История возникновения психолого-педагогической коррекции

Психокоррекция возникла в рамках специализациипсихологии идефектологии. Первый период – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития. Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных,мнемических, познавательных процессов. Второй период – этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребёнка. Третий период связан с именемЛ.С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывалисьпсиходиагностическиеи коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха). Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Психолог - педагогическая коррекция как направление деятельности педагога – психолога. Психологическая коррекция - это одна из форм психологической работы, заключающаяся в оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение. Она направлена на: стабилизацию эмоционального состояния человека; повышение самооценки и уверенности в себе; восстановление и развитие коммуникативных навыков; выработку адекватных форм поведения. Цели и задачи психокоррекционных мероприятий направлены на исправление отклонений в развитии. В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активногодеятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:1. Оптимизация социальной ситуации развития.2. Развитие видов деятельности ребенка.3. Формирование возрастно-психологических новообразований.В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения. Принципы: 1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. 2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. 3. Принцип коррекции "сверху вниз". В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. 4. Принцип коррекции "снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. 5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. 6. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Виды психологической коррекции: По характеру направленности выделяют коррекцию: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная коррекция – направлена на источники отклонений. По содержанию различают коррекцию: познавательной сферы, личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, межличностных отношений, внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных), детско-родительских отношений. По форме работы с клиентом различают: индивидуальную и групповую. Групповая, в свою очередь, подразделяется на коррекцию в закрытой естественной группе (семья, класс, коллектив сотрудников и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую). По наличию программ: программированную и импровизированную. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недириктивную. По продолжительности: сверхкороткую (от нескольких минут до нескольких часов), короткую (от нескольких часов до нескольких дней), длительную (от одного до трех месяцев) и сверхдлительную (в исключительных случаях, продолжается до шести месяцев). По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную. Основные направления в психолого – педагогической коррекции: Классический психоанализ Зигмунда Фрейда Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. Сублимация — защитный механизм (защита от выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов), дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Методы психоанализа: 1. Метод свободных ассоциаций 2. Интерпретация сопротивления. 3. Анализ сновиденийСон - символическое удовлетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера. По Адлеру индивидуальность – это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправлено, Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как о первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется в течение от 3 до 5 лет жизни. Большинство прототипов неосознаваемы. Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач – коррекция этих отношений. Клиент-центрированный подход К. Роджерса. «Самость» – центральное понятие в концепции К. Роджерса. «Самость» – система внутренних отношений, феноменологически связанных с внешним миром и явленных человеку в его «Я». «Я»-реальное – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта взаимодействия человека с другими «Я»-идеальное – представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать. Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным определяет степень дискомфорта личности и личностный рост Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования Разработана В. Франклом.Согласнологотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Поведенческое направление (Э. Торндайк и Б. Скиннер). В отличие от принципа классического обусловливания «стимул — реакция» (S→R) ученые разработали принцип оперантногообусловливания «реакция— стимул» (R→S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Отсюда следует возможный способ влияния на поведение через воздействие на его результаты. Когнитивная психология (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д. Келли, А. РилеОсновные понятия, используемые в когнитивно-аналитическом направлении: "ловушки", "дилеммы", "препятствия".Ловушки - сложные, повторяемые поведенческие шаблоны. Начальным и конечным элементом указанного процесса является чувство неуверенности. Специфика психологической организации данного клиента такова, что любая попытка преодолеть чувство неуверенности (в рамках данного модуля) приводит к его усилению. Дилеммы - это стратегии поведения, построенные на альтернативном мышлении и предполагающие две взаимоисключающие формы поведения. Препятствия - вариант поведения, при котором, ставя цель, клиент не осознает и не учитывает ее серьезности. Целями когнитивной психокоррекции являются:• исправления ошибочной переработки информации; • помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции. Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) У людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий, вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.Когнитивная терапия Бека Бек считает, что настроение и поведение индивидуума в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира. Трансактный анализ. ФритцПерлз и гештальт-терапия Чувства, принцип «здесь и сейчас». Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекцииНеобходимость выделения проблем использования психологической информации как специального вопроса профессионального становления психолога представляется очень важной потому, что кроме психолога этой информацией пользуются все люди. Психолог должен ориентироваться в своих возможностях по установлению соответствующего отношения с клиентом. Психологу надо четко рефлексировать то содержание своей позиции по отношению к клиенту, в котором представлены возможности клиента и возможности самого психолога в использовании психокоррекционной информации, то есть информации об актуальных особенностях внутреннего мира клиента, о норме этих особенностей и о путях соответствия его этой норме Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ 1. Принцип системное" коррекционных, профилактических и развивающих задач. 2. Принцип единства коррекции и диагностики.3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.(симптоматическая и каузальная (причинная).4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента 6. Принцип комплексности методов психологического воздействия, 7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. (ближайший круг общения клиента). 8.Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. 9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. 10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. 11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное™ того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно. 12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне. Виды коррекционных программ Общая модель коррекциии это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента. Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий. Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человек. Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы. В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы. Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока :Диагностический блок. Цель: диагностика. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, Коррекционный блок. Цель: сама коррекция Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, Основные требования к составлению психокоррекционной программы -цель,задачи,тактика проведения работы,формы (индивидуальная, групповая или смешанная) отобрать методики и техники коррекционной работы;определить общее время всей программы- определить длительность каждого занятия,подготовить необходимые материалы и оборудование. Методы психокоррекции: Игровая терапия,"арттерапия, Музыкотерапия, библиотерапия,Танцевальнаятерапия,Сказкотерапия,Психодрама. Индивидуальнаяпсихокоррекция- лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры. Вгрупповой психолог работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Основные стадии индивидуальной психологической коррекции. 1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие.2. Исследование проблем клиента.3. Поиск способов решения проблемы.4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом.5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом.6. Оценка эффективности проведенной работы. Групповые формы работы- Тренинги цель тренинговой группы - научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.Группы встреч-основное внимание сосредоточено на выяснении индивидуальности и развитии каждого человека как личности. Гештальт–группы - руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое "горячее место". Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий. Телесно-ориентированные группы-можно рассматривать как результат нарушений в психике и сбалансированности всего организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: