Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования

Психол-я диагностика – углубленное психолого-педагог-е изуч-е обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Цель - психолого-педагог-е изуч-е индивид-х особ-тей личности уч-ся для выявления причин возникновения проблем в обуч. и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на к.т. можно опираться в ходе корр-й работы; раннего выявления професс-х и познавательных интересов; определения индивид-го стиля познават-ой дея-ти и др. Основанием для провед-я психодиагн-ких мероприятий явл-ся план работы шк. Массовая диагн-ка носит ограниченный хар-р. Основными в работе педагога-психолога явл-ся 3 диагн-ких минимума: 1) проводится в начальный период обуч-я в школе в два этапа. Цель диагност-гоисслед-я на 1 этапе – выделение группы детей, у к.т. осложненно протекает процесс адаптации. На 2 этапе проводится изуч-е личн-х и индивид-х особ-тей уч-ся для выдел-я групп детей, находящихся в соц-но опасном положении, уч-ся с повышенными интеллект-ми способностями, имеющих особенности обучения и развития для псих.-педаго-го сопров-я или определения индивид-гообразоват-го маршрута. 2) проводится в 2 этапа – в 4 и 5 кл. Цель диагн-ки в 4 кл. – мониторинг процесса обучения и уровня обученности уч-ся для организации профилакт-кой и развив-ей работы, подготовки психолого-педагог-их рекомендаций педагогам ср. школы. Цель диагн-ки в 5 кл. – содействие созданию благоприятных социально-психолог-их условий уч-ся и классным кол-вам в период перехода из нач-го в ср. звено шк. 3) проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способ-тей и склон-тей уч-ся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориент-ой работы. Др. диагност-е мероприятия могут осущ-ся согласно плану работы учреждения с целью обесп-я выполнения основных задач, а также в случаях необход-ти подготовки психол-педагог-ой хар-ки на отдельных уч-ся. Все диагн-е мероприятия с уч-ся могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Некоторые диагн-е меропр-я, такие как диагн. социально-психол-го климата кл. коллективов, анкетир-е уч-ся и родит.по отдельным проблемам, могут осущ-ся совместно с кл. руководителями и педагогами социальными.

Корр. - развив. – активное воздействие на процесс формир-я личн. в детском возрасте и сохранение ее индивид-ти, осуществляемое на основе совместной деят-ти специалистов обр-го учреждения. Цель – создание усл. для к-либо поддержки всем нуждающимся уч-ся ч/з оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.

Пед-псих. на основании собственных наблюдений, а также наблюдений кл. рук, педагога соц, род, а также на основании результатов диагн-х меропр-ий выделяет гр. детей, нуждающихся в корр-й поддержке. Пед-псих. мотивирует учащихся и их род на посещение корр-х мероп-ий. Включение уч-ся в корр-е гр возможно с разрешения род./лиц, их замещающих. Пед-псих располагает сведениями об учр-ях, орг-ях и специалистах, оказывающих специальные медиц-е, психологич-е, психотерап-е услуги. Направляет уч-ся на конс-ии или в корр-е группы, работающие в региональных центрах, в т.ч. соц-педагог-х, центрах внешк. работы, центрах корр-разв. обуч-я и реабилитации и т. д. На основании реком-й, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и кл. рук-й с целью поддержки результатов корр-й работы с учеником. К-р работа пед-псих в школе ориентирована на корр-ю межл-х отношений в кл, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся ч/з систему больших психол-х игр, малых тренингов с колл-ми кл. значимымнапра-ем разв-ей работы пед-псих явл-ся помощь старшекл. в определении их жизненных планов, в професс-ом и лич-ом самоопред-ии. Псих-г орг-етк-р работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

Консультативная деятельность – оказание помощи обуч-ся, воспитанникам, их родителям, пед-м работникам и др. участникам обр. процесса в вопросах развития, воспит-я и обуч-я посредством спец-но орган-х способов психол. конс-я. Цель работы – оказание помощи уч-ся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач разв-я, социализ-ии, учебных трудностей, проблем взаимоот-й.

Псих-педагог-е конс-е носит хар-р индивид-й или групп.работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-восп-го процесса. Для уч-ся возможны такие консульт-е формы, как телефон доверия, гр. консультации на кл. часах, а также психол-я поддержка в экстренных случаях. Конс. для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информ-е о шк. трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информир-е об особ-тяхвзаимод-я с детьми-подр-ми, характере оказ-я помощи в подготовке д/з и т. п.).

Психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения. Задачи консилиума: 1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся. 2. Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения. 3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития. 4. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций. Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у пед-х работников и руководителей обр-х учр-й потребности в психол-х знаниях, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся; Направлено на приобщение взрослых и детей к психол-м знаниям. Просвет-я деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветит-й работы — знакомство с современным состоянием психол-й науки, основными законом-ми и условиями психичразв-я чел. Просв-я деят-тьпсихол направлена на формир-е представл-я о практ-й значимости психол. знания и психол. помощи формир-ся чел, а также на построение педаго-гго процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психологическая профилактика – предупрежд-е возник-я явлений дезадаптацииобуч-ся, разработка конкретных рекомендаций пед. работникам, родителям по оказ-ю помощи в вопросах воспит, обуч. и развития. Можно говорить о 3 уровнях психопроф-и. 1 ур - первичная профил-ка, направленная на детей, не имеющих значит-х эмоц-х, поведенч-х и учебных проблем. 2 ур - вторичная профил-ка, работа с детьми группы риска, у к.т. замечено появление соответствующих проблем. 3 уровень - третичная проф-ка в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом ур. собственно профилакт-я деят-ть осуществляется параллельно с корр-ой. С уч-ся мероприятия организуются на кл часах, с род. – на родительских собраниях и др. К провед-ю этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образ-й среде данной шк; психол-е сод-е возрастных и кризисных периодов обуч-я; психолог-е аспекты трансформации образования. Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. Перспективное направление нацелено на развитие, становление индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. При этом важнейшая задача - не выявление особо одаренных или талантливых детей, а создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Оба направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая в школе перспективную задачу, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям.

Этические принципы и правила: Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Принцип компетентности психолога. Принцип конфиденциальности. Принцип осведомленного согласия. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Правило безопасности применяемых методик. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Правило адекватности методик.

2.40. Социально – психологический тренинг как метод активного социального обучения. Социально-психологический тренинг направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Задача тренинга: а) овладение определенными социально-психологическими знаниями; б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников; в) осознание целостности социально-психологического бытия людей; г) развитие способности адекватно и понимать себя и других; д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп; е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям. Структура психологических тренинговых занятий Тренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы с детьми, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений. Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем их отслеживать самому. Отработка навыков в серии упражнений. Как правило, это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого то навыка. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего). Межличностная поддержка, обратная связь. Работа с личностью. Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) педагога начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом СПТ. Чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому консультант сознательно строит свою работу по развитию группы. Работа с группой Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовосприятия в тренинге объединяет участников. Группа также нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которые приводят к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи. Можно выделить, по крайней мере, три фазы развития группы: Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников – заинтересованный, у некоторых – скептический. Фаза конфликта. Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Этапы понимания своего «Я»: Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысливание своих особенностей, проявляющихся в общении, является и сутью и эффектом социально-психологического тренинга.Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях: осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?); осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?); осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?); понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?). Роль психолога в тренинге Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий.Экспертная функция. Ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия, умение действовать в межличностном общении в доверительной манере. Он создает в группе эффективные коммуникации, учит быстро реагировать на возникающие ситуации. Он искренен в выражении своих чувств, активен, участвует в процедурах вместе с группой. Методы социально – психологического тренинга: Групповая дискуссия – способ организации общения, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Анализ ситуаций – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» - случаи из личной жизни, имеющие значимость для участников или группы. Ролевая игра – метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание. Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус. Психогимнастика – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Музыкотерапия – метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость. Домашняя работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Участникам предлагают воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятиях, анализа эффективности опыта, полученного в группе, и предложений по собственному улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакций в той или иной ситуации.

2.40. Социально – психологический тренинг как метод активного социального обучения. Социально-психологический тренинг направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Задача тренинга: а) овладение определенными социально-психологическими знаниями; б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников; в) осознание целостности социально-психологического бытия людей; г) развитие способности адекватно и понимать себя и других; д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп; е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям. Структура психологических тренинговых занятий Тренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы с детьми, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений. Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем их отслеживать самому. Отработка навыков в серии упражнений. Как правило, это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого то навыка. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего). Межличностная поддержка, обратная связь. Работа с личностью. Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) педагога начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом СПТ. Чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому консультант сознательно строит свою работу по развитию группы. Работа с группой Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовосприятия в тренинге объединяет участников. Группа также нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которые приводят к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи. Можно выделить, по крайней мере, три фазы развития группы: Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников – заинтересованный, у некоторых – скептический. Фаза конфликта. Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Этапы понимания своего «Я»: Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысливание своих особенностей, проявляющихся в общении, является и сутью и эффектом социально-психологического тренинга.Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях: осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?); осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?); осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?); понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?). Роль психолога в тренинге Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий.Экспертная функция. Ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия, умение действовать в межличностном общении в доверительной манере. Он создает в группе эффективные коммуникации, учит быстро реагировать на возникающие ситуации. Он искренен в выражении своих чувств, активен, участвует в процедурах вместе с группой. Методы социально – психологического тренинга: Групповая дискуссия – способ организации общения, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Анализ ситуаций – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» - случаи из личной жизни, имеющие значимость для участников или группы. Ролевая игра – метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание. Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус. Психогимнастика – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Музыкотерапия – метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость. Домашняя работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Участникам предлагают воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятиях, анализа эффективности опыта, полученного в группе, и предложений по собственному улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакций в той или иной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: