В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации. Примерный вид бюджета реализации представлен в табл. 1.
Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предприятия. Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия.
Базовый алгоритм расчета при формировании бюджета продаж задается уравнением:
ВР = åКi * Цi, (1.1)
где ВР – выручка;
Кi- количество реализуемой продукции i-го вида;
Цi- цена единицы i- го вида продукции, которая планируется с учетом ожидаемого месячного уровня инфляции.
Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. Поэтому после формирования бюджета продаж следующим шагом является определение размера денежных поступлений от этих продаж.
Произведенная продукция может быть продана за наличный расчет (поступления денежных средств в кассу, расчетные и валютные счета) или в кредит. При продаже за наличный расчет денежные средства поступают в момент реализации. Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую задолженность, которая в конечном счете инкассируется и превращается в наличность. Коэффициент инкассации (КИ) выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции и рассчитывается:
КИ=DДЗj / ВРт, (1.2)
где DДЗj - изменение дебиторской задолженности в j-ом периоде после отгрузки продукции;
ВРт - продажи продукции в месяце ее отгрузки “т”.
Коэффициент инкассации показывает, какая часть отгруженной продукции будет оплачена сразу в месяц отгрузки, во второй месяц после отгрузки и т.д., с учетом безнадежных долгов, если таковые имеются. Коэффициент инкассации определяется на основе анализа погашения дебиторской задолженности предыдущих периодов. В случае глубоких сдвигов в платежной практике покупателей коммерческая организация должна изменить свои прогнозы относительно инкассации.
Примерный вид графика поступлений денежных средств представлен в таблице 2. Представленная форма графика позволяет видеть, сколько всего денег от продаж получит организация в каждом периоде (строка 4), а также сколько всего денег будет получено от продаж, произведенных в конкретном периоде (правый столбец таблицы). Кроме этого в графике отдельно показывается состояние дебиторской задолженности на конец периода (строка 5), вычисляемой как:
ДЗкп=ДЗнп + СОнп - ДСоп, (1.3)
где ДЗкп, ДЗнп - соответственно дебиторская задолженность на конец и начало периода;
СОнп - стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции;
ДСоп - поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию.
Денежные поступления от продаж, запланированные в бюджете продаж, затем будут включены в притоки по операционной деятельности бюджета движения денежных средств. Данные о состоянии дебиторской задолженности автоматически попадают в прогноз баланса. После разработки необходимых форм бюджета продаж приступают к разработке бюджета производства.






