Введение. Коммуникативные навыки рассматриваются как неотъемлемая часть додипломного и последипломного медицинского образования

Коммуникативные навыки рассматриваются как неотъемлемая часть додипломного и последипломного медицинского образования, непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи.

Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -2» направлена на развитие знаний об основах эффективного общения с пациентами, изучение этических аспектов профессионального общения, культуральных, религиозных проблем общения.

Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.

Цель дисциплины: формирование и развитие навыков, необходимых для эффективного общения врача с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях (в условиях стационарной, амбулаторной и неотложной медицинской помощи)

Задачи дисциплины:

· совершенствование навыков эффективной коммуникации с различными больными;

· формирование и развитие навыков работы в команде коллег, среднего и младшего медицинского персонала;

· формирование и развитие навыков работы с неизлечимыми больными;

· формирование мотивации на повышение собственной компетентности в области межличностных коммуникаций.

Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

  • понятия о медицинской этике;
  • этические аспекты взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегами;
  • влияние религии, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений пациента на оказание медицинской помощи;
  • права пациента;
  • этические проблемы умирания, реанимации и смерти, понятие об эвтаназии;
  • основные правила сообщения печальных новостей;

Уметь:

  • применять коммуникативные навыки при консультации пациента вне зависимости от его веры, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений;
  • соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;
  • сообщить печальную новость (в ролевой игре);
  • понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача

Владеть навыками:

· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегой;

· непрерывного совершенствования коммуникативной компетентности.

Пререквизиты и постреквизиты дисциплины:

Пререквизиты дисциплины:коммуникативные навыки-1, введение в клинику-1, основы психологии.

Постреквизиты дисциплины:пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия, наркология, скорая неотложная медицинская помощь.

Краткое содержание дисциплины:

Программа дисциплины «Коммуникативные навыки -2» направлена на развитие знаний об основах эффективного общения с пациентами, изучение этических аспектов профессионального общения, культуральных, религиозных проблем общения.

Объектом изучения дисциплины являются виды общения, используемые врачом в профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами.

Тематический план практических занятий

Наименование темы Форма проведения Продолжите- льность
  Медицинская этика:определение, основные принципы и понятия. Значение медицинской этики для медицинской практики Работа в малой группе 2 часа
  Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Подходы к решению этических вопросов/проблем в различных клинических ситуациях. Выявление явных и скрытых потребностей и опасений клиента Дискуссия, деловая игра 2 часа
  Права пациента. Врачебная консультация пациента. Обсуждение плана лечения, получения информированного согласия пациента. Особенности повторного приема сложного (трудного) пациента; пациента с «острым состоянием» Работа в парах 2 часа
  Комплайенс больного. Пути повышения приверженности больного лечению. Роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению Дискуссия, тренинг 2 часа
  Религия, медицина, этика. Влияние религии, социального положения, культуральных различий, ограниченных интеллектуальных и физических возможностей пациентов на оказание медицинской помощи Разбор клинических случаев, контакты с больными 2 часа
  Сообщение печальных новостей. Этические проблемы умирания, реанимации и смерти Дискуссия, деловая игра 2 часа
  Неизлечимые больные, паллиативный уход, общественные дискуссии об эвтаназии. Заключительное занятие по разделу Собеседование 2 часа
  Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами. Особенности межличностного общения с коллегами. Работа в команде Составление плана интервью. Ролевые игры. Работа в малых группах 2 часа
  Лидерские качества и их значение в профессиональной деятельности врача. Факторы, оказывающие влияние на профессиональный рост и успешность врача Работа в отделениях, контакт с пациентами 2 часа
  Информирование и обучение пациентов с хронической патологией. Организация и работа школ для больных (астма-школа, школа диабета, кардиошкола) Работа в отделениях ЛПУ под руководством пр еподавателя 2 часа
  Этические аспекты взаимоотношений врача с медицинскими сестрами и младшим медицинским персоналом. Эффективная коммуникация как способ мотивации среднего и младшего медицинского персонала. Навыки презентации медицинских услуг. PBL– с использованием клинического случая 2 часа
  Ятрогенные болезни, врачебные ошибки. Коммуникативная составляющая факторов, их вызывающих. Пути преодоления Работа в парах 2 часа
  Понятие о конфликтологии. Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения Деловая игра 4 часа
  Понятия о социальной помощи и социальной реабилитации больных. Роль коммуникативных навыков врача в их оказании. Выполнение творческих заданий 2 часа
  Удовлетворенность пациента как главная цель коммуникативной компетентности врача. Обратная связь с пациентом. Работа в малой группе 2 часа
  Итоговая консультация Консультация 2 часа
  Дифференцированный зачет Тестирование и собеседование 2 часа
  Всего часов: 36

Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно на кафедре по субботам с 9.00 час до 13.00 час.

Время рубежного контроля:

специальность 1Курс/1поток/группа дисциплина 5Неделя/дата время
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
специальность 1Курс/2поток/группа дисциплина 5Неделя/дата время
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50
Общая медицина   Коммуникативные навыки-2   08.00-08.50

Время итогового контроля: в соответствии с Академическим календарем

Тематический план СРО

Наименование темы Форма выполнения продолжительность
  Методы оценки удовлетворенности пациента качеством предоставленных медицинских услуг. Эссе  
  Методы оценки коммуникативных навыков врача коллегами. Основы конструктивной критики. Сценарий диалога  
  Правовая ответственность врача за коммуникативную некомпетентность (жалоба больного). Сценарии конфликтных ситуаций  
  Профессиональная культура общения. Метод проекта  
Всего часов: 18

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: