Июль 1961 г
Наша Революция развивается так стремительно и подход к возникающим проблемам, должно быть, меняется настолько быстро, что опережает способность к их пониманию в определенной среде революционных организаций.
Поэтому настоящим докладом, который подлежит широкому обсуждению, мы хотим дать общие направления политики, которую следует проводить руководителям государственных предприятий в отношениях с такими рабочими и политическими объединениями, как комитеты технического совета, профсоюзы, ХУСЕИ1, революционные организации и т. д.
Кубинская революция, быстро пройдя первый демократический антиимпериалистический этап, переросла в социалистическую, поэтому все проблемы, которые она ставила, должны изучаться с точки зрения государства, которое идет к социализму, и в свете определяющих руководящих принципов марксизма, с учетом опыта стран, уже реально строящих социализм.
При этом следует учитывать основные условия нашего собственного национального развития и приспосабливать их к общей картине развития на каждом данном этапе.
Наша Революция уже миновала фазу борьбы, на которой неизбежно должны были применяться обычно жесткие меры экспроприации капиталистов, в особенности в промышленности, где было национализировано более 80 % предприятий, и этот процесс продолжается посредством выкупа экспроприированного у тех, кто бежит из страны, покидает предприятия или уличается в соучастии с контрреволюционными элементами. Все это привело к необходимости создать государственный производственный аппарат, игнорируя при этом практическое значение частного производства. В плане предусматриваются производственные возможности и потребности в обеспечении государственных предприятий и в целом той немногочисленной группы частных предпринимателей, которые продолжают сохраняться.
С течением времени понятие предприятия менялось. Центральный совет планирования дал следующее определение предприятию, которое дословно гласит:
«Понятие общественного предприятия включает в себя все производственные объединения, производящие одинаковую или схожую продукцию или оказывающие одинаковые или схожие услуги, хотя это не исключает возможности, что в отдельных случаях по практическим соображениям общественные предприятия могут строиться и на других принципах интеграции».
Решение Центрального совета планирования гласит:
«Предоставить в принципе общественным предприятиям следующие полномочия:
а) заключать контракты на закупку или получение материалов (электроэнергии, сырья, смазочных материалов, запчастей для действующих машин);
б) заключать контракты на продажу или передачу созданной продукции;
в) заключить контракты на строительство зданий и приобретение машин и оборудования, необходимых для увеличения производственных мощностей, входящих в объединение единиц, согласно утвержденному плану капиталовложений;
г) заключать коллективные трудовые контракты и соглашения;
д) назначать, передвигать и увольнять неруководящий состав входящих в объединение организаций, согласуя эти вопросы с Министерством труда и руководствуясь утвержденным штатным расписанием;
е) определять, какие производственные единицы должны иметь бухгалтерию;
ж) разрабатывать бюджет, на основе которого предприятия посредством государственных ассигнований будут получать необходимые фонды для обеспечения контрактов, упомянутых в пунктах а), б), г), а также передавать в национальный доход прибыль от продажи продуктов».
Как можно увидеть, государственное предприятие является объединением более или менее схожих производственных единиц, которые работают, имея установленный бюджет и согласно этому бюджету, определяют свои производственные задачи, подписывают контракты с целью их выполнения, заключают коллективные трудовые договоры и соглашения, назначают, передвигают и увольняют неруководящий состав входящих в объединение организаций по согласованию с Министерством труда и заключают договоры на строительство сооружений, закупку машин и т. д.
Администраторам каждого завода передается часть функций директора объединенного предприятия, но в отношении начальников отделов мы можем не отделять руководителей объединенного предприятия от руководителя заводов. В действительности объединенное предприятие является количественным объединением ряда заводов, но приблизительно с теми же функциями. Каковы же руководящие кадры сегодняшних предприятий Министерства промышленности согласно последнему утвержденному регламенту? Начальник экономического отдела, начальник производственного отдела и начальник отдела сбыта и закупок. Три наиболее важных человека, которые вместе с директором составляют исполнительную часть предприятия. Но объединенное предприятие, как и заводы, — я вновь повторю это, — не представлены только этой руководящей группой государственных служащих; есть еще две очень важные организации, которыми являются профсоюз и Технический совет. Отношения между каждой из них должны быть четко определены.
Прежде чем продолжать дальше, следует уточнить, что заводы являются собственностью всего народа, а так как народ в нашей стране представлен государством. значит, они являются собственностью государства. Кубинский народ поручил государству миссию руководить производством для достижения целей социалистической революции. И именно социалистический характер Кубинской революции определяет общие направления производства; отвергая анархию капиталистического производства, революция выдвигает план рационального социалистического производства. Поэтому план является одной из опор социалистической системы, в которой согласовываются усилия всей страны, гармонично распределенные и тесно увязанные между собой.
Конечно, правительство не может диктовать нормы, составлять планы, ставить задачи без участия народа, так как в этом случае план был бы неэффективным, бюрократическим. Поэтому предприятие должно обратиться к своим служащим и рабочим с целью привлечь их к обсуждению планов, вовлечь народ в производство и в решения производственных вопросов в такой форме, чтобы конечный результат был бы жизненно важным, итогом практических обсуждений определенных тем, которые могли бы привести к окончательным выводам. Следует добавить, что согласно действующим принципам руководства предприятиями в социалистических странах администратор и административный совет несут полную ответственность за возложенные на них обязательства. Это должно быть ясно, так как не может допускаться никакой небрежности со стороны администратора при исполнении функций, возложенных на него государством, функций, предоставленных ему как директору предприятия или администратору завода. Только исходя из этого основного критерия, можно начать обсуждение предложенной проблемы.
Какими должны быть отношения между администратором и профсоюзами?
В заголовке этой работы уже содержится мысль, что руководство должно быть единым, при личной ответственности и коллективном обсуждении. Директора, мы уже говорили об этом, должны выполнять, добиваться выполнения общих указаний министерства; кроме того, они должны и руководить всеми этапами непосредственного планирования, руководить организацией и составлением, реализацией и контролем всех функций и дел объединенного предприятия или в данном случае завода. Директор объединенного предприятия должен:
а) руководить сам или через компетентных служащих работой отделов, контор и производственных подразделений объединенного предприятия, являясь главным ответственным лицом перед министерством за хороший ход работы;
б) руководить составлением и выполнением государственного плана в части, касающейся объединенного предприятия (технико-экономический план объединенного предприятия);
в) следить за выполнением установленных показателей работы, заработной платы, контрактов, технологии, финансов, законов и постановлений, мер безопасности и гигиены труда рабочих. Следить также за правильным и эффективным использованием ресурсов, выделенных объединенному предприятию государством;
г) принимать необходимые решения внутреннего характера, направленные на улучшение работы объединенного предприятия. Издавать необходимые инструкции по лучшей организации административной, экономической, технической, производственной и коммерческой деятельности объединенного предприятия;
д) информировать, стимулировать, обучать и повышать способности личного состава объединенного предприятия, чтобы достичь более революционной, эффективной и экономичной его деятельности;
е) подписывать необходимые документы общественного и частного характера, однако они никоим образом не должны своим содержанием выходить за пределы, установленные в технико-экономическом плане объединенного предприятия;
ж) председательствовать на административных советах, комитетах и собраниях, которые проводятся для информации и координации различного рода деятельности объединенного предприятия;
з) сотрудничать с революционными и профсоюзными организациями;
и) поддерживать активное участие трудящихся в управлении и выполнении плана.
Какова же будет роль профсоюзов?
Профсоюзы имеют две различные функции, которые в революционную эпоху дополняют друг друга.
Одна из них — понять основную идею организации и задач правительства, обсудить ее на уровне конкретного предприятия или завода и довести эту идею до сознания трудящихся масс, чтобы в их сознании укоренилось то, что нужно сделать, и чтобы это сознание и дальше с еще большей силой продвигало дело вперед.
Другая задача, кажущаяся противоположной первой, состоит в защите специфических и непосредственных интересов рабочего класса на уровне объединения или завода. Установление социалистической системы не устраняет противоречия, а только изменяет форму их разрешения. Сейчас также будут противоречия, в их разрешении профсоюз будет играть важную роль, обосновывая точку зрения трудящихся определенной отрасли для возможного удовлетворения их нужд, без ущерба общим интересам всего рабочего класса, — построению социализма и индустриализации страны в короткий срок, — когдаих нужды не расходятся с определенными нормами труда, когда они не противопоставляются некоторым благам, завоеванным в результате профсоюзной борьбы в течение долгих лет, когда не игнорируются насущные нужды рабочих предприятия и когда дело касается общего обсуждения коллективного трудового договора. Как совместить всю эту защиту непосредственных интересов рабочего класса с его участием в больших экономических начинаниях Правительства? Очень просто, так как между этими двумя задачами нет внутренних противоречий; Правительство старается вести страну вперед, по возможности более быстро, используя возможно большее количество ресурсов для блага наибольшего количества людей в наиболее короткий срок. Стремление это велико, иногда это общее стремление на каком-то заводе наталкивается на практические трудности; в этом случае задача профсоюза — привести в соответствие реальные условия места работы и важные общие установки развития государства. Для пояснения этой мысли приведем пример.
Предположим, что на одном промышленном предприятии (не будем его называть) имеется цех, вредный для здоровья; страна нуждается в продукции, для получения которой приходится работать в спешном порядке, в условиях, очень вредных для здоровья. Экономические инстанции через свои организации передают просьбу директору указанного предприятия; директор хочет удвоить показатели производства, просит увеличить количество рабочих часов и других самопожертвований, необходимых для увеличения производства без новых вложений, которые в этот момент сделать невозможно. Профсоюз может выступить и сказать: «Подождите, здесь от этой группы рабочих просят несоразмерных усилии, потому что работа по стольку часов вызывает такую-то болезнь, ведет к физическому износу, потому что нет минимальных условий охраны здоровья, потому что есть то или другое. Он имени рабочих, которых мы представляем, требуем, чтобы улучшились условия оплаты труда, улучшились санитарные условия, социальное страхование; все это нужно, чтобы выполнить задания правительства, и в случае удовлетворения наших просьб мы обязуемся сделать это».
Естественно, мы взяли крайние случаи; администрация всегда учитывает условия, необходимые для выполнения рабочими своих заданий, имеет в виду благосостояние рабочих и не будет требовать от них того, что карикатурно изображено в нашем примере, но здесь как раз в общих чертах и проявляется другая задача профсоюза.
Профсоюз должен выполнять эту двойственную функцию наблюдения за условиями труда рабочих и служащих, но в то же время он должен давать революционное направление самопожертвованию или необходимым усилиям масс со всей честностью, на которую способны пролетарии, так как общие направления экономической политики социалистической революции определены желанием создать больше ценностей для повышения благосостояния рабочего класса, крестьян и всего народа.
Профсоюз должен хорошо знать, каковы эти направления и как следует воспитывать массы для быстрейшего достижения запланированных показателей; для этого он должен иметь доступ к управлению предприятием. До составления трудового распорядка предприятия желательно, чтобы администрация пригласила секретаря профсоюза на совет дирекции. Этот личный контакт даст возможность лучше оценить степень сознательности рабочих и яснее увидеть экономические задачи.
Профсоюзы тесно связаны с увеличением производительности труда и трудовой дисциплиной, которые являются основополагающими факторами построения социализма. Профсоюзы также участвуют в подготовке деятельных администраторов из рабочих, повышая их технический и политический уровень.
Другой задачей профсоюзов является забота о непосредственных материальных и духовных запросах рабочих. Согласовывая все эти запросы путем обсуждения и убеждения (это основной метод правильных действий), профсоюз выполнит все свои обязанности в этот период напряжения всех производительных сил.
Таким образом, отношения между директором и профсоюзом являются сердечными, гармоничными и носят характер взаимодействия, но проявляются они в разных сферах; за все, что касается административного, ответственность несет администратор, который должен применять свою власть; в области воспитания и повышения идеологического уровня масс профсоюзы несут большую ответственность и должны выполнять эту задачу с глубоким революционным чувством, подчиняя свою деятельность целям общества.
Любое противоречие должно разрешаться посредством обсуждения, потому что самое сильное оружие рабочего класса — это забастовка, она является вынужденным оружием в разрешении классовых противоречий, явлением, которое не должно иметь место в обществе, избравшем путь построения социализма; рабочие забастовки на наших предприятиях будут означать громкий провал деятельности нашей администрации, а также явятся выражением, к сожалению, недостаточности политического сознания рабочего класса. К счастью, эти отрицательные явления изжиты в нашей стране; значительно повысилась сознательность рабочих, и направление нашей экономической политики является правильным и имеет основную задачу — удовлетворение интересов рабочего класса в целом и каждого отдельного человека.
Ярким выражением нашего сегодняшнего состояния, совершенно отличного от прошлого, является как раз добровольный труд рабочих, труд, возглавляемый и направляемый профсоюзами. В сознании рабочих уже твердо укоренилась идея, что невозможно отделить завод от трудящихся, что это единые вещи и что, когда трудящийся делает что-то для завода, он делает это для своего блага и для блага всего народа. Таким образом, добровольный труд сплачивает рабочих, которые переходят от одного вида работы к другому, исходя из потребностей страны; по мере необходимости позволяет производить ротацию трудящихся на различных заводах или предприятиях, как это было с производством сахара, когда трудящиеся всех предприятий внесли свой вклад в это дело и тем самым содействовали сплочению усилий рабочего класса, претворению в жизнь важнейших лозунгов страны.






