Структурное программирование основано на модульной структуре программного продукта и типовых управляющих структурах алгоритмов обработки данных различных программных модулей (рис. 18.4).
Рис. 18.4. Блок-схема алгоритма
поиска в базе данных
В любой типовой структуре блок, кроме условного, имеет только один вход и выход,
безусловный переход на блок с нарушением иерархии запрещен (оператор типа GoTo в
структурном программировании не используется). Виды основных управляющих структур
алгоритма приведены в табл. 18.1.
Пример 18.6. Алгоритм поиска в базе данных сведений о максимальном окладе сотрудников (рис. 18.4).
Таблица 18.1. Управляющие структуры алгоритмов
18.3. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
• Основные понятия объектно-ориентированного
проектирования
· Методика объектно-ориентированного
проектирования
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Метод объектно-ориентированного проектирования основывается на:
· модели построения системы как совокупности объектов абстрактного типа данных;
|
|
· модульной структуре программ;
· нисходящем проектировании, используемом при выделении объектов.
Объектно-ориентированный подход использует следующие базовые понятия:
- объект;
- свойство объекта;
- метод обработки;
- событие;
- класс объектов,
Объект — совокупность свойств (параметров) определенных сущностей и
методов их обработки (программных средств).
Объект содержит инструкции (программный код), определяющие действия, которые
может выполнять объект, и обрабатываемые данные.
Свойство — характеристика объекта, его параметр. Все объекты наделены
определенными свойствами, которые в совокупности выделяют объект из
множества других объектов.
Объект обладает качественной определенностью, что позволяет выделить его из множества других объектов и обусловливает независимость создания и обработки от других
объектов.
Например, объект можно представить перечислением присущих ему свойств:
ОБЪЕКТ_А (свойство-1, свойство-2,...., свойство-k).
Свойства объектов различных классов могут "пересекаться", т.е. возможны объекты,
обладающие одинаковыми свойствами:
ОБЪЕКТ_В (,..свойство-п, свойство-т,...свойство-г,...)
ОБЪЕКТ_С (...свойство-п,......................................., свойство-г,...).
Одним из свойств объекта являются метод его обработки.
Метод — программа действий над объектом или его свойствами.
Метод рассматривается как программный код, связанный с определенным объектом;
осуществляет преобразование свойств, изменяет поведение объекта.
Объект может обладать набором заранее определенных встроенных методов обработки, либо созданных пользователем или заимствованных в стандартных библиотеках, которые выполняются при наступлении заранее определенных событий, например, однократное
нажатие левой кнопки мыши, вход в поле ввода, выход из поля ввода, нажатие определенной клавиши и т.п.
|
|
По мере развития систем обработки данных создаются стандартные библиотеки методов, в состав которых включаются типизированные методы обработки объектов определенного класса (аналог — стандартные подпрограммы обработки данных при структурном
подходе), которые можно заимствовать для различных объектов.
Событие — изменение состояния объекта.
Внешние события генерируются пользователем (например, клавиатурный ввод или
нажатие кнопки мыши, выбор пункта меню, запуск макроса); внутренние события генерируются системой.
Объекты могут объединяться в классы ( группы или наборы — в различных программных системах возможна другая терминология).
Класс — совокупность объектов, характеризующихся общностью применяемых методов обработки или свойств.
Один объект может выступать объединением вложенных в него по иерархии других
объектов.
Рис. 18.5. Соотношение основных понятий объектно-ориентированного подхода |
Схематично связь основных понятий объектно-ориентированного программирования
представим следующим образом (рис. 18.5).
В объектно-ориентированном программировании используется следующий формат записи работы с объектами:
ОБЪЕКТ. МЕТОД
ОБЪЕКТ.СВОЙСТВО-МЕТОД
Программный продукт, созданный с помощью инструментальных, средств объектно-ориентированного программирования, содержит объекты с их характерными свойствами,
для которых разработан графический интерфейс пользователя. Как правило, работа с программным продуктом осуществляется с помощью экранной формы, с объектами управления, которые содержат методы обработки, вызываемые при наступлении определенных
событий. Экранные формы также используются для выполнения заданий и перехода от
одного компонента программного продукта к другому. Каждый объект управления обладает определенными свойствами, значения которых могут изменяться. Для объектов управления уточняется перечень событий и создаются пользовательские методы обработки —
программный код на языке программирования в виде событийных процедур.