Общие положения. Конструкция днища морских судов может быть набрана по поперечной или продольной системе набора.
Суда длиной до 80 - 100 м обычно имеют поперечную систему набора. С увеличением длины судна растут напряжения от общего продольного изгиба корпуса, особенно на удалении от нейтральной оси: в верхней палубе и в днище. Они опасны в первую очередь тем, что могут привести к потере устойчивости сжатых, наиболее гибких элементов - настила палубы или обшивки днища. Балки набора повышают их устойчивость, причём выбор ориентации балок (вдоль сжимающей нагрузки или поперёк) имеет большое значение. А именно, напряжение, при котором теряет устойчивость прямоугольная пластина, подкреплённая с четырёх сторон балками, при сжатии вдоль пластины примерно в четыре раза выше, чем при сжатии поперёк.
Для судов длиной более 100 - 120 м применение поперечной системы набора для днища нежелательно, ввиду сложности обеспечения устойчивости пластин обшивки и настила при общем изгибе судна. Продольная же система набора позволяет легко обеспечить их устойчивость при сжимающих напряжениях вплоть до предела текучести материала.
|
|
Конструкция днищевого перекрытия должна удовлетворять требованиям Регистра морского судоходства. Основной набор при продольной системе набора перекрытия – это продольные балки днища и второго дна, которые расположены через шпацию.
Поперечный набор представлен сплошными флорами, которые состоят из двух частей, стыкуемых на вертикальном киле. В пиках сплошные флоры ставятся на каждом шпангоуте. В машинном отделении и в первом за форпиковой переборкой грузовом трюмом (0,25 L от носового перпендикуляра) сплошные флоры располагают через две шпации, в на остальной части корпуса – через пять шпаций или через 3,6 м, в зависимости от того, что меньше. Для обеспечения доступа в междудонное пространство в сплошных флорах устраивают лазы с минимальным размером отверстия 400*600 мм. Под поперечными переборками устанавливаются водонепроницаемые флоры. Сплошные и непроницаемые флоры для обеспечения боковой устойчивости подкрепляются вертикальными ребрами жесткости.
В диаметральной плоскости находится вертикальный киль, который выполняется неразрезным. Расстояние между вертикальным килем и днищевым стрингером, или между днищевыми стрингерами, или между днищевым стрингером и междудонным листом на уровне настила второго дна должна быть не больше 5,0 м. В районе машинного отделения под продольной балкой фундамента судового двигателя необходимо расположить дополнительный днищевой стрингер.
Вместо вертикального киля может быть устроен туннельный киль, который конструируется из двух стенок, устанавливаемых с двух сторон от диаметральной плоскости. Ширина туннельного киля не больше 1,9 м.
|
|
Стенки вертикального киля между сплошными флорами подкрепляются бракетами, которые устанавливаются через шпацию. Бракеты обеспечивают восприятие реакций кильблоков при постановке судна в док. По высоте стенка вертикального киля подкрепляется одним или двумя горизонтальными ребрами жесткости.
Стрингеры выполняются интеркостельными, т.е. состоящими из отдельных листовых деталей, которые вставляются между сплошными флорами и стыкуются на них. Отверстия доступа на стрингерах вытянуты в продольном направлении и подкрепляются горизонтальными ребрами жесткости.
Рис. 26. Шпигаты для прохода воздуха (а) и жидкости (6, в, г)
Вырезы в стрингерах и флорах должны иметь плавную закругленную форму. Наименьшее расстояние от кромки выреза до обшивки днища или настила второго дна должно быть не менее 0,25 высоты связи в этом районе и менее 1/8 длины выреза.
Расстояние между вертикальными кромками соседних вырезов в днищевых стрингерах и сплошных флорах должно быть не менее половины длины большего выреза. Отстояние кромок вырезов во флорах от продольных переборок, вертикального киля, днищевых стрингеров, наклонного междудонного листа и внутренних кромок бортовых скуловых цистерн должно быть не менее половины высоты вертикального киля в данном районе.
В наборе цистерн двойного дна должны быть предусмотрены отверстия, обеспечивающие свободный доступ воздуха к воздушным трубам и перетекание жидкости. Отверстия в флорах и стрингерах для прохода воздуха располагают вблизи настила второго дна, отверстия для перетока жидкости вблизи днищевой обшивки. Вырезы в продольных балках рекомендуется выполнять эллиптической формы с отстоянием кромки выреза от настила второго дна или днищевой обшивки не менее, чем на 20 мм. Некоторые типы таких отверстий показаны на рис. 26.
Конструкция днища проектируемого судна принимается в виде двойного дна с продольной системой набора, рис. 27.
Перекрытие днища имеет в длину 24 м и в ширину – 28 м.
Рис. 27. Конструктивно-компоновочная схема днища. Вид на наружную обшивку.
Расчетная величина высоты двойного дна по формуле (2.4.4.1):
, м; (2.4.4.1)
h д = (156,6 – 40)/570 + 0,4×28 + 3,5×7,8/156,6 = 1,5 м.
Принятая высота двойного дна:
h д = 1,8 м.
В ДП устанавливается вертикальный киль, который в средней части корпуса судна выполняется непрерывным и непроницаемым.
Число днищевых стрингеров каждого борта в средней части длины принимается равным двум.
Расстояние между сплошными флорами для разрабатываемого судна принимается а р.н = 3 а = 2,4 м.
Рис. 28. Сплошной флор, скуловые и доковые бракет днищевого перекрытия
Сплошные флоры, рис. 28 а, выполняются из двух отдельных листов и стыкуются на вертикальном киле. В плоскости продольных балок основного набора стенки флоров подкрепляются вертикальными ребрами жесткости, привариваемыми к продольным балкам, рис. 29 в. Вырезы под лазы в сплошных флорах выполнены размером 600х800 мм. В скуловой части между сплошными флорами установлены бракеты, которые доведены до ближайшего продольного ребра и закреплены на нем, рис. 28 б. В плоскости поперечных переборок устанавливаются непроницаемые флоры. Продольные балки на непроницаемых флорах приняты разрезными. Конструкция сплошных флоров, скуловых бракет и продольных балок в местах их пересечения с неразрезными флорами показана на рис. 30.
Рис. 29. Вид на продольные конструкции двойного дна. а – сечение по днищевому стрингеру; б – сечение по вертикальному килю; в – сечение по продольным балкам.
Рис. 30. Закрепление продольных балок днища при проходе через сплошной и непроницаемый флоры
|
|
На вертикальном киле между сплошными флорами на каждом шпангоуте установлены доковые бракеты, которые доведены до ближайших продольных балок днища и приварены к ним. Посередине высоты стенка вертикального киля подкреплена горизонтальным ребром. Конструкция вертикального киля представлена на рисунках 27 и 28 б.
Днищевые стрингеры выполняются разрезными на сплошных флорах и вставляются между ними в виде отдельных панелей, рис. 29 а. Вырезы в стрингерах подкреплены по продольным кромкам ребрами жесткости, концы которых у сплошных флоров срезаются на «ус».
Выполненные эскизы двойного дна рассматриваемого сухогрузного судна позволяют определить номенклатуру конструктивных элементов днища, размеры которых зависят от нагрузки на двойное дно и должны быть определены расчетом исходя из условий местной прочности. Определению подлежит:
- толщина настила второго дна;
- толщина крайнего междудонного листа;
- момент сопротивления и размер профиля продольных балок основного набора днищевой обшивки;
- момент сопротивления и размер профиля продольных балок основного набора настила второго дна;
- толщина сплошных флоров;
- толщина вертикального киля;
- толщина стрингеров;
- толщина непроницаемых участков вертикального киля, стрингеров и непроницаемых флоров;
- момент сопротивления и размер профиля вертикальных ребер жесткости по сплошным и непроницаемым флорам;
- момент сопротивления и размер профиля по вертикальному килю и стрингерам;
- толщина бракет вертикального киля, скуловых бракет;
- толщина и длина бракет, прикрепляющих балки основного набора к непроницаемым флорам.
6.2. Определение нагрузок на конструкцию днищевого перекрытия:
Внешнее давление на конструкцию двойного дна:
;
р д = 91,55 кПа принимаем из расчета днищевой обшивки.
Расчетное давление машинного отделения принимается по Правилам РС равным 0,05 МПа;
Р мо=50 кПа
Нагрузки на конструкции двойного дна изнутри определяются в соответствии с п. (2.4.3.2) Правил РС:
|
|
Расчетное давление на двойное дно штучного груза, кПа
= 0,83×9,81×7(1 + /9,85) = 66,6 кПа (1.3.4.1)
где rг = 1/mг = 1/1,2 = 0,83 т/м3 (mг = 1,2 – удельная погрузочная кубатура груза);
g = 9,81 м/сек2 – ускорение свободного падения;
h г = 7 м – высота трюма;
= 0,9×9,81×156,61/3 = 1,64 м/сек2 – вертикальное ускорение груза при качке;
(2.4.3.2.4) Нагрузки при испытаниях
р = 7,5 h и = 7,5×12,4 = 93 кПа;
где h и = zi + h в.т = 0 + (D – h д+ 1) = 13,2 – 1,8 + 1 = 12,4 м – вертикальное отстояние настила второго дна от верха воздушной трубы, рис. 31.
(2.4.3.2.5) Нагрузки от аварийного затопления отсеков второго дна
р ав= 10,5(d – h д) = 10,5(7,8 – 1,8) = 63 кПа;
h д= 1,8 м – фактическая высота двойного дна.
Принимаем для определения элементов набора второго дна максимальную нагрузку р max= 66,6 кПа.
Нагрузки на конструкции внутри двойного дна определяем, считая, что цистерны двойного дна в данном районе судна являются балластными и они полностью заполнены. Тогда р определится согласно формулам (1.3.4.2.1-4, 1.3.4.2.1-5) на уровне середины высоты вертикального киля:
p г = 0,75rг× g ×(zi + D z) =
= 0,75×1,025×9,81(0,9 + 12,4) = 100,3 кПа, (1.3.4.2.1-4)
p г = rг× g × zi + p к = 1,025×9,81×0,9 + 15 = 20,0 кПа, (1.3.4.2.1-5)
Рис. 31. К определению высоты воздушной трубы |
где zi = 0,9 м – отстояние середины вертикального киля от уровня второго дна (крыши цистерны), м, рис 31.
D z = (D – h д) + 1 =
= (13,2 – 1,8) + 1 = 12,4 м – высота воздушной трубы выведенной на палубу над вторым дном;
p к = 15 кПа – давление, на которое отрегулирован предохранительный клапан.
Максимальная из этих нагрузок р max= 95,47 кПа используется при определении толщины непроницаемых участвов вертикального киля и стрингеров.
Нагрузка p = 20 кПа, определенная по формуле (1.3.4.2.1-5) используется для определения толщины непроницаемых флоров и размеров балочного набора, подкрепляющего ВК, стрингеры и флоры.