Между хозяйственным расчетом и бюджетной системой финансирования есть различия разных степеней, мы попытаемся разделить их на две большие группы и бегло разъяснить их; итак, есть различия методологические, скажем, практического характера, и различия более глубокие, однако анализ их природы может показаться беспредметным, если с ними обращаться без должной осторожности.
Теперь следует пояснить, что задача нашей работы — это поиск наиболее эффективной формы для того, чтобы достичь коммунизма, принципиальных расхождений здесь нет. Хозяйственный расчет показал свою практическую эффективность; исходя из тех же основ, ставя те же цели, мы полагаем, что схема действия нашей системы при соответствующем ее развитии может повысить эффективность хозяйственной деятельности социалистического государства, углубить сознательность масс и еще крепче сплотить мировую социалистическую систему на интеграционной основе.
Самое первое различие возникает, когда речь заходит о предприятии. Для нас предприятие — это конгломерат заводов или подразделений, которые имеют схожую технологическую базу, единую направленность производства или в некоторых случаях объединены территориально; в системе хозяйственного расчета предприятие — это производственное подразделение с собственным юридическим лицом. Сахарный завод для этой системы является предприятием, а для нас все сахарные заводы и другие подразделения, связанные с производством сахара, составляют Объединение сахарных предприятий.
|
|
Другим отличием является форма использования денег; наша система оперирует ими только как арифметическими деньгами, это отражение в цене деятельности предприятия, которое центральные ведомства будут анализировать при осуществлении контроля за его деятельностью; при хозяйственном расчете деньги — не только это, они еще и средство оплаты, действующее как косвенный инструмент контроля, так как это фонды, позволяющие действовать предприятию, а его отношения с банком схожи с отношениями частного производителя с капиталистическими банками, которым он должен неустанно объяснять свои планы и доказывать свою платежеспособность. Естественно, в данном случае решение принимается не произвольно, а в зависимости от плана и отношения осуществляются между государственными организациями.
Поэтому при новой форме использования денег наши предприятия не имеют собственных фондов, в банке у них есть раздельные счета по расходам и вкладам; предприятие может согласно плану «снимать» фонды с общего счета расходов и со специального счета по выплате заработной платы, но вклад предприятия автоматически переходит во владение государства.
|
|
Предприятия большинства братских стран в банках имеют свои собственные фонды, подкрепляемые кредитами этих же банков, за которые выплачивается процент, не забывая при этом, что собственные фонды, так же как и кредиты, принадлежат обществу, а их передвижение отражает финансовое состояние предприятия.
Что касается норм труда, то хозрасчетные предприятия используют нормативы по времени, по выработке за час или по количеству продукции (сдельная оплата труда); мы же попытаемся перевести все наши заводы на нормативы по времени, с премированием за перевыполнение, ограниченным высоким потолком тарифа. Ниже мы подробнее скажем об этом.
В системе полного развитого хозяйственного расчета существует строгий метод вычетов за невыполнение заданий на основе юридических норм, выстроенных за годы ее действия. В нашей стране пока не существует такой структуры даже для самофинансируемых ведомств, таких, как ИНРА, и введение их особенно осложнено сосуществованием двух столь различных систем. Сейчас существует Арбитражная комиссия, не имеющая исполнительных полномочий, однако значение ее постепенно возрастает и в будущем она может стать основой нашей юридической структуры. Между организациями, подчиненными режиму бюджетного финансирования, решение проблемы несложно, так как принимаются административные меры, если контроль счетов ведется хорошо и точно (это уже делается на большинстве предприятий нашего министерства).
Исходя из того основного положения, что в обеих системах государственный план — высший обязательно соблюдаемый закон, можно синтезировать аналогии и оперативные различия, говоря о том, что самоуправление основано на глобальном централизованном контроле и очевидной децентрализации; при этом производится косвенный контроль посредством «рубля» со стороны банка и результат работы в денежном выражении служит средством для премирования; материальная заинтересованность — сильный рычаг, индивидуально и коллективно воздействующий на трудящихся.
Бюджетная система финансирования основана на централизованном контроле деятельности предприятия; его план и хозяйственная деятельность контролируются центральными организациями напрямую, у него нет собственных фондов, оно не получает банковских кредитов и самостоятельно использует принцип материального стимулирования, т. е. индивидуальные денежные поощрения и вычеты, а при случае могут использоваться и коллективные; однако непосредственное материальное стимулирование ограничено формой выплаты тарифных ставок.