Существуют различные объектно-ориентированные технологии и методики проектирования программных продуктов, которые должны обеспечить выполнение важнейших принципов объектного подхода:
• инкапсуляция (замыкание) свойств данных и программ в объекте;
• наследование;
• полиморфизм.
Инкапсуляция означает сочетание структур данных с методами их обработки в абстрактных типах данных — классах объектов.
Класс может иметь образованные от него подклассы. При построении подклассов осуществляется наследование данных и методов обработки объектов исходного класса. Механизм наследования позволяет переопределить или добавить новые данные и методы их
обработки, создать иерархию классов.
Полиморфизм — способность объекта реагировать на запрос (вызов метода) сообразно
своему типу, при этом одно и то же имя метода может использоваться для различных классов объектов.
Для различных методик объектно-ориентированного проектирования характерны следующие черты:
• объект описывается как модель некоторой сущности реального мира;
· объекты, для которых определены места хранения, рассматриваются во взаимосвязи, и
применительно к ним создаются программные модули системы.
В процессе объектно-ориентированного анализа:
• осуществляется идентификация объектов и их свойств;
• устанавливается перечень операций (методов обработки), выполняемых над каждым
объектом, в зависимости от его состояния (событий);
• определяются связи между объектами для образования классов;
• устанавливаются требования к интерфейсу с объектами.
Выделено четыре этапа объектно-ориентированного проектирования:
• разработка диаграммы аппаратных средств системы обработки данных, показываю-
щей процессоры, внешние устройства, вычислительные сети и их соединения;
разработка структуры классов, описывающей связь между классами и объектами;
разработка диаграмм объектов, показывающих взаимосвязи с другими объектами;
разработка внутренней структуры программного продукта.