Таблица 1. Сравнительная характеристика дефектов
Первичный дефект | Вторичный дефект |
1.Первичный дефект напрямую связан с биологическим характером болезни (например: слепой ребенок – первичный дефект – нарушение зрения) 2. Первичный дефект может носить характер недоразвития, повреждения, сочетанный дефект 3. Первичный дефект не поддается коррекции. 4.Первичный дефект связан с биологическими нарушениями. 5. На ранних этапах обучения м воспитания основное препятствие создают первичные дефекты. | 1.Вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития (пример: вторичный дефект – нарушение речи) 2. Вторичный дефект – то, на что направлена коррекция, психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется в процессе усвоения социального опыта. 3. Вторичный дефект поддается коррекции и может быть компенсирован. 4. Для вторичного дефекта характерны социальные нарушения 5. Вторичные дефекты создают сложности по мере обучения и воспитания. Вторичные дефекты характерны для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее. Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения (например: для нормального функционирования логического мышления необходимо множество компонентов – сенсорика, речь, пространственные представления. Повреждение этих функций ведет к дефекту логического мышления) В зависимости от места первичного дефекта, вторичное недоразвитие может двигаться снизу вверх и сверху в низ. Определенную роль в возникновении вторичных нарушений оказывает социальная депривация. Независимо от своей специфики дефект создает препятствие общению ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение ребенком знаний, навыков, умений. Если ребенок не становится объектом психолого-педагогических воздействий, то это ведет к микро социально-педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии, ведет к формированию определенного дефекта личности ребенка. |
Схема 1. Опосредующие факторы
- Локализация фактора.
- Интенсивность фактора.
- Экспозиция фактора.
- Частота.
- Возраст.
- Компенсаторные возможности.
- Качество помощи.