Вопрос 5. Арбитражные суды

Применительно к судебной системе Российской Федерации в целом арбитражные суды могут именоваться специализированными судами, образующими самостоятельную ветвь органов судебной власти. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Нормативно система арбитражных судов, их структура и компетенция представлена рядом законодательных актов. Конституция РФ устанавливает, что Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127). В главе 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» размещены статьи 23, 24, 241, 25, в которых соответственно регламентирована компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта федерации.

Непосредственно полномочиям, порядку образования и деятельности арбитражных судов посвящен Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»). В законе определено, что арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. 1). В данном законе определена также четырехзвенная система арбитражных судов (ст. 3), которая выглядит следующим образом:

Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

– защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Арбитражные (хозяйственные) суды – продукт рыночной экономики. Они возникли на базе государственных арбитражей советского периода, которые не были судебными органами. Арбитражные суды начали функционировать с 1992 г. С усложнением экономических отношений возникла потребность цивилизованного разрешения споров хозяйствующих субъектов с соблюдением всех фундаментальных основ правосудия. Судебный порядок разрешения споров способствует соблюдению законности при рассмотрении дел арбитражными судами. В настоящее время практически завершено становление арбитражного процессуального законодательства, которое представлено Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. с последующими изменениями.

Развивается и система арбитражных судов. В обозначенном выше виде (четыре звена) она действует с 2005 г. В частности, последним шагом было создание арбитражных апелляционных судов. До этого периода арбитражные суды субъектов федерации рассматривали дела по первой инстанции, они же (только в другом составе судей) осуществляли проверку законности и обоснованности своих же решений. Для повышения независимости и объективности апелляционной проверки решений были создано двадцать самостоятельных арбитражных судов, осуществляющих правосудие в апелляционном порядке. Эти суды образуют второе звено в системе арбитражных судов. Они вправе осуществлять правосудие в порядке пересмотра решений, принятых ими и вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражные апелляционные суды действуют в составе президиума и коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных отношений.

Третьим звеном являются федеральные арбитражные суды округов. Всего создано десять окружных судов. Они осуществляют проверку в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу решений арбитражных судов субъектов федерации и арбитражных апелляционных судов. Кроме этого данный суд вправе пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Как видим, структуры арбитражных судов второго и третьего звена подобны.


Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. Он осуществляет правосудие в качестве суда первой инстанции в пределах компетенции, определенной федеральным законом, в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 10 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Важнейшим направлением деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ является выработка и проведение единой судебной политики по подведомственным делам. Он изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах, разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, осуществляет другие полномочия. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует научно-консультативный совет. Высшему Арбитражному суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих их гражданский и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Схематично это можно представить в следующем виде:

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, включая председателя и Заместителей председателя, назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи иных арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ. С учетом единства статуса судей в Российской Федерации на судей арбитражных судов в полной мере распространяются требования, предъявляемые к судьям, и гарантии их независимости и неприкосновенности, установленные ФЗ «О статусе судей в РФ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: