Определение толщин поясьев обшивки

В соответствии с выполненным разбиением периметра поперечного сечения корпуса на поясья производим определение положения расчетных точек по высоте корпуса для вычисления нагрузок на обшивку со стороны моря. Определяем положение обязательных точек с учетом рекомендаций п. 5.2, вычисляя их отстояние zi от ГВЛ

- точка 1: z 1 = d; z 1 =7,8 м;

- точка 1¢: z 1 = d; z 1 =7,8м;

- точка 2: z 2 = dR – D b 1; z 2 = 7,8 – 2,76 – 0,2 = 4,84 м;

- точка 3*): z 3 = 0 при pw = 0м

- точка 4: z 4 = (Dd) – b шb подш. п; z 4 = (13,2 – 7,8) – 1,6 – 2,2 = 1,6 м;

- точка 5: z 5 = Dd; z 5 = 13,2 – 7,8 = 5,4 м.

Для вычисления расчетного давления найдем следующие вспомогательные величины:

= 10,75 – [(300 – 156,6)/100]3/2 = 9,033;

аv = 0,8 v 0(L /103 +0,4)/ + l,5 = 0,8×14×(156,6/103+ 0,4)/156,60,5 + 1,5 = 2,00;

ах = kx (1 2 x 1 /L) ³ 0,267

Так как на миделе x 1 = L /2, то kx (1 2 x 1 /L) = 0 и принимаем

ах = 0,267.

Из условия аv ах ³ 0,6 следует

аv ах = 0,6;

pw 0 = 5 cwavax = 5×9,03×0,6 = 27,1 кПа.

Для точки 1, расположенной на днище, имеем

рst 1 = 10 zi = 10×7,8 = 78 кПа;

pw 1 = pw 0 – 1,5 cw zi /d = 27,1 – 1,5×27,1×7,8/7,8 = 13,55 кПа;

p 1 = pst + pw = 78 + 13,55 = 91,55 кПа.

Вычисление расчетного давления для остальных точек представлено в табл. 9.

Таблица 9

Определение нагрузки в расчетных точках НО и ВП

Расчетные величины и обозначения Обшивка днища Обшивка борта Надскуловой пояс Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс) Обшивка борта Подширстречный пояс Настил палубы
Расчетные точки
1 и 1¢        
Расстояние zi 7,80 4,84 0,00 1,60 5,40
Гидростатическое давление рst 1 = 10 zi, кПа 78,00 48,37 0,00 16,00 54,00
Волновой коэффициент cw 9,03 9,03 9,03 9,03 9,03
Коэффициент влияния скорости av 2,00   2,00 2,00 2,00
Коэффициент положения сечения ax 0,27 0,27 0,27 0,27 0,27
Произведение avax 0,60 0,60 0,60 0,60 0,60
Волновой давление для ГВЛ pw 0 = 5 cwavax, кПа 27,10 27,10 27,10 27,10 27,10
Волновой давление ниже ГВЛ pw = pw 0 – 1,5 cw zi/d, кПа 13,55 18,70
Волновой давление выше ГВЛ pw = pw 0 – 7,5 аx zi, кПа 23,89 17,72
Расчетное давление ниже ГВЛ p 1 = pst+ pw, кПа 91,55 67,06 27,10
Расчетное давление выше ГВЛ p 1 = pw, кПа 23,89 17,72
Расчетное давление на палубу, кПа р 5 = 0,7 pw ³ p mi n , где р mi n = 0,015 L + 7 12,40/9,35
Итоговые значения расчетного давления р, кПа 91,55 67,06 27,10 23,89 12,40

Найденные значения давления на наружную обшивку и ВП позволяют перейти к вычислению толщин соответствующих поясьев, которые определяются на основе рассмотрения работы элементарных панелей (пластин) судовой обшивки. На рис. 25 представлены фрагменты обшивки (настила) с выделением отдельных пластин.

Рис. 25. Фрагменты обшивки и элементарные пластины. а) днищевая обшивка (настил ВП); б) бортовая обшивка

В соответствии с п. (2.2.4.1) толщина листовых элементов судового корпуса должна быть не менее определяемой по формуле (1.6.4.4):

, мм,

где для днищевой обшивки

a = 0,8 м – шпация основного набора;

k = 1,2 – 0,5 a / b £ 1

a = 0,8 м и b = 2,4 м – меньший и больший размеры опорного контура листового элемента, см. рис. 25;

k = 1 – принимаем;

k s = 0,6 – для днищевой обшивки при продольной системе набора;

s п = 235/h = 235/0,78 = 301 МПа – для стали А32;

и = 0,2 мм/год – интенсивность коррозионного износа для обшивки днища;

Т = 24 года – срок службы судна;

D s = u (Т – 12) = 0,2(24–12) = 2,4 мм – коррозионный износ.

Толщина поясьев днищевой обшивки по условиям прочности

= 15,8×0,8×1× + 2,4 = 11,0 мм.

Минимальная строительная толщина наружной обшивки днища и борта в любом случае должна быть не менее

s min1 = (5,5 + 0,04 L) = (5,5 + 0,04×156,6)×0,780,5 = 10,4 мм.

Принимаем толщину днищевой обшивки по расчетной точке 1

s дн1 ³ max(s 1 s min1) = 11 мм.

Результаты вычислений для остальных точек приведены в табл. 10.

Таблица 10

Определение толщины наружной обшивки и ВП в расчетных точках

Расчетные величины и обозначения Обшивка днища Обшивка борта Надскуловой пояс Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс) Обшивка борта Подширстречный пояс Настил палубы
Расчетные точки
1 и 1¢        
Меньший размер пластины а, м 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
Больший размер пластины b, м 2,4     4,4 2,4
Отношение а / b 0,33 0,11 0,11 0,18 0,33
Коэффициент k = 1,2 – 0,5 а / b £ 1          
Расчетное давление p, кПа 91,55 67,06 27,10 23,89 12,40
Коэффициент k s 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
Предел текучести s n, МПа          
s ¢ = 15,8 ak ,мм 9,0 7,7 4,9 4,6 3,3
Интенсивность износа u, мм/год 0,17 0,14 0,17 0,1 0,1
Срок службы T, год          
Запас на износ D s, мм 2,04 1,68 2,04 1,2 1,2
Толщина пластины s пр = s ¢ + D s, мм 11,0 9,4 6,9 5,8 4,5
s min = (5,5 + 0,04 L) , мм 10,4 10,4 10,4 10,4
s mіn = (7 + 0,02 L) , мм 8,9
Принятая толщина s = max(s пр, s min) мм          

Используем полученные значения толщин для вычисления толщины основных поясьев.

Толщина горизонтального киля должна быть увеличена по отношению к толщине обшивки днища на 2 мм.

s г.к. = s дн + 2 = 11 + 2 = 13 мм,

Принимаем s г.к = 13 мм.

Толщина ширстрека выбирается не менее чем большая из величин
s б4 =11 мм или s п.ст p = 12 мм.

Принимаем s ш = 12 мм.

Толщина скулового пояса должна быть не менее большей из толщин обшивки днища и надскулового пояса обшивки борта, т.е s ск.п³max(s дн1¢, s б2) = max(11, 11), мм.

Принимаем s ск.п = 11 мм.

Толщина палубного стрингера должна быть не менее большей из толщин ширстрека и соседнего пояса настила ВП, т.е s п.стр³max(s ш¢, s п5) = max(12, 10), мм.

Принимаем s п.стр= 12 мм.

Толщина пояса в районе переменных ватерлиний (ледового пояса) в данном расчете принимается без учета ледовых нагрузок на основе гидростатического и волнового давления

s л.п = 11 мм.

По результатам расчетов составляем итоговую таблицу

Таблица 11

Итоговые значения строительной толщины поясьев наружной обшивки, верхней палубы и габаритные размеры листов, образующих поясья

Название листовой конструкции и условное обозначение ее толщины Значение толщины s, мм Габаритные размеры листов*) в поясьях b лx l л, мм
Обшивка днища   2000х8000
Горизонтальный киль   1800х80000
Скуловой пояс   3х1713х8000
Надскуловой пояс   2040х8000
Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс)   2200х8000
Подширстрековый пояс   2200х8000
Ширстрек   1600х8000
Палубный стрингер   1700х8000
Настил верхней палубы   2000х8000

*) Размеры листов находятся по ГОСТ 5521-86, выдержка из ГОСТ приведена в Приложении 2.




double arrow
Сейчас читают про: