Вопрос 7. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. К мероприятиям «иного характера» относятся, например, обеспечение безопасности судей и их близких, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, награждение и пр.

Вопросы организационного обеспечения деятельности судов необходимо рассматривать не только как сугубо хозяйственные или финансовые. В первую очередь надлежащее обеспечение работы судов – одна из гарантий независимости правосудия. Становление судебной власти окажется невозможным без должного материально-технического обеспечения. Из недавней истории (80-90 годы прошлого столетия) известно, что суды остро нуждались практически во всем. Обветшалые здания, невысокая заработная плата, отсутствие оргтехники, дефицит почтовых конвертов и т.д. – вот картина, которая характеризовала обстановку отправления правосудия. Государство обеспечивало суды ниже реальных потребностей[46]. В настоящее время картина изменилась кардинально как на правовом уровне, так и на фактическом.

Крупным шагом на пути совершенствования обеспечения работы судов стало принятие Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ. Цель создания Судебного департамента и его органов в субъектах федерации состоит в том, чтобы передать вопроса материально-ресурсного и прочего обеспечения работы судов от органов юстиции органу, непосредственно контролируемому судебной властью. Это гарантирует полное и целевое использование выделяемых средств, исключает внешнее воздействие на этот процесс. «Одним из достижений судебной реформы, – пишет по этому поводу В.М. Лебедев, – стало создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его учреждений в субъектах федерации. До его образования финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение судов осуществлялось через Министерство юстиции, входящее в правительство страны, т.е. орган исполнительной власти. Такое положение ставило суды в определенную зависимость от этой ветви власти и не соответствовало принципу разделения властей. К тому же Министерство юстиции выполняло множество других функций и задач, и поэтому вопросы обеспечения деятельности судов не являлись для него приоритетными. В связи с этим возникали большие трудности в обеспечении судов, в том числе их финансировании»[47].

Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов уровня субъектов федерации (областных, краевых и др.), военных судов и органов судейского сообщества, образуемых Всероссийским съездом судей. Управления (отделы) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (орган подчиненный Судебному департаменту при Верховном суде РФ) осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов федерации, а также финансирование мировых судей. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. В частности, в ст. 9 Закона Омской области «О мировых судьях Омской области» закреплено, что финансирование расходов на материально-техническое и организационное обеспечение деятельности мировых судей, а также на денежное содержание работников аппарата мирового судьи осуществляется за счет средств областного бюджета через уполномоченный орган исполнительной власти в сфере обеспечения деятельности мировых судей. Такая особенность организационного обеспечения деятельности мировых судей (финансирование содержания самих судей – из федерального бюджета, все остальное – обязанность субъекта федерации) предопределена отнесением мировых судей к судьям субъектов федерации.

Организационное обеспечение Верховного Суда РФ осуществляет его аппарат.

К полномочиям судебного департамента относится: финансирование судов; изучение организации деятельности судов и разработка предложений по ее совершенствованию; подбор и подготовка кандидатов на должность судей; ведение статистики; организация делопроизводства и работы архивов; организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов; разработка и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения делопроизводства и судопроизводства; а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности и др. Аналогичными полномочиями наделены управления (отделы) Судебного департамента в субъектах федерации.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Такой порядок назначения подчеркивает зависимость Генерального директора только от судебной власти и ни от каких иных органов.

В судах уровня субъекта федерации и в районных судах введены должности администраторов, которые в соответствии со своей компетенцией занимаются организационным обеспечением соответствующего суда. Администратору областного и равного суда подконтрольны подразделения аппарата суда, например, хозяйственный отдел, отдел кадров, кодификации, отделы организации работы судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, архив и др. Администратор судов субъектов федерации осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента в субъекте федерации и во взаимодействии с ним. Судебный департамент и администраторы приняли на себя весь комплекс обязанностей по организации работы аппаратов судов, организации делопроизводства, обучению персонала и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: