В соответствии с выполненным разбиением периметра поперечного сечения корпуса на поясья производим определение положения расчетных точек по высоте корпуса для вычисления нагрузок на обшивку со стороны моря. Определяем положение обязательных точек с учетом рекомендаций п. 5.2, вычисляя их отстояние zi от ГВЛ
- точка 1: z 1 = d; z 1 =7,8 м;
- точка 1¢: z 1 = d; z 1 =7,8м;
- точка 2: z 2 = d – R – D b 1; z 2 = 7,8 – 2,76 – 0,2 = 4,84 м;
- точка 3*): z 3 = 0 при pw = 0м
- точка 4: z 4 = (D – d) – b ш – b подш. п; z 4 = (13,2 – 7,8) – 1,6 – 2,2 = 1,6 м;
- точка 5: z 5 = D – d; z 5 = 13,2 – 7,8 = 5,4 м.
Для вычисления расчетного давления найдем следующие вспомогательные величины:
= 10,75 – [(300 – 156,6)/100]3/2 = 9,033;
аv = 0,8 v 0(L /103 +0,4)/
+ l,5 = 0,8×14×(156,6/103+ 0,4)/156,60,5 + 1,5 = 2,00;
ах = kx (1 – 2 x 1 /L) ³ 0,267
Так как на миделе x 1 = L /2, то kx (1 – 2 x 1 /L) = 0 и принимаем
ах = 0,267.
Из условия аv ах ³ 0,6 следует
аv ах = 0,6;
pw 0 = 5 cwavax = 5×9,03×0,6 = 27,1 кПа.
Для точки 1, расположенной на днище, имеем
рst 1 = 10 zi = 10×7,8 = 78 кПа;
pw 1 = pw 0 – 1,5 cw zi /d = 27,1 – 1,5×27,1×7,8/7,8 = 13,55 кПа;
p 1 = pst + pw = 78 + 13,55 = 91,55 кПа.
Вычисление расчетного давления для остальных точек представлено в табл. 9.
Таблица 9
Определение нагрузки в расчетных точках НО и ВП
| Расчетные величины и обозначения | Обшивка днища | Обшивка борта Надскуловой пояс | Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс) | Обшивка борта Подширстречный пояс | Настил палубы |
| Расчетные точки | |||||
| 1 и 1¢ | |||||
| Расстояние zi | 7,80 | 4,84 | 0,00 | 1,60 | 5,40 |
| Гидростатическое давление рst 1 = 10 zi, кПа | 78,00 | 48,37 | 0,00 | 16,00 | 54,00 |
| Волновой коэффициент cw | 9,03 | 9,03 | 9,03 | 9,03 | 9,03 |
| Коэффициент влияния скорости av | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | |
| Коэффициент положения сечения ax | 0,27 | 0,27 | 0,27 | 0,27 | 0,27 |
| Произведение avax | 0,60 | 0,60 | 0,60 | 0,60 | 0,60 |
| Волновой давление для ГВЛ pw 0 = 5 cwavax, кПа | 27,10 | 27,10 | 27,10 | 27,10 | 27,10 |
| Волновой давление ниже ГВЛ pw = pw 0 – 1,5 cw zi/d, кПа | 13,55 | 18,70 | – | – | – |
| Волновой давление выше ГВЛ pw = pw 0 – 7,5 аx zi, кПа | – | – | – | 23,89 | 17,72 |
| Расчетное давление ниже ГВЛ p 1 = pst+ pw, кПа | 91,55 | 67,06 | 27,10 | – | – |
| Расчетное давление выше ГВЛ p 1 = pw, кПа | – | – | – | 23,89 | 17,72 |
| Расчетное давление на палубу, кПа р 5 = 0,7 pw ³ p mi n , где р mi n = 0,015 L + 7 | – | – | – | – | 12,40/9,35 |
| Итоговые значения расчетного давления р, кПа | 91,55 | 67,06 | 27,10 | 23,89 | 12,40 |
Найденные значения давления на наружную обшивку и ВП позволяют перейти к вычислению толщин соответствующих поясьев, которые определяются на основе рассмотрения работы элементарных панелей (пластин) судовой обшивки. На рис. 25 представлены фрагменты обшивки (настила) с выделением отдельных пластин.

Рис. 25. Фрагменты обшивки и элементарные пластины. а) днищевая обшивка (настил ВП); б) бортовая обшивка
В соответствии с п. (2.2.4.1) толщина листовых элементов судового корпуса должна быть не менее определяемой по формуле (1.6.4.4):
, мм,
где для днищевой обшивки
a = 0,8 м – шпация основного набора;
k = 1,2 – 0,5 a / b £ 1
a = 0,8 м и b = 2,4 м – меньший и больший размеры опорного контура листового элемента, см. рис. 25;
k = 1 – принимаем;
k s = 0,6 – для днищевой обшивки при продольной системе набора;
s п = 235/h = 235/0,78 = 301 МПа – для стали А32;
и = 0,2 мм/год – интенсивность коррозионного износа для обшивки днища;
Т = 24 года – срок службы судна;
D s = u (Т – 12) = 0,2(24–12) = 2,4 мм – коррозионный износ.
Толщина поясьев днищевой обшивки по условиям прочности
= 15,8×0,8×1×
+ 2,4 = 11,0 мм.
Минимальная строительная толщина наружной обшивки днища и борта в любом случае должна быть не менее
s min1 = (5,5 + 0,04 L)
= (5,5 + 0,04×156,6)×0,780,5 = 10,4 мм.
Принимаем толщину днищевой обшивки по расчетной точке 1
s дн1 ³ max(s 1 s min1) = 11 мм.
Результаты вычислений для остальных точек приведены в табл. 10.
Таблица 10
Определение толщины наружной обшивки и ВП в расчетных точках
| Расчетные величины и обозначения | Обшивка днища | Обшивка борта Надскуловой пояс | Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс) | Обшивка борта Подширстречный пояс | Настил палубы |
| Расчетные точки | |||||
| 1 и 1¢ | |||||
| Меньший размер пластины а, м | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
| Больший размер пластины b, м | 2,4 | 4,4 | 2,4 | ||
| Отношение а / b | 0,33 | 0,11 | 0,11 | 0,18 | 0,33 |
| Коэффициент k = 1,2 – 0,5 а / b £ 1 | |||||
| Расчетное давление p, кПа | 91,55 | 67,06 | 27,10 | 23,89 | 12,40 |
| Коэффициент k s | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
| Предел текучести s n, МПа | |||||
s ¢ = 15,8 ak ,мм | 9,0 | 7,7 | 4,9 | 4,6 | 3,3 |
| Интенсивность износа u, мм/год | 0,17 | 0,14 | 0,17 | 0,1 | 0,1 |
| Срок службы T, год | |||||
| Запас на износ D s, мм | 2,04 | 1,68 | 2,04 | 1,2 | 1,2 |
| Толщина пластины s пр = s ¢ + D s, мм | 11,0 | 9,4 | 6,9 | 5,8 | 4,5 |
s min = (5,5 + 0,04 L) , мм | 10,4 | 10,4 | 10,4 | 10,4 | – |
s mіn = (7 + 0,02 L) , мм | – | – | – | – | 8,9 |
| Принятая толщина s = max(s пр, s min) мм |
Используем полученные значения толщин для вычисления толщины основных поясьев.
Толщина горизонтального киля должна быть увеличена по отношению к толщине обшивки днища на 2 мм.
s г.к. = s дн + 2 = 11 + 2 = 13 мм,
Принимаем s г.к = 13 мм.
Толщина ширстрека выбирается не менее чем большая из величин
s б4 =11 мм или s п.ст p = 12 мм.
Принимаем s ш = 12 мм.
Толщина скулового пояса должна быть не менее большей из толщин обшивки днища и надскулового пояса обшивки борта, т.е s ск.п³max(s дн1¢, s б2) = max(11, 11), мм.
Принимаем s ск.п = 11 мм.
Толщина палубного стрингера должна быть не менее большей из толщин ширстрека и соседнего пояса настила ВП, т.е s п.стр³max(s ш¢, s п5) = max(12, 10), мм.
Принимаем s п.стр= 12 мм.
Толщина пояса в районе переменных ватерлиний (ледового пояса) в данном расчете принимается без учета ледовых нагрузок на основе гидростатического и волнового давления
s л.п = 11 мм.
По результатам расчетов составляем итоговую таблицу
Таблица 11
Итоговые значения строительной толщины поясьев наружной обшивки, верхней палубы и габаритные размеры листов, образующих поясья
| Название листовой конструкции и условное обозначение ее толщины | Значение толщины s, мм | Габаритные размеры листов*) в поясьях b лx l л, мм |
| Обшивка днища | 2000х8000 | |
| Горизонтальный киль | 1800х80000 | |
| Скуловой пояс | 3х1713х8000 | |
| Надскуловой пояс | 2040х8000 | |
| Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс) | 2200х8000 | |
| Подширстрековый пояс | 2200х8000 | |
| Ширстрек | 1600х8000 | |
| Палубный стрингер | 1700х8000 | |
| Настил верхней палубы | 2000х8000 |
*) Размеры листов находятся по ГОСТ 5521-86, выдержка из ГОСТ приведена в Приложении 2.
,мм 





