используется для определения прямых материальных и трудовых затрат.

Бюджет производства и переходящих запасов готовой продукции и НЗП приводится в таблице 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: