Град – состоит из кусочков льда сферической или неправильной формы размером 5 –55 мм, иногда до 130 мм и весом около 1 кг

Ураган (на море - шторм, тайфун) это циклон, у которого очень низкое давление в центре, а скорость ветра может достигать 25 км/ч. Ураганы чаще возникают в море и приводят к наибольшим разрушениям вблизи побережья, но могут проникать и далеко на сушу.

Буря – это очень сильный ветер, приводящий к разрушениям на суше и большому волнению на море. Буря может наблюдаться при прохождении смерча или циклона. Скорость ветра у земной поверхности достигает 20 – 100 м/сек.

Смерч – это атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке распространяющийся к поверхности земли или моря. Смерч сопровождается грозой, дождем, градом. При достижении земли смерч производит большие разрушения, всасывает в себя воду и предметы, поднимая их высоко вверх и перенося на большие расстояния.

Любая деятельность потенциально опасна. Опасности носят потенциальный (скрытый) характер. Процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик для разработки профилактических мероприятий называют идентификацией опасностей.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называют причинами.

1. 4. Риск [3, с.12]

Количественная оценка опасностей называется риском. Риск - это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т.д.).

Подсчитаем риск R при гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около 14 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно 138 млн. человек.

n 1.4×104

R = ----- = --------------- = ~ 10-4

N 1.38×108

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. Социальный (групповой) - это риск для группы людей.

Например:

риск летального исхода в год по различным причинам (США) [2]:

автомобильный транспорт - 3×10-4;

водный транспорт - 9×10-6;

воздушный транспорт - 9×10-6;

железная дорога - 4×10-6;

молния - 5×10-7;

электричество - 6×10-6.

Необходимо отметить, что определение риска очень приблизительно.

Имеется 4 методических подхода к определению риска:

Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

Модельный - построение моделей воздействия вредных факторов на человека или группу людей.

Экспертный - опрос опытных специалистов.

Социологический - опрос населения.

В некоторых странах приемлемые риски установлены законом. Например, индивидуальный риск считается:

максимально приемлемый 10-6 в год;

пренебрежимо малый 10-8 в год.

Учет риска позволяет кроме технических, организационных и административных методов управления риском применять и экономические методы: это страхование, компенсация ущерба, плата за риск и т.д.

1. 5. Безопасность, ее анализ [3, с.4,13]

Под безопасностью понимается такое состояние деятельности (труда), при котором с некоторой вероятностью (риском) исключается реализация потенциальных опасностей.

Вопросами безопасности занимались ученые с древних времен: Аристотель, Гиппократ, немецкий врач и металлург Агрикола, М. В. Ломоносов (1711-1765), в 19 веке - В. Л. Кирпичев (1845-1913), В. А. Левицкий (1867-1936), А. А. Скочинский (1874-1960) и др.

И в настоящее время эти вопросы актуальны, на что указывают большая аварийность и травматизм как на производстве, так и в быту.

Любая опасность реализуется, принося ущерб, по какой-то причине или нескольким причинам. Предотвращение опасностей или защита от них базируются на знании причин.

Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей называется "деревом причин и опасностей".

Опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая в свою очередь, является следствием другой причины и т.д. Графическое изображение этих связей представляет собой как бы ветви дерева.

При построении "дерева причин и опасностей" используют логические операции (вентили) "И" и "ИЛИ".

Операция (или вентиль) "И" указывает, что для получения данного выхода необходимо соблюсти все условия на выходе.

Вентиль "ИЛИ" означает, что для получения данного входа должно быть соблюдено хотя бы одно из условий на входе.

Обеспечение абсолютной безопасности, т. е. обеспечение нулевого риска в действующих системах невозможно.

Получил распространение в мире приемлемый риск - т. е. стремление к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Повышение безопасности требует затрат средств. При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный риск (уменьшаются затраты на медицину и пр. - меньше остается средств).

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события.

При априорном анализе выбираются такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы и составляют набор различных ситуаций, которые могут привести к их появлению.

Целью апостериорного анализа является разработка рекомендаций по недопущению происшедшего нежелательного события. Оба этих анализа дополняют друг друга.

Применяется прямой и обратный методы анализа. Прямой метод анализа - это изучение причин для предвидения последствий. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины.

Конечная цель анализа - предотвращение нежелательного события.

1. 6. Безопасность жизнедеятельности. Цели, задачи

Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.

В системе человек - среда обитания - машина происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.

Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.

Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона.

Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания. Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

Безопасность - это цель, а безопасность жизнедеятельности - это средства, пути и методы ее достижения. БЖД - это научная дисциплина, изучающая опасность и защиту от нее.

Цель БЖД - это достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.

Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной

психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.

Свои предметы изучения имеет и БЖД. К ним можно отнести физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий и их оптимизация и т.д.

Задачи, решаемые БЖД: идентификация опасностей, т.е. распознавание образа, количественных характеристик и координат опасности; защита от опасностей; ликвидация опасностей.

1. 7. Системно-структурная модель БЖД

Мир, окружающий нас, представляет собой систему систем, а сущность каждой системы раскрывается путем выявления ее структуры.

БЖД как систему знаний можно представить в виде системно-структурной модели, состоящей из взаимосвязанных и зависимых друг от друга элементов:

медико-биологических знаний,

технолого-технических,

общественных и природных условий.

Медико-биологические знания БЖД базируются на таких науках как анатомия человека с позиций БЖД, физиологии человека, теоретической и практической гигиены, именуемой производственной санитарией. Эти знания позволяют выработать эргономические требования к "машинам" (предметам и средствам труда), пультам управления, рабочим местам и т.д. для обеспечения не только высокой работоспособности человека, но и безопасной его деятельности. Практическая гигиена или производственная санитария позволяет разработать инженерные мероприятия по предупреждению воздействия на человека биологических факторов (санитарно-гигиенических и психофизиологических).

Технолого-технические знания БЖД о технике и технологии производства, относящиеся в большей степени к специальным, позволяют грамотно формировать знания по технике безопасности, технике пожарной безопасности, спасательной службе (горноспасательному делу и гражданской обороне).

Общественные знания БЖД связаны с организацией безопасности жизнедеятельности с управлением её, с координацией работ, планированием, финансированием, оценкой состояния БЖД, обучением и пропагандой знаний в этой области, а также со стимулированием за работу в области БЖД. Общественные знания БЖД включают в себя также экономические аспекты, аспекты духовной культуры, инженерной психологии и правовые.

Природные знания определяют не только отдельные аспекты техники безопасности, горноспасательного дела и гражданской обороны, но и обширную область по охране окружающей среды.

Таким образом, с учетом изложенного, БЖД для достижения своей цели и задач включает в себя знания основ управления, индустриально-педагогической психологии, культуры производства, инженерной психологии, технической эстетики, эргономики, производственной санитарии, техники безопасности, техники пожарной безопасности, горноспасательного дела, гражданской обороны.

"Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность" (ст. 3. Всеобщая декларация прав человека). БЖД способствует использованию этого права.

Каждый инженер, руководитель производства, разработчик новой техники должен овладеть принципами, методами и средствами обеспечения безопасности деятельности как в быту, так и в производственной среде обитания при организации производственной

деятельности, при сохранении окружающей среды, при организации и проведении работ по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

1. 8. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности [3, с.17]

Обеспечение безопасности деятельности состоит из принципов, методов и средств.

Принцип - это идея, основное положение. Метод - путь, способ достижения цели.

Средство обеспечения безопасности - это конструктивное, организационное и материальное воплощение, реализация принципов и методов.

Принципы можно разделить по нескольким признакам:

- ориентирующие (замена человека роботом, ликвидация или снижение опасности);

- технические (блокировки, герметизация, экранирование, защита расстоянием);

- организационные (защита временем, резервирование);

- управленческие (контроль, ответственность, стимулирование).

- принцип слабого звена (состоит в том, что в систему для обеспечения безопасности вводится элемент, реагирующий на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление - плавкая вставка, предохранительный клапан);

- принцип нормирования (установление параметров, обеспечивающих защиту человека от соответствующей опасности - ПДК, ПДВ, ПДС);

- принцип информации - усвоение персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (инструктажи, цвета и знаки безопасности);

- принцип классификации (категорирования) - деление объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями.

Введем два определения:

ГОМОСФЕРА - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе деятельности;

НОКСОСФЕРА - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Совмещение этих двух сфер недопустимо с позиций безопасности.

Обеспечение безопасности достигается тремя основными методами:

- пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, автоматизация, роботизация);

- нормализация ноксосферы путем исключения опасностей (средства защиты от шума, газа, пыли и др.);

- адаптация человека к среде (профотбор, обучение).

В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной (СИЗ) защиты. СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: