Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Таблица 1. Сравнительная характеристика дефектов

Первичный дефект Вторичный дефект
1.Первичный дефект напрямую связан с биологическим характером болезни (например: слепой ребенок – первичный дефект – нарушение зрения) 2. Первичный дефект может носить характер недоразвития, повреждения, сочетанный дефект 3. Первичный дефект не поддается коррекции. 4.Первичный дефект связан с биологическими нарушениями. 5. На ранних этапах обучения м воспитания основное препятствие создают первичные дефекты. 1.Вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития (пример: вторичный дефект – нарушение речи) 2. Вторичный дефект – то, на что направлена коррекция, психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется в процессе усвоения социального опыта. 3. Вторичный дефект поддается коррекции и может быть компенсирован. 4. Для вторичного дефекта характерны социальные нарушения 5. Вторичные дефекты создают сложности по мере обучения и воспитания. Вторичные дефекты характерны для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее. Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения (например: для нормального функционирования логического мышления необходимо множество компонентов – сенсорика, речь, пространственные представления. Повреждение этих функций ведет к дефекту логического мышления) В зависимости от места первичного дефекта, вторичное недоразвитие может двигаться снизу вверх и сверху в низ. Определенную роль в возникновении вторичных нарушений оказывает социальная депривация. Независимо от своей специфики дефект создает препятствие общению ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение ребенком знаний, навыков, умений. Если ребенок не становится объектом психолого-педагогических воздействий, то это ведет к микро социально-педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии, ведет к формированию определенного дефекта личности ребенка.

Схема 1. Опосредующие факторы

    1. Локализация фактора.
    2. Интенсивность фактора.
    3. Экспозиция фактора.
    4. Частота.
    5. Возраст.
    6. Компенсаторные возможности.
    7. Качество помощи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: