double arrow

Воспитательный коллектив как форма функционирования педагогического процесса.


А. С. Макаренко в своей воспитательной практике исходил из представлений о двойственной социально-биологической природе человека. Воспитание в коллективе является природосообразным, т. к. оно прежде всего соответствует тому, что человек социален. А. С. Макаренко разработал метод воспитания, основанный на связи человека с обществом. Осознавая неразрывную связь человека с обществом, он полагал, что воспитание должно реализовывать эту связь через воспитательный коллектив, который, будучи идеальной моделью общества (отношений в обществе), дает возможность каждой личности проживать ситуации общественного опыта, причем, что очень важно, делать это в защищенных условиях гуманного организованного сообщества.

Организация педагогического взаимодействия у А. С. Макаренко была такова, что воспитанник реально, на практике ставился в позицию активного деятеля, субъекта. Он участвовал в постановке целей, планировании, распределении, обсуждениях. В процессе такой деятельности он проявлял субъективную активность, т. е. активность, развиваемую, организуемую и контролируемую самим субъектом.




Воспитательный коллектив — это своеобразная модель общества отражающая не столько форму его организации, сколько те отношения которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей которая в нём принята, т. е. способы деятельности и мышления, которые для него характерны Фундаментальное значение коллектива в воспитании определяется именно тем, что в нем конструируется модель отношений, существующих в обществе. А. С. Макаренко был убежден, что объектом воспитательной работы являются не мероприятия, а отношения, в которые вступают воспитанники, участвуя в различных видах жизнедеятельности.

Заслуга великого новатора состоит в том, что он не только учитывал извечное рассогласование субъективных и объективных факторов воспитания, но сделал это рассогласование источником и фактором становления каждой личности в условиях гуманистически организованной коллективной жизнедеятельности.Таким образом, воспитание в коллективе является природосообразным, так как оно соответствует двойственной культурно-биологической природе человека. «Социальность» человека, его неразрывная, хотя и противоречивая связь с обществом, с необходимостью предполагает организацию коллективной жизнедеятельности детей, в которой развитие индивидуальности личности осуществляется в неразрывном единстве с его социализацией.

Воспитание в коллективе (являющемся моделью общества) приобщает ребенка к культуре, перспективам социального развития общества, обеспечивает ему видение себя в этом обществе.В разработке современной педагогической концепции коллектива его исследователи неизбежно сталкиваются с трудностями, которые невозможно преодолеть, не введя понятия «воспитательный коллектив» в качестве исходного.



Отсутствие такого понятия, являющегося видовым по отношению к социалистическому коллективу и родовым по отношению к коллективам, функционирующим на базе различных воспитательных институтов (школьному коллективу, коллективу ПТУ, вуза и т. д.), нередко приводило и приводит к тому, что закономерности, свойства и черты, присущие отдельным типам детского коллектива, характеризуются как общие для них всех, специфическое в их облике игнорируется, особенности механизмов и характера влияний различных типов детских коллективов сглаживаются Введение понятия «воспитательный коллектив» предотвращает это нежелательное явление.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями



В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.

В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.Введение понятия «воспитательный коллектив» в систему сложившихся в педагогике коллектива понятий дает возможность расширить круг тех рассматриваемых в ней проблем, для которых это понятие является исходным. Введение его дает возможность синтезировать те знания, которые сложились в педагогике и социальной психологии о детском коллективе, о коллективе педагогов, о коллективе учебно-воспитательного учреждения в целом.

Главное же заключается в том, что с введением понятия «воспитательный коллектив» в систему педагогических понятий исследователи получают возможность с единых методологических позиций изучать коллективы, функционирующие на базе самых различных воспитательных институтов социалистического общества, фиксируя в них и то общее, что свойственно всем им как коллективам воспитательным, и то особенное, что характерно для каждого из них как воспитательногоВ советской школе была принята концепция коллективистского воспитания, суть которой в следующем.

В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и деятельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством воспитания личности. Создателями и разработчиками педагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В. А.Сухомлинский и др.

В современном развитом мире действует другой принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

С позиций последней коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяются через отношение к общему делу.В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А. Макаренко [7]: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения.

В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие "группообразование", его вариант "коллективообразование", превращение группы в коллектив, а также "коллективистское самоопределение" - отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А. Макаренко.







Сейчас читают про: