Содержание контрольной работы
Контрольная работа состоит из следующих элементов:
• титульного листа (приложение 1);
• трех выполненных заданий контрольной работы;
• списка использованной литературы.
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант контрольной работы |
1 или 6 | |
2 или 7 | |
3 или 8 | |
4 или 9 | |
5 или 0 |
Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения:
1) первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполнения - актуализация теоретических знаний в области отдельных феноменов этнопсихологии.
2) второе задание предполагает диагностический уровень выполнения – исследование индивидуально психологических особенностей личности в контексте этнопсихологического взаимодействия.
3) третье задание предполагает развивающее формирующий уровень выполнения - подбор специальных развивающих упражнений и игр для формирования и развития личностных особенностей в процессе межэтнического взаимодействия в поликультурной образовательной среде.
Контрольные задания по вариантам
Задание 1. Проанализировать психологические характеристики и особенности феномена.
Для выполнения задания необходимо:
а) определить номер варианта контрольной работы (смотри табл.) и соответствующий ему феномен;
1. вариант: Межэтническая толерантность в поликультурной образовательной среде.
2. вариант: Этническая идентичность в поликультурной образовательной среде.
3. вариан т: Этнические стереотипы в поликультурной образовательной среде.
4. вариант: Межэтнические конфликты в поликультурной образовательной среде.
5. вариант: Особенности адаптации и аккультурации в новых образовательных условиях.
б) познакомиться с литературными источниками из основного списка литературы;
в) составить таблицу (таб. 1), анализируемого феномена, используя следующие критерии - логические основания:
• феноменология изучаемого свойства или процесса;
• структура и компонентный состав;
• факторы, влияющие на формирование феномена;
• психологические особенности феномена и его взаимосвязь с другими феноменами.
г) закончив таблицу, связным текстом описать и раскрыть основные особенности феномена.
Таблица 1
Автор/ы | Понятие | Структура | Литературный источник |
феномена | |||
Задание 2. Осуществить самостоятельный поиск методик диагностики феномена согласно варианту и описать найденные методики в таблице (таб. 2).
Таблица 2
Название | Автор/ы | Предмет диагностики | Шкалы методики | Литературный источник |
Провести эмпирическое изучение феномена по одной из методик. Количество диагностируемых – 10 человек.
Составить сводную таблицу результатов диагностики (таб. 3). Содержание столбцов сводной таблицы может быть изменено в зависимости от особенностей участников диагностики.
Таблица 3
№ | Пол | Возраст | Уровень образования | Профессия | Результаты диагностики по всем шкалам методики (названия щкал) | |||||
… | ||||||||||
Провести первичную обработку результатов диагностики, определив уровень выраженности каждого свойства (шкалы) в сравнении с тестовой нормой (низкий, средний, высокий) для каждого участника диагностики.
Составить процентные диаграммы или гистограммы в зависимости от уровня выраженности признака (низкий, средний, высокий) для каждой шкалы методики. Пример диаграммы (рис. 1).
1- низкий уровень этнической идентичности;
2- средний уровень этнической идентичности;
3- высокий уровень этнической идентичности.
Рис. 1. Гистограмма распределения уровней выраженности
этнической толерантности
Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития феномена (по вариантам):
В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта II WEB-adpec сайта).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 176 с.
Крысько В. Г. Этническая психология. М.: Академия, 2011. – 320 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2009. – 368 с.
Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Форум, 2011. – 176 с.
Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2008. – 608 с.
б) дополнительная литература:
Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: для педагогов и старшеклассников. М.: Смысл, 2002. – 246 с.
Днепрова Т.П. Воспитание межнациональной толерантности: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 88 с.
Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-пресс, 1997. – 379 с.
Здравомыслов А.Г. Священность этноса. М.: Аспект-пресс, 1999. – 456с.
Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с.
Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону. 2002. – 146 с.
Лебедева Н.С. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. – 324 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Питер, 1995. – 256 с.
Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., переработанное. М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с.
Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М.: Юнити-дан, 2004. – 564 с.
Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 381 c.
Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – 483 с.
Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб. 2001. – 340 с.
Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 1997. – 400 с.
Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Проект, 2002. – 399 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru
Журнал «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru
Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:
§ http://informika.ru
§ http://edu.ru
§ http://rospsy.ru
§ http://rsl.ru
§ http://mon.gov.ru
Приложение 1