Методы воспитания: определение, классификация, характеристики

Методы воспитания- способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образователно-воспитательных задач пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания (книжка по Дерече).

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания (Л.П.Крившенко).

От МВ следует отличать средства воспитания – конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, олимпиады), наглядные пособия (кинодемонстрации, картины), которые используются в процессе реализации того или иного метода. (Н-р, убеждение реализуется через разъяснительные беседы, диспуты и пр.)

МВ используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

МВ -совместная деятельность воспитателя и детей: дети-активны, инициативны; воспит-ль-как организатор, руководитель деят-ти.

Особенности МВ:1. Источником могут быть педагоги, родители, взрослые, но и детские коллективы, объединения. 2. МВ способствуют развитию и стимулирванию активности учеников. 3. МВ должны быть целостной системой (использоваться в совокупности) для развития целостной личности.

Классификации МВ:

1. По характеру воздействия на личность воспитанника:

а) убеждение -разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего(рассказ, разъяснение), б) упражнение -многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма, в) поощрение -выражение положительной оценки действий воспитанников, закрепляет положительные навыки и привычки (одобрение, похвала, награждение), г) наказание -метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

2. По источнику воздействия на личность воспитанника: а) словесные (лекции, беседы); б) проблемно-ситуативные (дискуссия, диспут); в) методы приучения и упражнения; г) методы стимулирования (поощрение, наказание); д) методы торможения (наказание, требование); е) методы руководства; ж) методы самовоспитания.

3. По результатам воздействия на личность воспитанника: а) влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4. По направленности воздействия на личность воспитанника: а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия: а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение); б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация); в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение); г) волевую сферу (требование – упражнение); д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция); е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы); ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).

Классификация Т.А.Ильиной: 1.Методы убеждения: внушение -воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека; разъяснение -когда воспитаннику необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа-ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность; рассказ -яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание; беседа -метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества; метод примера -воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизирующий их деятельность.. 2. Методы организации деятельности: приучение -интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют, когда необходимо сформировать требуемое качество быстро и на высоком уровне. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство воспитанника; упражнение -многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки; поручение -метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам.. 3. Методы стимулирования: поощрение -выражение положительной оценки действий воспитанников, закрепляет положительные навыки и привычки (одобрение, похвала, награждение); наказание -метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми (наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения).

Метод "взрыва" - специфический метод перевоспитания, разработанным А. С. Макаренко. "Взрывается" не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. "Взрыв" предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Важно максимально насытить переживаниями сам процесс "взрыва", чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Метод "взрыва" выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки. Поэтому за методом "взрыва" должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.

Педагогические приемы воспитания: 1.Диалогические -основываются диалоге с ребенком, безусловном принятии ребенка, уважении его интересов, проблем, стремлении достичь согласия («активное слушание»-выслушать, переспросить, сделать вид, что сочувствуешь; «Я-Сообщение»-говорить ребенку не ТЫ сделал плохо, ТЫ виноват, а Я огорчена…, мне трудно понять; «Договор»-заключение соглашения) 2.Манипулятивные -основывается на скрытом для партнера по общению побуждении к совершению им какого-либо действия, когда партнеру по общению прямо не сообщается, чего от него хотят, и желаемое действие достигается через скрытые рычаги управления: задевается гордость, авансируются достоинства, используются разного рода психологические поглаживания («Скрытая инструкция»-завуалированная помощь ребенку, педагог ненавязчиво подсказывает конкретные шаги, вариант позитивной инструментовки дальнейшего поведения, оставляя окончательный выбор поведения за ребенком; «Оправдание поведения»-педагог, оправдывая поведение ребенка, дает негативную оценку демонстрируемому на данный момент поведению; «Психологическое поглаживание»- «Я рада вас видеть»; «У тебя прекрасно получилось»); 3.Императивные -основываются на безусловном и категоричном признании воспитателем необходимости выполнения со стороны воспитанника определенных действий («Разрыв контакта»-прерывая контакт, воспитатель четко и категорично излагает свое отношение к поведению ребенка.Эта крайне жесткая форма оправданна, если более мягкие не действуют. Эффективно, если воспитанник на самом деле стремится к общению и разрыв контакта будет им переживаться как значимое событие; «Отрицательное подкрепление»-Оно происходит во время совершения нежелательного действия. Строгий взгляд учителя, выразительная пауза, фраза, свидетельствующая о недовольстве окружающих-формы проявления отрицательного подкрепления).

Выбор методов и приемов воспитания. Нужно учитывать: цель, задачи, возраст воспитанников, Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности, Личностные особенности воспитанников, средства воспитания, время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: