Основные различия между хозяйственным расчетом и бюджетной системой финансирования

Между хозяйственным расчетом и бюджетной системой финансирования есть различия разных степеней, мы по­пытаемся разделить их на две большие группы и бегло разъяснить их; итак, есть различия методологические, скажем, практического характера, и различия более глубокие, однако анализ их природы может показаться беспредметным, если с ними обращаться без должной осторожности.

Теперь следует пояснить, что задача нашей рабо­ты — это поиск наиболее эффективной формы для того, чтобы достичь коммунизма, принципиальных рас­хождений здесь нет. Хозяйственный расчет показал свою практическую эффективность; исходя из тех же основ, ставя те же цели, мы полагаем, что схема дейст­вия нашей системы при соответствующем ее развитии может повысить эффективность хозяйственной деятель­ности социалистического государства, углубить созна­тельность масс и еще крепче сплотить мировую социа­листическую систему на интеграционной основе.

Самое первое различие возникает, когда речь захо­дит о предприятии. Для нас предприятие — это кон­гломерат заводов или подразделений, которые имеют схожую технологическую базу, единую направленность производства или в некоторых случаях объединены тер­риториально; в системе хозяйственного расчета пред­приятие — это производственное подразделение с соб­ственным юридическим лицом. Сахарный завод для этой системы является предприятием, а для нас все сахарные заводы и другие подразделения, связанные с производством сахара, составляют Объединение са­харных предприятий.

Другим отличием является форма использования де­нег; наша система оперирует ими только как арифмети­ческими деньгами, это отражение в цене деятельности предприятия, которое центральные ведомства будут ана­лизировать при осуществлении контроля за его деятель­ностью; при хозяйственном расчете деньги — не только это, они еще и средство оплаты, действующее как кос­венный инструмент контроля, так как это фонды, поз­воляющие действовать предприятию, а его отношения с банком схожи с отношениями частного производителя с капиталистическими банками, которым он должен не­устанно объяснять свои планы и доказывать свою пла­тежеспособность. Естественно, в данном случае решение принимается не произвольно, а в зависимости от плана и отношения осуществляются между государственными организациями.

Поэтому при новой форме использования денег на­ши предприятия не имеют собственных фондов, в банке у них есть раздельные счета по расходам и вкладам; предприятие может согласно плану «снимать» фонды с общего счета расходов и со специального счета по выплате заработной платы, но вклад предприятия ав­томатически переходит во владение государства.

Предприятия большинства братских стран в банках имеют свои собственные фонды, подкрепляемые креди­тами этих же банков, за которые выплачивается про­цент, не забывая при этом, что собственные фонды, так же как и кредиты, принадлежат обществу, а их пе­редвижение отражает финансовое состояние предпри­ятия.

Что касается норм труда, то хозрасчетные предпри­ятия используют нормативы по времени, по выработке за час или по количеству продукции (сдельная опла­та труда); мы же попытаемся перевести все наши заво­ды на нормативы по времени, с премированием за пере­выполнение, ограниченным высоким потолком тарифа. Ниже мы подробнее скажем об этом.

В системе полного развитого хозяйственного расчета существует строгий метод вычетов за невыполнение заданий на основе юридических норм, выстроенных за годы ее действия. В нашей стране пока не существует такой структуры даже для самофинансируемых ве­домств, таких, как ИНРА, и введение их особенно ос­ложнено сосуществованием двух столь различных сис­тем. Сейчас существует Арбитражная комиссия, не име­ющая исполнительных полномочий, однако значение ее постепенно возрастает и в будущем она может стать основой нашей юридической структуры. Между органи­зациями, подчиненными режиму бюджетного финанси­рования, решение проблемы несложно, так как прини­маются административные меры, если контроль счетов ведется хорошо и точно (это уже делается на боль­шинстве предприятий нашего министерства).

Исходя из того основного положения, что в обеих системах государственный план — высший обязательно соблюдаемый закон, можно синтезировать аналогии и оперативные различия, говоря о том, что самоуправ­ление основано на глобальном централизованном конт­роле и очевидной децентрализации; при этом произво­дится косвенный контроль посредством «рубля» со сто­роны банка и результат работы в денежном выраже­нии служит средством для премирования; материальная заинтересованность — сильный рычаг, индивидуально и коллективно воздействующий на трудящихся.

Бюджетная система финансирования основана на централизованном контроле деятельности предприятия; его план и хозяйственная деятельность контролируются центральными организациями напрямую, у него нет собственных фондов, оно не получает банковских кре­дитов и самостоятельно использует принцип материаль­ного стимулирования, т. е. индивидуальные денежные поощрения и вычеты, а при случае могут использо­ваться и коллективные; однако непосредственное мате­риальное стимулирование ограничено формой выплаты тарифных ставок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: