Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..8

НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ И РЕВОЛЮЦИИ………………………………………………………………………………10

I. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………............................................11

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….11

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СФЕРА…………………………………………………….13

КООПЕРАТИВЫ....................................................................................................................15

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА…………………………………………………………………15

ТЕРРИТОРИИ……………………………………………………………………………….16

II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………....16

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………….16

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………….17

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………………………18

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………………...18

ПОЛИТИКА ЦЕН……………………………………………………………………………19

III. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА……………………………………….19

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..19

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ………………………………………………………………….20

ДОЛГ И КРЕДИТЫ………………………………………………………………………….21

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ…………………………………………………………22

СОТРУДНИЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ…………………………….23

IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………...24

НАПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………..24

V. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ, ИННОВАЦИОННАЯ И

АМБИЕНТАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………………….25

НАПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………..25

VI. CОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………………...27

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..27

ОБРАЗОВАНИЕ……………………………………………………………………………...27

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ………………………………………………………………………28

СПОРТ………………………………………………………………………………………..29

КУЛЬТУРА…………………………………………………………………………………..29

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………………………...29

ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА…………………………………………………...30

БЕСПЛАТНЫЕ ЛЬГОТЫ И СУБСИДИИ………………………………………………….30

VII. АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА………………………………………………31

НАПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………..31

VIII. ПРОМЫШЛЕННАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА………………………… 35

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………………..35

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………35

НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ГЛАВНЫХ ОТРАСЛЕЙ……………………………………………36

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА…………………………………………………………..38

IX. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА…………………………………………………..39

НАПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………………………39

X. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА……………………………………………...40

НАПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...40

XI. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛЬЯ

И ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ………………………………………………………..42

НАПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...42

СТРОИТЕЛЬСТВО…………………………………………………………………………...42

ЖИЛЬЕ …………………………………………………………………………………43

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………………….43

XII. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ……………………………………………………44

НАПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...44

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ……………………………………………………...45

РЕЗОЛЮЦИЯ О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ И РЕВОЛЮЦИИ

Шестой съезд Коммунистической партии Кубы обсудил и проанализировал заключительный проект Направлений экономической и социальной политики Партии и Революции в целях актуализации кубинской экономической модели, с тем чтобы гарантировать преемственность и необратимость социализма, экономическое развитие страны и подъем уровня жизни населения в сочетании с необходимым формированием этических и политических ценностей наших граждан.

Направления определяют экономическую систему, которая будет превалировать в будущем и будет основана на социалистической собственности всего народа на основные средства производства, причем должен будет действовать принцип социалистического распределения - «от каждого по способностям, каждому по труду».

Экономическая политика Партии будет соответствовать принципу, что только социализм способен преодолеть трудности и сохранить завоевания Революции и что в актуализации экономической модели будет главенствовать планирование, которое будет учитывать тенденции рынка.

Эти принципы должны быть согласованы с большей автономией государственных предприятий и развитием других форм хозяйствования. Модель будет признавать и развивать, наряду с социалистическим государственным предприятием - главной формой национальной экономики, такие разновидности как иностранные инвестиции, кооперативы, мелких землевладельцев, лиц, имеющих собственность во временном пользовании, арендаторов, работников-частников и другие формы, могущие возникнуть, чтобы содействовать повышению эффективности.

Экономическая политика учитывает концепцию, что социализм означает равенство прав и возможностей для всех граждан, но не эгалитаризм, и подтверждается принцип, что в социалистическом кубинском обществе никто не останется без защиты.

Проект Направлений экономической и социальной политики Партии и Революции был выдвинут на обсуждение и поддержан большинством граждан, при этом в него внесены новые формулировки на основании их предложений, выдвинутых в ходе демократического процесса при широком участии народа.

После оценки заключений пяти работавших на нем комиссий Шестой съезд КПК принимает следующие решения:

Утвердить Направления экономической и социальной политики Партии и Революции с принятыми изменениями.

Ориентировать правительство на создание Постоянной комиссии для их внедрения и развития, которая без ущерба для функций, возложенных на соответствующие органы центрального государственного управления, должна будет контролировать, проверять и координировать действия всех участвующих в этой деятельности, предлагать включение новых направлений и руководить, в координации с компетентными органами, должным распространением процесса.

Рекомендовать Национальной ассамблее народной власти, правительству и соответствующим органам разработать и принять, в зависимости от каждого случая, юридические нормы, необходимые для создания правовой и институционной базы, которая поддерживала бы принятые в будущем функциональные, структурные и экономические изменения.

Возложить на Коммунистическую партию Кубы ответственность контролировать, стимулировать и требовать выполнения принятых Направлений, что предполагает повышение экономической культуры руководителей и членов Партии на всех уровнях. Пленум Центрального Комитета Партии будет анализировать по меньшей мере два раза в год ход актуализации экономической модели и выполнение Плана экономики.

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая основные направления экономической политики в рамках VI съезда Коммунистической партии Кубы, необходимо дать оценку состояния экономики и проблем, которые надо будет решить, принимая во внимание основные события и обстоятельства внешнего и внутреннего характера, прошедшие со времени последнего съезда.

Что касается внешних факторов, то международная обстановка характеризовалась системным структурным кризисом и одновременно экономическим, финансовым, энергетическим, продовольственным и экологическим кризисами, которые оказывают большее воздействие на слаборазвитые страны.

Куба с ее экономикой, зависящей от ее внешних экономических

связей, не избежала воздействия данного кризиса, которое проявилось в нестабильности цен на продукты ее товарообмена, в спросе на ее экспортные товары и услуги, а также в более жестких ограничениях для возможностей получения внешнего финансирования.

Между 1997 и 2009 годами колебания цен на экспорт и импорт принесли стране чистый убыток в размере 10, 9 миллиарда долларов относительно уровня 1997 года. В среднем способность покупки товарного экспорта снизилась на 15 %.

Кроме того, страна испытала на себе ужесточение экономической, торговой и финансовой блокады, навязываемой Соединенными Штатами Америки непрерывно в течение полувека, причем эта ситуация не изменилась с приходом нынешней администрации этой страны и причиняет огромные убытки.

Тем не менее, с конца 2004 года для Кубы открылись новые возможности включения в мировую систему в рамках Боливарианского союза народов Нашей Америки (АЛБА), которые способствовали появлению источников доходов, происходящих от предоставления услуг, в основном медицинских, Венесуэле и другим странам региона. Также существенно расширились торговые и финансовые связи с другими странами, среди которых выделяются Китай, Вьетнам, Россия, Ангола, Бразилия и Алжир.

Значительный ущерб экономике нанесли в этот период климатические явления. Убыток, причиненный 16 ураганами с 1998 по 2008 год, составил 20,564 миллиарда долларов, не включая значительный ущерб, причиненный засухой.

Факторами внутреннего характера являлись такие как низкая эффективность, декапитализация производственной базы и инфраструктуры, старение населения и застой его роста.

Помимо задач, поставленных в Экономической резолюции V съезда, в этот период было необходимо переориентировать некоторые аспекты политики, чтобы противостоять сложным проблемам, вытекающим из международной обстановки, а также тем, что возникали внутри страны.

С другой стороны, что касается функционирования экономики, то начиная с 2003 года произошла значительная централизация механизмов ассигнования и использования иностранной валюты.

Начиная с 2005 года стала очевидной ограниченность экономики в том, чтобы противостоять дефициту финансового счета платежного баланса, банковским удержаниям при перечислении за рубеж и высокой сумме погашения долга; все это привело к большому напряжению в управлении экономикой, в связи с чем пришлось принять различные меры:

  • Укрепить институционность, включая реорганизацию государства и правительства.
  • Сделать упор на концепции, что экономический план должен приспосабливаться к наличным ресурсам.
  • Сделать первоочередной задачей рост и диверсификацию экспорта и замещение импорта, разрабатывая специальные программы и меры для их поддержки, в чем выделяются закрытые схемы финансирования, позволяющие использовать иностранную валюту в децентрализованной форме.
  • Пересмотреть и переориентировать инвестиционную политику, чтобы придать ей большую комплексность, избегать иммобилизации ресурсов и других недостатков. В соответствии с этим были перераспределены имеющиеся в наличии внешние кредиты, они были направлены на выполнение задач, которые в короткие сроки имели бы больший эффект в платежном балансе.
  • Перепланировать выплату внешнего долга.
  • Структурные преобразования и преобразования в деятельности сельскохозяйственного сектора; издание Декрета-закона 259 о передаче в пользование пустующих государственных земель с целью повышения производства продуктов питания и сокращения их импорта.
  • Дополнительные меры для экономии энергоносителей, которые включают организационные аспекты, такие как реорганизация перевозки грузов.
  • Начало значительной группы промышленных инвестиций стратегического характера, имеющих значение для будущего развития страны.
  • С тем, чтобы облегчить нагрузку на государство в некоторых предоставляемых услугах, начали проводить такие эксперименты как замена рабочих столовых и транспорта для работников другими вариантами; сдача в аренду парикмахерских и такси людям, занимающимся этим видом деятельности.

Несмотря на принятие вышеупомянутых мер, ввиду существующего сложного положения остаются нерешенными главные проблемы, ограничивающие экономическую деятельность, поэтому необходимо:

  • Начать использование еще пустующих земель и поднять производительность сельского хозяйства.
  • Восстановить экспортную мощность в традиционных статьях; устойчиво повышать и диверсифицировать экспорт товаров и услуг, а также снизить высокую зависимость от импорта с целью изменения внешней финансовой ситуации.
  • Искать альтернативы для источников финансирования, чтобы остановить процесс декапитализации промышленности и производственной инфраструктуры страны.
  • Предоставить в рамках плана большие полномочия предприятиям и эффективно стимулировать инициативу территорий, чтобы обеспечить их устойчивое экономическое развитие.
  • Проводить процесс реструктурации занятости и заработной платы, учитывая негосударственные формы деятельности, где это будет целесообразно, направленный на устранение раздутых штатов во всех сферах экономики с гарантией того, чтобы работа стала главной формой получения доходов населением.
  • Увеличить производительность труда, поднять дисциплину и заинтересованность в заработной плате и стимулировании, устраняя эгалитаризм в механизмах распределения и перераспределения дохода. Частью этого процесса будет необходимость устранить необоснованные льготы и чрезмерные субсидии.
  • Укрепить координацию макроэкономической политики и завершить исследования в целях ликвидации двойной валюты и совершенствования политики валютного обмена.
  • Управление экономикой посредством системы планирования было сконцентрировано в основном на внешних проблемах, что в сочетании с недостаточно комплексным подходом к задачам плана содействовало сохранению диспропорции и несоответствию планов предприятий плану национальной экономики.

Решение столь сложных проблем требует стратегического среднесрочного и долгосрочного видения, в силу чего с середины 2009 года по май 2010 года Министерство экономики и планирования при участии организаций и учреждений разработало план экономики до 2015 года.

Разработка плана доказала, что решение макроэкономических диспропорций и имеющихся проблем эффективности является необходимым для будущего развития страны и что, следовательно, на пятилетие 2011-2015 годов экономическая политика, основанная на принятом плане, должна решить вышеуказанные проблемы.


НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ И РЕВОЛЮЦИИ

Экономическая политика, которая будет проводиться в нашей стране, по-прежнему будет основана на социалистической собственности всего народа на основные средства производства, причем должен будет действовать принцип социалистического распределения – «от каждого по способностям, каждому по труду».

Экономическая политика на новом этапе будет соответствовать принципу, что только социализм способен преодолеть трудности и сохранить завоевания Революции и что при актуализации экономической модели будет главенствовать планирование, а не рынок. Централизованное планирование экономики и систематический контроль, который должны осуществлять государство, правительство и его учреждения, будут гарантией эффективного функционирования систем.

Эти принципы должны быть согласованы с большей автономией государственных предприятий и развитием негосударственных форм хозяйствования в производстве и сфере услуг, чтобы добиться большего высвобождения производительных сил, увеличения производства и повышения уровня жизни населения.

В этом контексте будет необходимо поднимать экономическую культуру всего населения, и особо важной становится должная подготовка руководителей, а также необходимость сохранять этику, что вместе с чувством долга и революционной восприимчивостью должно быть решающим в их ежедневном поведении.

В предлагаемой экономической политике принимается во внимание, что социализм - это равенство прав и равенство возможностей для всех граждан, но не эгалитаризм. Работа – это право и одновременно обязанность, основание для личной реализации каждого гражданина, и она должна быть вознаграждена в соответствии с ее количеством и качеством.

С учетом нынешних условий и международной обстановки, которую можно предвидеть, экономическая политика должна быть направлена на решение проблем экономики посредством двух типов решений, которые требуют взаимосвязанности:

  • Краткосрочные решения, направленные на устранение дефицита платежного баланса, которые способствуют возникновению внешних доходов и замещению импорта и в свою очередь решают проблемы, имеющие наибольшее непосредственное воздействие на экономическую эффективность, заинтересованность в работе и распределение доходов и создающие необходимые инфраструктурные и производственные условия, которые позволили бы перейти на более высокий этап развития.
  • Решения в целях устойчивого развития, более долгосрочные, которые позволили бы добиться в высокой степени самообеспечения продуктами питания и энергией, эффективного использования человеческого потенциала, высокой конкурентоспособности традиционных продуктов, а также разработки новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Актуализация экономической модели и применение связанных с этим мер будут осуществляться с подтверждением принципа, что в кубинском социалистическом обществе никто не останется без защиты.

В этих целях были определены направления в каждой из сфер, составляющих экономическую и социальную политику.

Направления экономической и социальной политики являются выражением воли народа, содержащейся в политике Партии, государства и правительства Республики Куба, актуализировать кубинскую экономическую модель, с тем чтобы гарантировать преемственность и необратимость социализма, экономическое развитие страны и подъем уровня жизни населения в сочетании с необходимым формированием этических и политических ценностей наших граждан.

При их разработке принимался во внимание опыт прошлого, эволюция и будущие тенденции на мировой экономической и политической арене, а также ситуация кубинской экономики в данном контексте, причем все это подтверждается результатами осуществленных среднесрочных планов.

I. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Социалистическая система планирования продолжит оставаться главным путем в управлении национальной экономики и должна быть преобразована в своих методологических и организационных аспектах, а также в осуществлении контроля Планирование должно принимать во внимание рынок, оказывая на него влияние и учитывая его характеристики.

2. Модель деятельности признает и поощряет, помимо социалистического государственного предприятия, являющегося главной формой национальной экономики, разновидности иностранных инвестиций, предусмотренные законом (совместные предприятия, договора о международной экономической ассоциации и другие), кооперативы, мелких землевладельцев, лиц, имеющих собственность во временном пользовании, арендаторов, работников-частников и другие формы, все из которых вместе должны содействовать повышению эффективности.

3. В формах негосударственной деятельности не будет допускаться концентрация собственности юридическими и физическими лицами.

4. Структурные, функциональные, организационные и экономические

изменения предпринимательской системы, бюджетных подразделений и государственного управления в целом будут осуществляться по плану, с соблюдением порядка и дисциплины на основе утвержденной политики, с информированием трудящихся и выслушивая их мнения, что делает обязательным процесс подготовки во всех структурах, который облегчит его осуществление.

5. Планирование охватит государственную предпринимательскую систему, бюджетные учреждения, международные экономические ассоциации и будет регулировать другие применяемые негосударственные формы, будучи более объективным на всех уровнях. Новые методы планирования изменят формы контроля над экономикой. Территориальное планирование также будет принимать во внимание эти преобразования.

6. Разделение государственных и предпринимательских функций будет проводиться постепенно и упорядоченно, при том что определение норм является основным для достижения поставленных целей.

7. Добиться того, чтобы предпринимательская система страны состояла из эффективных и хорошо организованных предприятий, и образовать новые организации управления предприятиями более высокого уровня. Будет развиваться сотрудничество между предприятиями для обеспечения большей эффективности и качества. Будут разработаны правовые нормы в целях регулирования всех этих аспектов.

8. Расширение полномочий руководства учреждений будет связано с повышением их ответственности за эффективность и в деле контроля за использованием персонала и находящимися в их ведении материальными и финансовыми ресурсами, в сочетании с необходимостью требовать ответа с тех руководителей, которые своими решениями, действиями или упущениями наносят экономике ущерб и убытки.

9. Будут развиваться рынки снабжения, где будут продавать по оптовым ценам несубсидированные товары и оказывать услуги по аренде средств и оборудования для предпринимательской, для бюджетной системы и для других форм негосударственной деятельности.

10. Экономические отношения между предприятиями, бюджетными учреждениями и формами негосударственной деятельности будут отражены в экономических контрактах, и будут предъявляться требования к качеству процесса переговоров, составлению, подписанию, выполнению, предъявлению рекламаций и контролю выполнения контрактов как главного инструмента для экономической деятельности.

11. Внешний контроль предпринимательской деятельности будет основан главным образом на экономико-финансовых механизмах, не исключая административных, причем будет ликвидировано нынешнее бремя проверок и рационализированы системы информации.

12. Повышение ответственности и расширение полномочий предприятий делает необходимым требовать этических действия со стороны предприятий и их руководителей, а также укрепить их систему внутреннего контроля, чтобы добиться желаемых результатов, касающихся выполнения планов и целей, эффективно, упорядоченно, с соблюдением дисциплины и полным соблюдением законности.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СФЕРА

13. Будут ясно определены полномочия и финансовые инструменты, какими будут пользоваться предприятия для управления производством товаров и услуг. Предмет их деятельности будет более гибким, чтобы они могли максимально реализовать свои возможности в соответствии с нормами.

14 Внутренними финансами предприятий не смогут распоряжаться инстанции, не имеющие к ним отношения, это только может осуществляться посредством законно установленной процедуры.

15. В Экономическую модель будет включено Предпринимательское совершенствование, чтобы сделать предприятия более эффективными и конкурентоспособными.

16. Предприятия определяют и управляют своим оборотным и инвестиционным капиталом до предела, предусмотренного планом.

17. Государственные предприятия или кооперативы, которые в своих финансовых балансах постоянно показывают убытки, недостаточность оборотного капитала и не могут своими активами оплатить взятые обязательства или дают отрицательные результаты при аудитах финансового состояния, будут подвергнуты процессу ликвидации или могут быть преобразованы в другие формы негосударственной деятельности в соответствии с установленными для этого положениями.

18. Отменяются субсидии предприятиям в связи с убытками, и как правило они не будут получать бюджетное финансирование для осуществления производства товаров и услуг.

19. Предприятия смогут на основе прибыли, после выплаты налогов и выполнения других обязательств перед государством и установленных требований, создавать фонды для развития, инвестиций и стимулирования работников.

20. Доходы работников и руководителей государственных предприятий и негосударственных форм деятельности будут зависеть от полученных результатов.

21. Предприятия и кооперативы будут выплачивать Совету муниципального управления, на территории которого они действуют, определяемый централизованно налог, с учетом особенностей каждой муниципии, для содействия развитию территории.

22. Предприятия после выплаты налогов будут вносить часть своих доходов, чтобы создать в вышестоящей организации, руководящей предпринимательской деятельностью, компенсационный фонд для случаев финансового дисбаланса.

23. Предприятиям будет предоставлена самостоятельность в утверждении своего штатного расписания с соблюдением показателей, установленных планом, что поможет избежать ненужного увеличения штатов.

24..Исследовательские центры, связанные с производством и предоставлением услуг, должны являться частью предприятий или вышестоящих организаций управления предпринимательской деятельностью всегда, когда это возможно, таким образом, чтобы можно было эффективно связать их исследовательскую работу с соответствующим производством.


КООПЕРАТИВЫ

25. Кооперативы первой категории создаются в различных секторах как социалистическая форма коллективной собственности, они являются экономической организацией, обладающей юридическим лицом и собственным имуществом, и состоят из лиц, вносящих товары и работу, которые объединяются, чтобы производить и оказывать полезные обществу услуги и берут на себя все расходы, покрывая их своими поступлениями.

26. Юридический регламент кооперативов должен гарантировать, чтобы они, будучи социальной собственностью, не продавались и не передавались другим кооперативам, негосударственным формам деятельности и физическим лицам.

27. Кооперативы поддерживают контрактные отношения с другими кооперативами, предприятиями, бюджетными подразделениями и другими негосударственными формами и после выполнения обязательств перед государством могут осуществлять свободную продажу без посредников в соответствии с разрешенной им экономической деятельностью.

28. Кооперативы на основе установленного в соответствующем Юридическом регламенте определяют после выплаты установленных налогов и сборов денежные поступления работников и распределение прибыли.

29. Кооперативы второй категории создаются из кооперативов первой категории, они обладают юридическим лицом и собственным имуществом и образуются в целях организации дополнительных сходных процессов или добавления стоимости продуктам и услугам своих партнеров (по производству, услугам и реализации), или осуществляя совместные закупки и продажи, чтобы достичь большей эффективности.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

30. Бюджетные подразделения выполняют государственные и правительственные функции, а также другие задачи, такие как обслуживание в области здравоохранения и образования. Им устанавливаются цели деятельности, функции, обязанности и полномочия.

31. Количество бюджетных подразделений будет сокращено до минимума, который гарантировал бы выполнение определенных им функций, причем должен преобладать критерий максимальной экономии государственного бюджета в отношении материальных и финансовых ресурсов при гарантии эффективного и качественного обслуживания.

32. Не будут создаваться бюджетные подразделения для предоставления производственных услуг и производства товаров. Бюджетные подразделения, которые смогут финансировать свои расходы посредством доходов и создавать излишки, перейдут на систему самофинансирования, продолжая при этом выполнять определенные им функции и полномочия, или после предварительного утверждения превратятся в предприятия.

33. Бюджетным подразделениям, которые смогут покрыть своими поступлениями только часть своих расходов, будет утверждена часть расходов, которая будет финансироваться государственным бюджетом.

34. Будет разработана система управления, которая будет руководить организационной и экономической деятельностью и контролировать бюджетные подразделения, упрощая их бухгалтерский учет.

ТЕРРИТОРИИ

35. Советы провинциального и муниципального управления будут выполнять государственные функции и не будут прямо вмешиваться в деятельность предприятий.

36. Будут установлены правила для отношений между государственными функциями, которые будут выполнять секторные управления в провинциях и муниципиях, и функциями органов центрального государственного управления, где будут четко определены границы, связи, рабочий регламент и применяемые методы деятельности.

37. Разработка местных проектов, выполняемых под руководством Советов муниципального управления, в особенности касающихся производства продуктов питания, должна являться рабочей стратегией для самообеспечения муниципии, причем делается упор на развитие минипредприятий и центров услуг; главным элементом этих усилий явится принцип самофинансирования, который будет гармонично согласован с задачами плана национальной экономики и муниципий. Местные проекты после их осуществления будут управляться экономическими предприятиями, находящимися в муниципии.

II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

38. Добиться большей координации между задачами плана национальной экономики и разработкой и охватом денежной и налоговой политики.

39. Добиться внешнего финансового равновесия, исходя из должного соотношения между доходами и затратами в свободно конвертируемой валюте страны в соответствии с динамикой экономики.

40. Гарантировать должное распределение созданных богатств между непосредственным потреблением и накоплением. Также установить связь между потреблением, осуществляемым на основе личных доходов, и социальными фондами потребления, которая стимулировала бы производительность труда.

Процесс планирования в производстве товаров и услуг должен гарантировать следующее:

41. Связь между ростом производительности труда и средними доходами трудящихся, которая не нарушала бы ни внутреннего денежного равновесия, ни эффективности национальной экономики.

42. Устойчивое повышение эффективности как основы экономического развития, которое позволило бы добиться прогрессивного снижения поддержки, предоставляемой государством, и содействовало бы улучшению по мере возможности предложения основных продуктов и услуг населению.

43. Необходимый динамизм секторов, увеличивающих экономическое богатство страны, который должным образом обеспечивал бы ресурсы, необходимые для предоставления социальных услуг.

44. Должное соотношение между импортным компонентом отечественного производства и способностью экономики создавать доходы в иностранной валюте.

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

45. Денежное планирование на короткий, средний и длительный срок должно добиться достижения комплексного внутреннего и внешнего денежного равновесия.

46. Направить денежную политику на регулирование количества денег в обращении и уровня кредитов на основе установленного планом, чтобы содействовать достижению стабильности обменного курса и покупательной способности валюты, а также упорядоченному развитию экономики.

47. В соответствии с денежной политикой установить требуемые правила эмиссии и своевременно использовать показатели, позволяющие осуществлять ее контроль.

48. Разработать более рациональную и обоснованную систему процентных ставок, а также способствовать применению инструментов денежной политики, чтобы действовать в случае конъюнктурных дисбалансов на основе укрепления отношений между учреждениями национальной банковской системы.

49. Соответствие между ростом количества денег у населения и розничным товарооборотом, а также возможность планированно управлять этим отношением продолжит оставаться ключевым инструментом для достижения денежной и валютной стабильности в данном секторе – это необходимое условие для продвижения в сторону восстановления функционирования закона о социалистическом распре

50. Применять кредитную политику, направленную в основном на предоставление необходимой поддержки тем видам деятельности, которые стимулируют национальное производство, создают валютные поступления или замещают импорт, а также другим, гарантирующим экономическое и социальное развитие.

51. Установить необходимые механизмы и условия, которые гарантировали бы гибкость в предоставлении кредитов и их выплату.

52. Увеличить и диверсифицировать предоставление населению кредитов на покупку товаров и услуг с учетом гарантий, требуемых банками, способности выплаты, должного денежного равновесия и запланированных макроэкономических показателей.

53. Оказывать необходимые банковские услуги, включающие предоставление кредитов негосударственному сектору, чтобы способствовать его должному функционированию, изучая возможность создания счетов капитализации для приобретения оборудования и других целей.

54. Гарантировать должное соотношение между процентными ставками, выплачиваемыми банками за депозиты, и теми, которые взимаются за предоставленные кредиты.

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

55. Эта политика будет направлена на валютную унификацию с учетом производительности труда и эффективности механизмов распределения и перераспределения. Ввиду его сложности этот процесс потребует тщательной подготовки и выполнения, как в объективном, так и в субъективном плане.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

56. Налоговая политика должна способствовать устойчивому росту эффективности экономики и денежных поступлений в государственный бюджет с целью поддержания государственных расходов на запланированном уровне и сохранения должного финансового равновесия с учетом особенностей нашей экономической модели.

57. Налоговая система будет основываться на принципах всеобщности и равенства налогового бремени. При ее применении будет учитываться экономическая способность субъектов, которые должны ее выполнять, и характеристики территорий. Будут применяться большие обложения на самые высокие доходы, чтобы способствовать, также этим путем, уменьшению неравенства среди граждан.

58. Применять специальный дифференцированный и гибкий режим налогообложения, чтобы стимулировать сельскохозяйственное производство.

59. Изучить применение налоговых стимулов, которые содействовали бы упорядоченному развитию негосударственных форм деятельности.

60. Налоговая система должна постепенно расширяться, чтобы повысить ее эффективность как элемента перераспределения поступлений, одновременно содействуя применению политики, направленной на совершенствование модели экономической деятельности.

61. Сохранять применение налоговых стимулов, которые способствовали бы повышению национального производства в ключевых секторах экономики, в особенности экспортных фондов и фондов, замещающих импорт, а также развитию на местах и охране окружающей среды.

62. Актуализировать в рамках экономической модели роль системы таможенных пошлин, отводя первоочередную роль преференциальным таможенным режимам и освобождению от таможенных пошлин, какие будет сочтено целесообразным предоставлять в соответствии с принципом, что экспортные фонды и продукция, замещающая импорт, должны быть рентабельными.

63. Развивать налоговую культуру и социальную ответственность населения и предприятий страны за неуклонное выполнение налоговых обязательств, чтобы формировать гражданский долг, заключающийся во внесении вклада в поддержание социальных расходов и высокого уровня налоговой дисциплины.

64. Расходы, запланированные в бюджете, будут производиться в соответствии с реальными возможностями финансовых ресурсов, создаваемых экономикой страны, и их использование будет идти рационально, чтобы гарантировать уровень запланированной деятельности без ущерба качества.

65. Укрепить механизмы налогового контроля, которые гарантировали бы выполнение налоговых обязательств, а также сохранение и рациональное использование государственного имущества и ресурсов.

ПОЛИТИКА ЦЕН

66. Установить политику цен в соответствие с актуализацией экономической модели.

67. Полностью пересмотреть систему цен, что позволит правильно измерять экономические факты, поощрять эффективность, рост экспорта и замещение импорта.

68. Сохранится централизованный характер определения цен на товары и услуги, которые будет сочтено нужным урегулировать в экономическом и социальном плане, при децентрализации остальных.

69. Продолжить постепенную отмену чрезмерных субсидий и ненужных льгот в отношении товаров и услуг, формируя розничные цены исходя из их себестоимости, чтобы не прикрывать неэффективность, и принимая во внимание уровень доходов населения.

70. Совершенствовать в государственной сети отношения между ценами и качеством сходных товаров и услуг, избегая неоправданной разницы в ценах.

71. Будут приняты меры, направленные на обеспечение, по мере возможности, стабильности цен на предложения негосударственного сектора, в особенности в видах деятельности, связанных с основными потребностями населения, с учетом ситуации в экономике.

III. ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

72. Обеспечить комплексное применение торговой, налоговой, кредитной, таможенно-тарифной, трудовой и других направлений политики, гарантирующих в самое короткое время достижение ожидаемых результатов во внешней торговле Кубы в плане развития экспорта и эффективного замещения импорта.

73. Проявлять максимальную настойчивость в работе, направленной на повышение кредитоспособности страны в ее международных экономических связях посредством строгого выполнения принятых обязательств.

74. Продолжать уделять максимальное внимание вопросам подбора руководящих кадров и должностных лиц, отвечающих за продвижение экономических интересов страны на международной арене, и контролю за их работой, в особенности их этическому поведению и технической подготовке. Усилить экономическую, финансовую, техническую и юридическую подготовку различных команд или групп, ведущих переговоры.

75. При выполнении любой деятельности, проводящейся в стране в плане международных экономических отношений, применять принцип «тот, кто принимает решения, не проводит деловые переговоры».

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

76. Увеличивать и консолидировать доходы по статье экспорта товаров и услуг, для чего необходимо разрешить все те ситуации внутреннего характера, которые сейчас препятствуют экспорту, создать настоящую заинтересованность в экспорте на всех уровнях и обосновывать все самые важные и стратегические решения объективным и актуализированным исследованием рынка.

77. Диверсифицировать пункты назначения экспортируемых товаров и услуг, при этом продолжая предоставлять приоритет и уделять внимание главным партнерам страны, и добиваться большей стабильности в получении доходов.

78. Диверсифицировать структуру экспорта товаров и услуг, предпочтительно тех, которые имеют большую добавленную стоимость и технологическое содержание.

79. Расширять и укреплять механизмы защиты цен на продукты, котируемые на бирже и продаваемые Кубой (никель, сахар, нефть, кофе и другие) как путь защиты уровня запланированных цен.

80. Разработать комплексную стратегию экспорта услуг, в частности профессиональных, которая отдает приоритет продаже проектов и технологических решений и предусматривает гибкий анализ найма индивидуальной рабочей силы. Сюда будет включено создание соответствующих правовых рамок и эффективных коммерческих структур, способных продвигать создание ассоциаций с иностранным капиталом, что обеспечило бы оптимальное использование созданных в стране потенциалов.

81. Разработать и ввести в действие стратегию, которая обеспечивала бы новые рынки для экспорта медицинских услуг и продуктов медико-фармацевтической промышленности.

82. Восстановить и укрепить рынки экспорта морепродуктов (лангустов и креветок), а также пересмотреть и сделать более гибкими действующие схемы реализации.

83. Предприятия и организации, связанные с экспортом, должны гарантировать соответствие товаров и услуг, предназначенных на международные рынки, самым высоким стандартам качества.

84. Гарантировать устойчивость производственного цикла экспортных статей и разработать соответствующие этому схемы.

85. Добиться большей эффективности в импортной деятельности страны, делая упор на ее рациональность и качество посредством реорганизации предприятий, осуществляющих внешнюю торговлю, с лучшим определением номенклатур продуктов, чтобы эффективно использовать покупательную способность страны.

86. В числе других факторов, содействовать эффективности процесса импорта посредством развития оптового рынка и, в особенности, реорганизации консигнационной деятельности.

87. Содействовать ускоренному и эффективному процессу замещения импорта путем механизмов, которые стимулировали бы и гарантировали бы как можно более полное использование всех мощностей, имеющихся в стране в сфере сельского хозяйства, промышленности, услуг и людских ресурсов.

88. Предприятия по импорту машин и оборудования должны вести систематическую работу по выявлению мощностей для национального производства продукции по статьям, входящим в их номенклатуру товаров, и на этой основе продвигать заключение взаимовыгодных соглашений между предприятиями кубинской машиностроительной промышленности и иностранными изготовителями, с которыми они поддерживают отношения, чтобы посредством передачи технологий, технической помощи и других действий приступить к постепенному замещению импорта, в особенности деталей и запасных частей.

89. Продвигать заключение международных соглашений по сотрудничеству и дополняемости в промышленности, которые способствовали бы экспорту продукции с большей добавленной стоимостью.

90. Разработать и ввести в действие механизмы для рассмотрения заявок на импорт, возникающих в негосударственных производственных секторах, и для реализации потенциальных экспортных фондов.

91. Повышать эффективность деятельности предприятий, связанных с внешней торговлей, ставя на первое место правильный анализ рынка и цен в международном контексте, должное использование условий конкуренции и комплексный подход к формулировке и контролю контрактов.

ДОЛГ И КРЕДИТЫ

92. Ускорить процесс реструктуризации краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного внешнего долга, сказывающегося на функционировании национальной экономики. Разработать и применять гибкие стратегии реструктуризации, направленные на выплату долга, и завершить эти процессы как можно скорее, так чтобы это способствовало устойчивому росту экономики, что открывает доступ к новым источникам финансирования.

93. Обеспечить строгое выполнение обязательств, принятых при реструктуризации долгов.

94. Обеспечить включение полученных внешних финансирований в план национальной экономики, чтобы они не являлись причиной ухудшения внешнего финансового положения страны.

95. Разработать политику по согласованию новых кредитов и их рациональному использованию, а также по управлению и контролю уровня задолженности страны. Пересмотреть существующие постановления и издать новые, какие могут потребоваться для обеспечения осуществления этой политики.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

96. Продолжать способствовать участию иностранного капитала в дополнение к национальным капиталовложениям в сферах, представляющих интерес для страны, в соответствии с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами экономического и социального развития.

97. Гарантировать, чтобы привлечение иностранных инвестиций удовлетворяло выполнению различных задач, таких как доступ к передовым технологиям, методы управления, диверсификация и расширение экспортных рынков, замещение импорта, предоставление среднесрочного и долгосрочного внешнего финансирования для строительства производственного объекта и/или создания рабочего капитала для его функционирования, а также создание новых рабочих мест.

98. Совершенствовать нормы и процедуры оценки, утверждения и осуществления участия иностранных инвестиций, ускоряя этот процесс. Будет учрежден строгий контроль над выполнением норм, процедур и обязательств, принятых на себя иностранным партнером при учреждении любой из форм иностранных инвестиций.

99. Следует установить предел времени для тех уже созданных форм иностранных инвестиций, которые не могут начать свою деятельность в предусмотренный срок, и принять решение об их дальнейшей судьбе во избежание того, чтобы они продолжали бесконечно поглощать ресурсы и увеличивать свою неэффективность.

100. При учреждении иностранной инвестиции в стране в любой из ее форм способствовать привлечению в страну новых доходов в дополнение к заработной плате, налогам и дивидендам посредством предоставления различных услуг и поставкам со стороны национальных предприятий.

101. В процессе продвижения инвестиций содействовать диверсификации в участии предпринимателей разных стран.

102. Разработать и постоянно актуализировать портфель инвестиций в целях возможных переговоров с иностранным участием.

103. Способствовать созданию Специальных зон развития, которые позволили бы увеличить экспорт, эффективно замещать импорт, разрабатывать высокотехнологичные проекты и стимулировать местное развитие, а также содействовали бы созданию новые источников занятости.

104. Обеспечить соответствие экономической деятельности международных экономических ассоциаций тому, что предусмотрено в Плане национальной экономики.

105. Оценить деятельность уже существующих ассоциаций с иностранным капиталом и осуществить необходимые действия, чтобы привести их в соответствие с требованиями страны.

106. В числе вариантов финансирования посредством иностранных инвестиций проанализировать те промышленные предприятия, которые хотя и не являются экспортирующими, необходимы для обеспечения выпуска других видов продукции, основных для экономики или для замещения импорта.

107. Поощрять, если только это обосновано экономически и целесообразно, учреждение предприятий и объединений за рубежом, которые способствовали бы тому, чтобы интересы Кубы заняли лучшие позиции на внешних рынках.

СОТРУДНИЧЕСТВО

108. Обеспечить, чтобы все действия по международному сотрудничеству, получаемому и предлагаемому Кубой, были включены в План национальной экономики таким образом, чтобы была гарантирована их комплексность.

109. Совершенствовать и дополнять юридические и нормативно-правовые рамки как для оказания экономического и научно-технического сотрудничества, так и для его получения.

110. Продолжать развивать международную солидарность путем сотрудничества, оказываемого Кубой, и учредить экономические и статистические реестры, необходимые для проведения нужных анализов, в особенности затрат.

111. При оказании Кубой солидарного сотрудничества по мере возможности учитывать компенсацию, по крайней мере, затрат.

112. Поощрять многостороннее сотрудничество, в особенности с институтами системы Организации Объединенных Наций, которые направляют в нашу страну финансовые и технологические ресурсы в соответствии с приоритетами национального развития.

113. В отношениях с организациями международного сотрудничества отдавать приоритет материальной и технологической поддержке в целях осуществления задач, направленных на использование различных источников обновляемой энергии.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

114. Считать приоритетным участие в Боливарианском союзе народов Нашей Америки (АЛБА) и вести быструю и интенсивную работу по координации, сотрудничеству и экономической дополняемости в короткий, средний и долгий срок в целях достижения и углубления его экономических, социальных и политических задач.

115. Продолжать в качестве стратегической цели принимать активное участие в процессе экономической интеграции со странами Латинской Америки и Карибского региона и далее участвовать в региональных схемах торговой интеграции, членом которых смогла стать Куба, – это Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Ассоциация карибских государств (AКГ), ПЕТРОКАРИБЕ и другие, и продолжать укреплять единство между их членами.

IV. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

НАПРАВЛЕНИЯ

116. Основные инвестиции, которые предстоит сделать, будут соответствовать стратегии краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного развития страны, при этом необходимо искоренить спонтанность, импровизацию, поверхностность, невыполнение планов, нехватку глубины в технико-экономических обоснованиях и отсутствие комплексного подхода при совершении инвестиций.

117. Будет являться самой приоритетной деятельность по технологическому обслуживанию и по сохранности зданий во всех сферах экономики.

118. Инвестиции будут направлены в первую очередь в производственную сферу и в сферу услуг с целью получения доходов в ближайший срок, а также на вложения в инфраструктуру, необходимую для устойчивого развития экономики страны.

119. Повысить требовательность и контроль со стороны органов центрального государственного управления и советов управления в том, что входит в их компетенцию в их роли центральных инвесторов, чтобы они обеспечили поэтапный комплексный подход к процессу, начиная с концепции и кончая оценкой результатов

120. Будет повышено качество и четче определена степень очередности генеральных планов территориального и городского упорядочения на уровне страны, региона, провинции и муниципии, их соответствие со среднесрочными и долгосрочными экономическими планами и с планом инвестиций, принимая во внимание сейсмические угрозы и другие стихийные бедствия. Гарантировать глубину, оперативность и сроки получения ответов в обязательных процессах консультаций, возрождая территориальную и городскую дисциплину.

121. Будут созданы условия для достижения децентрализации плана инвестиций и изменения его концепции, предоставляя полномочия по утверждению инвестиций органам центрального государственного управления, советам управления, предприятиям и бюджетным учреждениям

122. Договор должен стать рабочим инструментом при планировании и контроле на всех этапах инвестиционного процесса, обеспечивая конечный результат инвестиций с необходим качеством и в сроки, предусмотренные в графике их исполнения.

123. Утверждаемые капиталовложения, как правило, должны представить доказательства того, что они способны окупиться своими собственными результатами, и должны осуществляться с использованием внешнего кредита либо собственного капитала, погашение которых будет производиться на основе средств, полученных в результате самой инвестиции.

124. Установить график осуществления инвестиций, который позволил бы свести до минимума иммобилизацию средств в объектах, требующих длительного исполнения. Предпочтительно в первую очередь осуществлять объекты, приносящие наиболее быстрые результаты, или те, которые улучшают комплексность самых важных объектов.

125. В исполнении долгосрочных объектов необходимо установить поэтапные приоритеты, которые могут войти в эксплуатацию независимо от остальных и немедленно начать окупаться.

126. В инвестиционных проектах промышленного сектора – создателя капитальных и промежуточных товаров для национальной экономики – следует предоставлять первоочередность стратегическим задачам страны.

127. В международных экономических ассоциациях будут и впредь осваиваться и вводиться новые методы управления инвестиционными процессами, а также проектными и строительными организациями. В порядке исключения следует рассмотреть возможность участия иностранных строителей и проектировщиков в целях обеспечения осуществления инвестиций, требующих этого в силу их сложности и важности.

128. Оценить возможность проведения тендеров услуг по проектированию и строительству между кубинскими учреждениями, предлагая их нормы и способы осуществления, чтобы повысить эффективность, конкурентоспособность и качество, требуемые в инвестиционном процессе страны.

V. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ, ИННОВАЦИОННАЯ И АМБИЕНТАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

НАПРАВЛЕНИЯ

129. Разработать комплексную научно-технологическую, инновационную и амбиентальную политику, которая принимала бы во внимание ускорение ее процессов изменения и растущую взаимосвязь, чтобы дать ответ на потребности развития экономики общества в короткий, средний и длительный срок, направленную на повышение экономической эффективности, расширение экспортных статей с большой добавленной стоимостью, замещение импорта и на удовлетворение нужд населения, стимулируя его участие в социалистическом строительстве при охране окружающей среды, национального достояния и культуры.

130. Принять необходимые меры по функциональной и структурной реорганизации и актуализировать соответствующие юридические инструменты, чтобы добиться комплексной и эффективной деятельности Системы науки, технологии, инновации и окружающей среды.

131. Сохранять и развивать достигнутые результаты в сфере биотехнологии, медико-фармацевтического производства, индустрии программного обеспечения и процесса информатизации общества, базовых наук, естественных наук, изучения и использования обновляемых источников энергии, образовательных и социальных технологий, передачи промышленной технологии, производства передового высокотехнологичного оборудования, нанотехнологии и научных и технологических услуг с высокой добавленной стоимостью.

132. Совершенствовать организационные, юридические и институционные условия для установления типов экономической организации, которые гарантировали бы сочетание научных исследований и технологических инноваций, быструю и эффективную разработку новых продуктов и услуг, их эффективное производство в соответствии с надлежащими стандартами качества и деятельность по реализации внутри страны и за рубежом, что явится вкладом в общество и стимуляцией воспроизводства цикла. Распространить эти концепции на научную деятельность в университетах.

133. Продолжать и развивать комплексные исследования в целях охраны, сохранения и реабилитации окружающей среды и привести амбиентальную политику в соответствие с новыми тенденциями в экономической и социальной сфере. Предоставить приоритет исследованиям, направленным на борьбу с изменением климата и в целом на устойчивость развития страны. Сделать упор на сохранении и рациональном использовании природных ресурсов, таких как почвы, вода, пляжи, атмосфера, леса и биоразнообразие, а также на поощрении амбиентального воспитания.

134. Экономические учреждения, занимающиеся всеми видами деятельности, будут опираться на правовые основы, которые будут содействовать систематическому и быстрому внедрению результатов науки, инновации и технологии в производственные процессы и процессы услуг с учетом установленных норм социальной и амбиентальной ответственности.

135. Определить технологическую политику, которая содействовала бы переориентации промышленного развития и включала бы контроль за технологиями, существующими в стране, чтобы способствовать их систематической модернизации с учетом энергетической и производственной эффективности и амбиентального воздействия, что содействовало бы повышению технологического суверенитета в стратегических отраслях. При импорте технологий учитывать способность страны ассимилировать их и выполнять требуемые ими услуги, включая изготовление запасных частей, метрологическое обеспечение и нормализацию.

136. В агропромышленной деятельности будет стимулироваться во всех звеньях производственной цепи комплексные действия науки, технологии, инновации и охраны окружающей среды, направленные на увеличение производства продуктов питания и обеспечение здоровья животных, включая совершенствование услуг производителям, при снижении себестоимости, большем применении компонентов и расходных материалов национального производства и использовании научно-технологических мощностей, существующих в стране.

137. Продолжать поощрять развитие исследований в сфере социальных и гуманистических наук, касающихся приоритетных вопросов жизни общества, а также совершенствовать методы внедрения их результатов в принятие решений на различных уровнях.

138. Обращать большее внимание на непрерывное формирование и обучение технического персонала и квалифицированных кадров, которые бы соответствовали и предвосхищали научно-техническое развитие в главных сферах производства и услуг, а также на предупреждение и смягчение социального и амбиентального воздействия.

139. Определить и стимулировать новые пути, которые способствовали бы росту творческого духа в низовых рабочих коллективах, и усиливать их участие в решении технологических проблем производства и услуг и в продвижении амбиентально устойчивых производственных форм.

VI. CОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

140. Продолжать защищать завоевания Революции, такие как доступ к медицинскому обслуживанию, образование, культура, спорт, досуг, спокойствие граждан, социальное обеспечение и защита нуждающихся граждан посредством социальной помощи.

141. Вернуть работе и получаемым за нее доходам роль главного пути содействия развитию общества и удовлетворения потребностей личного и семейного характера.

142. Обеспечивать систематическое и устойчивое повышение качества услуг, предоставляемых населению, и пересмотр действующей политики в зависимости от возможностей экономики.

143. Продолжить совершенствование образования, здравоохранения, культуры и спорта, для чего необходимо сократить или ликвидировать чрезмерные расходы в социальной сфере, а также создать новые источники доходов и дать оценку всем видам деятельности, которые могут быть переведены из бюджетного сектора в предпринимательскую систему.

144. Уделить особое внимание изучению и введению стратегий во всех

секторах общества, чтобы решать проблемы, связанные с высоким уровнем старения населения.

ОБРАЗОВАНИЕ

145. Продолжать повышать качество и тщательность учебно-образовательного процесса, постоянно повышать уровень образования на всех уровнях, придавать большую значимость и уделять большее внимание преподавательскому составу и повышать роль семьи в воспитании детей и молодежи. Добиться лучшего использования трудовой силы и существующих мощностей.

146. Качественно и тщательно подготовить в каждой провинции и муниципии нужное количество преподавателей для удовлетворения потребностей учебных заведений на разных ступенях образования.

147. Укрепить роль преподавателя на уроках и добиться, чтобы аудиовизуальные средства и материалы были дополнением к воспитательной работе преподавателя, гарантировать их рациональное использование.

148. Постепенно реорганизовать сеть школ. Сохранять в среднем и полном среднем образовании минимально необходимое количество учащихся-интернов и сократить затраты на транспорт, питание и материальную базу их жизни.

149. Скорректировать мощности школьной сети и преподавательского состава в начальном образовании с учетом экономического, социально-демографического развития и мест проживания учащихся.

150. Добиться, чтобы количество студентов разных специальностей соответствовало потребностям развития экономики и общества. Гарантировать, чтобы подготовка по интересам и профессиональная ориентация, ведущиеся с начальной школы совместно с производственными организациями и предприятиями сферы услуг и с участием семьи, способствовали признанию работы среднетехнического персонала и квалифицированных рабочих.

151. Повышать требовательность и эффективность учебно-воспитательного процесса, чтобы увеличить эффективность учебного цикла (процент выпускников по отношению к поступившим в начале цикла).

152. Актуализировать программы обучения и научных исследований в университетах в соответствии с потребностями экономического и социального развития страны и новых технологий и увеличить число поступающих на специальности сельскохозяйственного, педагогического, технологического направления и основных смежных наук.

153. Определить, что условия, создающиеся для того, чтобы трудящиеся могли учиться, должны отвечать принципу, что учеба проводится за счет их свободного времени и на основе их собственных усилий, за исключением случаев, представляющих особый государственный интерес.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

154. Повышать качество предоставляемых услуг, добиваться, чтобы население было удовлетворено, а также улучшить условия труда работников здравоохранения и заботу о них. Гарантировать эффективное использование ресурсов, экономию и ликвидацию ненужных затрат.

155. Реорганизовать и сконцентрировать медицинское обслуживание по региональному принципу, исходя из потребностей каждой провинции и муниципии, включая оказание неотложной помощи и санитарный транспорт. Гарантировать, чтобы сама система здравоохранения обеспечивала каждому пациенту соответствующее лечение с должным качеством.

156. Консолидировать преподавание и применение клинического и эпидемиологического метода и изучение социальной среды при подходе к проблемам здоровья населения, так чтобы это содействовало рациональному использованию технологических средств диагностики и лечения болезней.

157. Продолжать использовать образовательные рубрики в СМИ во избежание самолечения со стороны населения и вводить другие меры, способствующие рациональному потреблению лекарственных средств.

158. Уделять максимальное внимание развитию натуральной и традиционной медицины.

159. Усилить рекламные и профилактические кампании в сфере здравоохранения в целях улучшения качества жизни, что способствовало бы повышению уровня здоровья народа с участием разных секторов и населения.

160. Гарантировать, чтобы подготовка медицинских работников отвечала потребностям страны и тем, которые будут возникать в силу международных обязательств.

СПОРТ

161. Сделать первоочередной задачей развитие и продвижение всех видов физической культуры и спорта как средства повышения качества жизни, воспитания и комплексного формирования граждан, для чего необходимо сосредоточить основное внимание на массовой практике спорта и физической деятельности на основе реорганизации системы спорта и реструктуризации сети спортивных заведений.

162. Повышать качество и тщательность подготовки спортсменов и учебного персонала, а также организации и участия в национальных и международных спортивных мероприятиях и соревнованиях при рациональности затрат.

КУЛЬТУРА

163. Продолжить поощрение защиты самобытности, сохранения культурного достояния, художественного и литературного творчества и способности их восприятия. Пропагандировать чтение, обогащать культурную жизнь населения и усилить работу среди него в качестве путей для удовлетворения духовных потребностей и укрепления социальных ценностей.

164. Продолжать повышать качество и тщательность профессионального художественного образования и скорректировать набор на обучение различным специальностям в соответствии с потребностями провинций и муниципий и главных профессиональных коллективов.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

165. Сократить относительную долю участия государственного бюджета в финансировании социального обеспечения, которое продолжит увеличиваться в результате роста числа пенсионеров. Поэтому необходимо и далее расширять вклад работников государственного сектора и применение специальных режимов налогообложения в негосударственном секторе.

166. Гарантировать, чтобы социальную защиту получали лица, действительно нуждающиеся в ней, поскольку не могут работать и не имеют родственников, которые могли бы им помогать; отменить пособия, которые могут взять на себя сами люди или их родственники, и скорректировать другие, выдаваемые сегодня, в соответствии с совершенными в последние годы повышениями размеров пособий и пенсий. Параллельно следует объединить всю социальную работу в едином координационном центре.

ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

167. Способствовать включению в трудовой процесс лиц, способных работать, как формы содействия достижению обществом его целей и удовлетворению его нужд.

168. Расширить работу в негосударственном секторе в качестве еще одной альтернативы занятости, в зависимости от новых организационных форм производства и сферы услуг, которые будут приняты.

169. Проводить процесс по упорядочению рабочих мест в стране по принципу доказанной профессиональной пригодности, содействуя устранению раздутых штатов и патерналистского подхода, чтобы стимулировать чувство потребности в работе и сократить затраты в экономике и в государственном бюджете.

170. Гарантировать, чтобы система заработной платы обеспечивала каждому получение оплаты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: