Соединительная головка

Компактную струю (рис. 1.24,а) применяют для тушения твердых горючих веществ; она эффективна сбивает пламя и отгоняет горящие на поверхности нефтепродукты от борта судна.

Распыленную струю рис. 1.24,б) применяют для орошения палуб, переборок, борта судна, тушения горящих нефтепродуктов.

Компактная (рис. 1.24,в) и распыленная (рис. 1.24,г) струи с водяной защитой могут создавать водяные завесы.

Рис. 1.24. Формы струи, выходящей из пожарного ствола:

а-компактная; б- распыленная; в, г-соответственно компактная и распыленная с водяной защитой.-

1.4.6. Стационарные установки пожаротушения.

Стационарные установки пожаротушения монтируются при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые. Линейные системы проще, но менее надежны. Стационарные установки позволяют очень быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, что позволяет взять его под контроль и обеспечить тушение. Конструкция судовых систем пожаротушения должна соответствовать назначению судна и судовых помещений. При выборе типов систем, которыми оборудуется судно, учитывают множество факторов: вероятность возникновения пожаров различных классов, наличие и месторасположение пожароопасных материалов, вероятность взрывов, влияние действия системы на остойчивость судна, способы обнаружения пожара и др.

Установка водяного пожаротушения. Это основная система для защиты судна от пожара, оборудуемая на судне независимо от наличия других систем. Теоретически система может обеспечить подачу воды во все помещения судна в неограниченном количестве. В действительности количество подаваемой к очагу пожара воды определяется подачей пожарных насосов и соображениями остойчивости судна. Система трубопроводов (рис. 1.25) состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения температуры.

Рис. 1.25. Система водяного пожаротушения:

1-главный пожарный насос; 2-пожарный кран; 3-комплект рукавов; 4-спринклер; 5-аварийный пожарный насос.

Спринклерная установка пожаротушения. Спринклерные системы наиболее широко применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Основное их назначение – в ограничении распространения пожара и снижение температуры в защищаемых помещениях, что дает возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа. Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров – специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях легкоплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начинает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60-75 град. С.

Автоматическая спринклерная установка пожаротушения. Эта система (рис. 1.26) оборудована спринклерами, которые при выплавлении легкоплавкой вставки включают аварийную пожарную сигнализацию и начинают подачу воды, которой вся магистраль системы заполнена постоянно, а давление поддерживается пневмоцистерной 5.Во избежание коррозионного повреждения элементов система заполнена пресной водой, которая поступает в спринклеры в первые минуты включения системы, а затем включается насос 4, который подает по магистрали 2 забортную воду.

Преимущество автоматической спринклерной системы является практически мгновенное включение в действие при повышении температуры в защищаемых помещениях. После ликвидации пожара для восстановления работоспособности системы требуется замена сработавших спринклеров. Необходимость использования в судовых спринклерных установках забортной воды, содержащей много примесей, снижает их надежность.

Рис. 1.26. Спринклерная система пожаротушения:

1-спринклеры; 2-магистраль; 3-распределительная станция; 4-насос; 5-пневмоцистерна.

Дренчерная установка пожаротушения. Дренчерная система (рис. 1.27) аналогична спринклерной по компоновке магистралей и установке распылительных головок 1. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос 4 и подает забортную воду в магистраль 2 ко всем распылителям.

Дренчерные системы пожаротушения применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, а также трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная система охлаждает металлические палубы и другие конструкции судна, препятствуя распространеню пожара.

Рис. 1.27. Дренчерная система пожаротушения:

1-распыляющие головки; 2-магистраль; 3-распределительная станция; 4-насос.

Установка пенного пожаротушения (рис. 1.28). Установки пенного пожаротушения применяют при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения, а танкеры ранней постройки имели установки пенного пожаротушения грузовых танков. Для установки на судах рекомендованы установки воздушно-механической пены.

Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим свойством и частично – охлаждающим. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор поступает к очагу пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс пенообразования вследствие подсоса воздуха.

Время действия установки зависит от запаса пенообразователя в цистерне. Когда весь пенообразователь израсходован и через выпускные отверстия начинает поступать вода, во избежание разрушения пены установку надо отключить. Очень важным условием ликвидации пожара является максимальная подача пены в течение первых 3 минут.

Большинство пенообразователей имеют срок хранения 5 –20 лет, хранить их надо в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не более 38 град. С.

Стационарные пожарные стволы пенотушения следует располагать так, чтобы любая точка защищаемого помещения была удалена не более чем на 9 м.

Рис.!.28. Установка пенного пожаротушения:

1-клапан; 2-главный пожарный насос; 3-пенный лафетный ствол;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: